Роман Греба, заместитель министра образования и науки Украины
Нам больше подошел бы термин не «физическая культура», а «теловоспитание»
07.06.2018 17:57 646

Роман Греба – заместитель министра образования и науки Украины, президент Украинской федерации ученического спорта, с мая этого года стал членом Исполкома Международной федерации ученического спорта (ISF). О проблемах ученического спорта он рассказал Укринформу.

- Поскольку физическая культура входит в круг вашей деятельности, то сразу возникает вопрос: довольны ли вы ее состоянием сегодня?

- Безусловно – нет! Я крайне не доволен состоянием физической культуры в образовательной сфере. Мне даже не нравится сам термин «физическая культура». Недавно, находясь во Львовском университете физической культуры, открыл для себя новый термин «теловоспитание». Если честно, то он мне больше нравится, потому что понятие демонстрирует отношение к личности, развитию своих физических возможностей и своего тела.

Сейчас состояние неудовлетворительное, потому что нет интереса ни у школьников, ни у студентов к занятиям спортом. Часто они проходят путем принуждения. Мы разрушили советскую систему в той части, что у нас нет такого материально-технического обеспечения, какое было тогда. Взамен не создали новые условия и не сформировали новый подход к занятиям физической культурой и спортом в школах. Следовательно этот подход надо менять: от обязательства к поощрению, пробуждению интереса у школьников и студентов заниматься спортом, теловоспитанием.

На основании нового Закона об образовании разрабатывается абсолютно новый стандарт в области физического воспитания. Уже разработано 24 вариативных модуля по спорту. Это и есть как раз введение нового подхода к проведению уроков в школах. Каждый учитель может выбрать то, что ему нравится, и внедрять на уроках.

- Педагоги довольно консервативны. Насколько школьные учителя готовы менять себя и подходы к проведению уроков физкультуры?

- Это сложная просветительская работа. Особенно, что касается мотивирования учителей. Да, педагоги – консервативная часть общества, которая придерживается старых традиций, стандартов, трудно привыкает к новому. Но тем не менее есть значительная часть молодых учителей, которые хотят изменений. Они понимают, что надо привносить что-то новое в украинскую школу, и поэтому с удовольствием преподают эти модули. Их количество с каждым днем медленно, но растет.

Как только их станет больше, уверен – подтянутся и консерваторы. Они увидят, что у их коллег лучшие результаты, школьники посещают уроки по своему желанию, а не принудительно, и тогда они сами захотят выйти на новый уровень и сравняться с теми, кто впереди. Поэтому для нас важно, чтобы были как бы агенты влияния на уровне школ, громад, города.

Еще один важный момент – сочетание реального мира и виртуального. Мы хотим сделать игры с дополненной реальностью. Это будут квесты, часть задач для которых должна выполняться в реальном времени. Учитель физкультуры будет расставлять пространственные ориентиры-подсказки с помощью смартфона, которые ученики должны найти. Используя гаджеты, также стремимся приобщить учащихся к занятиям двигательной активностью. Вскоре мы представим эту новейшую идею.

- Не стало бы дополнительной мотивацией для школьников введение спортивных стипендий для обучения в вузах, которых, насколько знаю, пока нет? Думаю, что этому могли бы способствовать и разнообразные международные соревнования...

- Да, пока таких стипендий нет. Если мы сравниваем зарубежную систему с нашей, то нашу систему высшего образования, когда талантливые студенты у нас учатся бесплатно, часто недооценивают. Однако в нашей стране это не воспринимается. У нас немало студентов учатся за бюджетный счет. Если бы мы сократили систему обучения за бюджетный счет, больше бы людей платило за обучение, тогда это больше ценилось бы.

Согласен, что популяризировать спорт можно и с помощью различных соревнований, которые есть в наших планах. Будем проводить их через Украинскую федерацию ученического спорта. В качестве примера возьмем Всеукраинские гимназиады. Мы также прилагаем сейчас немалые усилия, чтобы в Украину пришли разные детские чемпионаты Европы и мира. Что касается стимулирования, то на предстоящие Всемирные гимназиады в планах есть поощрение победителей ценными подарками и денежными вознаграждениями. Мы хотим, чтобы это было заложено и в бюджете.

Но я сторонник того, что здесь надо привлекать и спонсорские деньги. Существует немало социально ответственного бизнеса, который получит выгоду от рекламирования своих услуг, товаров через ученические и студенческие спортивные события. Как по мне, то для школьников ключевыми являются не столько материальные блага, как моральное вознаграждение. Возьмем детей, которые были на Всемирный гимназиаде в Марокко. Наград они не получили, часть из них ехала за свой счет, но школьники получили колоссальную мотивацию для будущих занятий спортом. Я видел, как горели глаза у победителей и победительниц! Ведь для некоторых это были первые соревнования такого высокого уровня.

- Возвращаясь к вариативным модулям: есть ли у нас соответствующая материально-техническая база для их внедрения?

- На самом деле, для большинства этих модулей в школах вообще не нужно ничего менять. Да, есть новые виды спорта, которые требуют минимальных капиталовложений, например, петанк, фризби, фрибол и другие. Но ведь есть еще громада, которая также заинтересована в развитии спорта на их территории. Это их, наши, общие дети. Сейчас, в связи с государственной политикой децентрализации, много денег вместе с ответственностью передано на места. Есть полномочия, есть деньги, поэтому, пожалуйста, вкладывайте их в спорт и физическую культуру. Поэтому нет никаких сложностей в закупке оборудования для различных видов спорта.

Сложнее, когда нужно строить бассейн. Федерация плавания заинтересована, чтобы плавание было на уроках физкультуры. Но функционирование бассейнов – убыточное, поэтому должен быть тот, кто будет их содержать. Необходимо продумать совместное использование бассейнов и школой, и федерацией. Сначала – уроки физкультуры в бассейне, а затем частичное его использование с коммерческой целью. Для этого должны быть компании по управлению активами бассейнов. Понимаю, что будет критика, что хотят приватизировать их. Но без изменения подходов, без привлечения инвестора ничего не получится. У нас много имущества, которое надо не просто содержать, но и модернизировать, ремонтировать. Полностью обеспечить это государство не сможет.

Так, в Фонде регионального развития предусмотрено направить 10% на развитие спортивной инфраструктуры, у нас есть ответственные органы местного самоуправления, которые вкладывают в строительство. Но это – капля в море по сравнению с тем, что можно получить, привлекая частного инвестора, который эффективнее будет использовать имущество, находящееся у него в управлении.

- Какие отношения между Украинской федерацией ученического спорта (УФУС) и Международной федерацией ученического спорта (ISF)? Воспринимают ли Украину в ISF?

- Долгое время они были не слишком устойчивыми, но сейчас изменились кардинально: сработали наши усилия и желание. В феврале на Зимней гимназиаде в Гренобле состоялся ряд встреч с руководством ISF. У нас во многом совпадает видение развития, функционирования ученического спорта. Мы поняли, что Украину воспринимают как серьезного партнера в спорте, одну из сильнейших стран, которая участвует в гимназиадах. Нас рады приветствовать и видеть и на всех остальных соревнованиях. Это налаживание связи привело к тому, что в прошлом месяце на перевыборах Исполкома ISF меня ввели в его состав. Президентом вновь был переизбран Лоран Петринка. У него, кстати, украинские корни.

- Есть ли в планах Украинской федерации ученического спорта образовательные проекты, ведь Лоран Петринка настаивает на том, что ученический спорт – это, в первую очередь, общение, образование, дружба, а потом уже спорт?

- Соглашаюсь с ним, ведь накануне Всемирных гимназиад я говорил, что основная цель - не первое общекомандное место, огромное количество медалей, а возможность показать нашим школьникам, какой он – другой мир, жизнь, многообразие людей. Чтобы они могли наладить культурные связи. Чтобы после приезда домой они могли пропагандировать здоровый образ жизни, толерантность, нетерпимость к расизму и т.д. Все это первично: образование через спорт. Сочетание этих двух направлений развития личности. Поэтому, конечно, мы будем поддерживать образовательные проекты в сочетании со спортивной деятельностью.

В Олимпии в Греции каждый год проводится фестиваль, где юные спортсмены знакомятся с историей Олимпийских игр наряду с тренировками. В следующем году мы также планируем принять в нем участие. Также у нас в планах есть проведение мероприятий по толерантности, противодействия расизму и дискриминации, соблюдению гендерного паритета.

- Какие ближайшие шаги деятельности Федерации?

- Популяризация Федерации и ученического спорта. Максимальное привлечение органов местного самоуправления, организаций для воплощения идей, которые мы разрабатываем на государственном уровне. Чтобы они поддерживали своих учеников, организовывали различные соревнования. Самое главное для нас – массовость. Чтобы как можно больше детей из-за желания и заинтересованности занимались двигательной активностью, физической культурой, спортом.

Анастасия Волобуева. Киев.

Фото: Тарасов Владимир, Любимов Евгений, Грига Вадим

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-