Бертран Норман: Россия потихоньку закрывается (11.02.2016)

Бертран Норман: Россия потихоньку закрывается (11.02.2016)

Статьи Романа Сущенко
483
Ukrinform
Какие публикации Романа Сущенко могли разозлить Кремль? Укринформ дает ретроспективу статей нашего журналиста, незаконно брошенного за решетку в Лефортово.

Мы уверены, что именно журналистская деятельность Романа Сущенко во Франции, стране, позиция которой совсем не безразлична Кремлю, его острые суждения, его общение с французскими и вообще европейскими политиками и политологами, друзьями Украины, его предостережение в разговорах с ними: не верить Путину - и вывели Кремль. Разозлили настолько, что там не остановились перед совершением дерзкой провокации и смехотворными (как для нас, коллег Романа по Укринформу) обвинениями в шпионаже.

Поэтому, мы решили напомнить читателям и коллегам из других изданий, о чем и как писал Роман Сущенко последнее время. Публикуем очередной материал из ретроспективы журналистских сообщений Сущенко на сайте Укринформа.

Читайте, оценивайте сами:

Морейра не знал страну, о которой делал фильм «Украина, маски революции»

Телеканал Canal+ готовится в третий раз транслировать лживый антиукраинский фильм режиссера Морейры «Украина, маски революции». Известный французский режиссер, автор нескольких десятков документальных фильмов Бертран Норман по просьбе Укринформа посмотрел скандальную ленту, выразил свое отношение к ее автору и ответил на вопросы относительно политики французского телевидения. Он также рассказал о своих снятых в Украине документальных фильмах, где их покажут, поделился наблюдениями за украинцами, философией украинской идентичности, которая его поразила.

Бертран Норман родился в 1972 году в Париже. Учился в Европейской школе бизнеса во Франции (ESCP), Англии (Оксфорд) и Германии, проходил военную службу в посольстве Франции на Филиппинах. Со студенческих лет понял, что его истинное призвание - кино. Окончил школу кинопроизводства в Ванкувере (Канада). Снял два десятка документальных фильмов.

ФИЛЬМОМ МОРЕЙРЫ CANAL+ ВОЗМОЖНО ХОТЕЛ ШОКИРОВАТЬ ЗРИТЕЛЯ

- Бертран, в Украине большой социальный резонанс вызвал показ во Франции документального фильма вашего соотечественника Поля Морейры «Украина, маски революции». Каковы ваши впечатления как режиссера, работающего в жанре документального кино, от этой ленты?

- Мне жаль, что Морейра не использовал время, проведенное в Украине, чтобы лучше с ней познакомиться. Считаю, что в вашей стране происходят очень интересные события, положительные изменения, и нужно быть слепым в смысле человеческих ценностей, чтобы этого не видеть. Мне также жаль телезрителей, поскольку режиссер лишил их возможности увидеть что-то интересное об Украине.

С первых кадров становится понятно, что автор не знал страну, о которой решил снимать фильм, но знал, о чем именно будет рассказывать в фильме. Эта документальная лента является однобокой. Вероятно, он использовал только ту информацию, которая ему была нужна для этого. Остальные мнения он просто игнорировал.

К сожалению, это не единственный случай на французском телевидении. Подобные документальные фильмы или репортажи появляются на наших телеканалах, они являются примитивными по своей методике, не говоря уже о содержании. Авторы хотят что-то доказать, игнорируют то, что их не устраивает. Возможно, это свойство французских журналистов, документалистов. Если это так, то мне жаль Францию.

- Как появляются подобные фильмы во Франции?

- Скорее всего, Поль Морейра предложил Canal+ такой взгляд на украинские события, который никто телеканала еще не предлагал. И редакции понравился такой подход. Мол, этого никто еще не видел. Хотя содержание далеко от истины. Но это продается. Это является особенностью этого телеканала. Возможно, таким новым взглядом на Украине телеканал хотел шокировать телезрителя.

- Много французских экспертов назвали фильм «Украина, маски революции» пропагандистской агиткой Москвы, проплаченной Кремлем. На ваш взгляд, насколько это близко к правде?

- На самом деле этот фильм отражает то, что тиражируют российские СМИ. Но я не могу гарантированно утверждать, что российская власть что-то платила за его создание. Я думаю, что во Франции иногда люди, чтобы отличаться от других, казаться умнее, чем они есть на самом деле, готовы согласиться с мнениями, не соответствующими положению вещей.

- То есть вы предполагаете, что тут дело не в деньгах, а скорее в тщеславии?

- Я не исключаю этого, как не исключаю и внешнего воздействия на Морейру. Вместе с тем, существует проблема системы финансирования фильмов во Франции. Сначала режиссер предлагает телеканалу сценарий будущего фильма, затем руководство размышляет и принимает решение. Если оно положительное, то автор берется снимать на выделенный бюджет. Существует возможность поиска средств в CNC (Национальный центр кинематографии), но бюджет всегда ограничен. Он предоставляет возможность пребывания в стране несколько недель, а сделать качественный фильм за это время очень сложно. Нужно хорошо знать страну, людей, чувствовать баланс различных влияний, большинство мнений, требуется время. И такая финансовая проблема отражается на многих документальных фильмах, которые выходят на французских телеэкранах.

- Имеют ли фильмы,  типа «расследование» Морейры, влияние на общественное мнение?

- Я бы не преувеличивал его влияние на французов. Canal+ является коммерческим телеканалом, который имеет ограниченную аудиторию. Поскольку он транслирует программы путем абонентской платы. Не думаю, что много людей посмотрело его. Но о нем говорили. Это факт.

- Нужно ли какое-то противодействие, опровержения, разъяснения, контрпропаганда со стороны Украины?

- С одной стороны, среди французских журналистов есть много таких, которые профессионально пишут об Украине. Те же Гиймоль (La Croix), Виткин (Le Monde) и много других. С моей точки зрения, они делают очень серьезную работу, их читает много французов, и это влияет на общественное мнение в целом.

Для большинства французов Украина остается малоизвестной

С другой стороны, французам нужно давать знания об украинской культуре, потому что они мало знают вашу страну и мало ею интересуются. Если бы они ассоциировали известные произведения мирового значения, деятелей культуры, выходцев с Украины с их родиной, это было бы конкретно. К сожалению, для большинства французов ваша страна остается малоизвестной. Именно современная украинская культура, не война, экономика или политика, могла бы заинтересовать граждан Франции. Это совсем другие ценности.

РОССИЙСКИЙ НАРОД, КАК И ВСЯКИЙ ДРУГОЙ, ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ

- Каково ваше отношение к аннексии Россией Крыма и агрессии на востоке Украины?

- Как француз, я очень ценю смелость и мужество украинцев, которые они продемонстрировали, выйдя на Майдан, и сейчас, защищая свои взгляды и ценности. Их я прекрасно понимаю, они также являются моими ценностями. Так что я поддерживаю украинцев и их стремление защитить себя.

В то же время, понимаю, что вопрос идентичности очень сложен. У каждого человека видение национальной идентичности является личным, и довольно специфическим. Существуют люди в Украине, которые осознавали свою идентичность и при СССР, другие - после его распада, а есть такие, которые поняли это недавно. Остаются и такие, кто не считает себя украинцами. Идентичность - это то, за что нельзя судить. Я не могу осуждать людей за выбор. Не существует идентичности хорошей или плохой.

Не понимаю ментальное ощущение империализма, которое вижу у россиян. Сожалею о том, что происходит в РФ - страна потихоньку закрывается

Посещая Россию в течение 10 лет, я не могу быть равнодушным к тому, что происходит и там. Но мне до сих пор не понятно ментальное ощущение какого-то империализма, которое я иногда вижу у людей, которые там живут. По моему мнению, империализм нужно оставить истории. Это в прошлом. Лучший вариант для развития - это взаимное уважение, а не намерение контролировать другие нации на их территории. Я сожалею о том, что происходит в РФ, страна потихоньку закрывается. Хотелось бы, чтобы у россиян были нормальные отношения со всеми своими соседями. Я неравнодушен к судьбе многих людей из этой страны. Возможно, из-за этого мне даже важнее заниматься проектами в Украине.

- Что вы думаете о российских деятелях культуры, искусства и кинематографа, которые поддерживают агрессивную политику Путина?

- Поскольку российская пропаганда мощная, имеет большой опыт, она пользуется большим влиянием на российских интеллектуалов. Видимо, многим россиянам трудно не верить своим СМИ.

В целом это явление достаточно сложное. Социальная эволюция в западных странах произошла довольно быстро. В России, которая имеет большую историю, собственную культуру и традиции, она происходит не так быстро. Там не хотят, чтобы западные ценности имели большое влияние на общество. К сожалению, российские интеллектуалы оправдывают этим ограничения свобод, рассматривают их как самозащиту.

- А каково ваше отношение ко введению Киевом и Западом санкций против России?

- Ограничения - это две стороны одной медали. Приведу пример: до 1995 года во Франции действовал закон, который запрещал проводить ядерные испытания. И когда его действие закончилось, президент (Жак) Ширак решил не продлевать его и начать испытания. Тогда большинство европейских стран осудили политику Франции и бойкотировали французские продукты. В те времена, как гражданин своей страны, я возмутился, что наши соседи пытаются повлиять на французскую политику путем санкций. Сейчас, лучше понимая влияние атома на окружающую среду, я их бы поддержал. Мне понятна такая патриотическая реакция.

Сегодня в РФ много людей воспринимают санкции Запада как агрессию против них. Хотя это не агрессия, а реакция на их безответственность. Будапештский меморандум, под которым подписались Россия, США и Великобритания, а позже Франция и Китай, гарантировал безопасность и территориальную целостность Украины. Нужно признать, что Украина выполнила свою часть меморандума, другие страны должны придерживаться своих обязательств. Если сохранение целостности Украины под угрозой, то ответственность Франции и других стран - сделать все, чтобы предоставленные гарантии были соблюдены. Россияне же понимают все по-своему. Патриотическая реакция, пропаганда в СМИ и действия правительства искажают суть санкций. Но каждый народ должен отвечать за свои действия. Иногда, чтобы это осознать нужно время. Это не дело одного дня, месяца, года.

УКРАИНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - ЭТО НАСТОЯЩИЙ ФЕНОМЕН

- Вы неоднократно посещали Россию, сняли несколько фильмов об этой стране. Но несколько последних лет вы увлекаетесь Украиной. Чем вы себе объясняете смену творческих предпочтений?

- Действительно, на протяжении 10 лет я бывал в России. Снимал там фильмы об искусстве, артистах, балете, и заметил, что некоторые талантливые артисты являются украинцами. Когда делал фильм «Балерина» о танцорах Мариинского театра из Санкт-Петербурга, одним из моих персонажей стала Светлана Захарова. Она родилась в Украине, училась хореографии в Киеве, в 16 лет переехала учиться в город на Неве. В 18 лет она стала прима-балериной этого театра. Сегодня она является одной из величайших балерин в мире. Звезды балета Ульяна Лопаткина, Леонид Сарафанов, Денис Матвиенко, Яна Саленко имеют украинские корни. Количество талантливых украинцев в этой категории чрезвычайно высоко. Раньше я также снимал фильм о ностальгических временах Наполеона, людях, которые занимаются реконструкцией исторических событий, и познакомился еще с двумя талантливыми украинцами, киевлянином и севастопольцем. Снимая фильмы и знакомясь с украинцами, я заинтересовался вашей страной, а потом решил приехать и найти интересный сюжет. В это время произошел Майдан. Скажу откровенно, я не очень верил в победу, не верил, что украинцам удастся сменить президента. Но когда это произошло, я был поражен и очень пожалел, что не был тогда с вами.

Украинская идентичность - настоящий феномен современной истории одной из европейских стран

На мои планы также оказало влияние знакомство с украинским тележурналистом и писателем Юрием Макаровым. С ним я дружу более 10 лет. Два года назад я имел с Макаровым и писателем Андреем Курковым разговор в Париже во время Литературного салона. Оба являются русскоязычными, имеют российские корни, но считают себя украинцами. По их словам, привычка жить последние более 20 лет в одной стране, разделяя общие ценности, сделала их, бывших адептов СССР, украинцами. Это во многом изменило ход моих мыслей и мои планы. Я решил взяться за проект об украинской идентичности. Ведь это настоящий феномен современной истории одной из европейских стран.

Например, мой род имеет вековую историю, мой прадед был итальянцем, а остальные французы. Вопрос идентичности - это для меня очень стабильное понятие. У мигрантов - это нечто другое. И сегодня мы можем стать свидетелями рождения целой нации. Когда много людей вдруг понимают, что они принадлежат к украинской нации. И на самом деле, я был в Украине 14 раз, в течение 21 месяца посетил 12 различных городов. И общаясь с местными жителями разных социальных групп, этнического происхождения, я понял, что ваш народ нашел свою идентичность. Я решил взяться за эту тему, которую как режиссер не имею права игнорировать.

- Вы сказали, что посетили много мест в Украине. Наверняка встречались с волонтерами. Что вы думаете о волонтерском движении в Украине?

- Меня очень впечатлило это явление. Ничего подобного я никогда не встречал в своей жизни. Я вполне представил для себя одну из черт украинской идентичности - вера в себя, свободу. Видимо, украинцы, из-за недостатков всех правительств, больше рассчитывают только на себя и делают то, на что не способно государство. И это необыкновенно. Я познакомился со многими украинцами, которые являются частью волонтерского движения, и до сих пор поражен силой духа, тем, что они заботятся больше о других, чем о себе. Наблюдая за этими людьми, я с оптимизмом смотрю на будущее Украины.

- В декабре в Париже состоялся показ документального фильма «Укропы Донбасса» об украинских патриотах-волонтерах на оккупированной территории Луганщины. Видели ли вы его, если да, что могли бы сказать о работе вашего украинского коллеги Руслана Горового?

- К сожалению, я не попал на премьеру, но я обязательно просмотрю фильм. Мне очень интересна эта тема. Собственно я сам познакомился с волонтерами из Донбасса, которые проживают во многих украинских городах. Меня удивило, что луганчане и дончане являются большими патриотами Украины. Мне кажется, что несмотря на тяжелые последствия войны в Украине, миллион переселенцев, многочисленные жертвы войны, экономические потери, потерю территории, такая ситуация на самом деле помогла украинцам. Она позволила многим людям понять себя и свою страну.

ХОЧУ, ЧТОБЫ НА ЗАПАДЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ НОВУЮ УКРАИНУ

- Расскажите о ваших последних работах...

- В Киеве я познакомился с продюсерами современной постановки балета «Великий Гэтсби» (Френсиса) Фицджеральда. Увлекаюсь балетом давно, поэтому решил снять фильм. Это уникальный международный проект с участием украинцев. В частности, в нем присутствуют музыка современного украинского композитора Константина Меладзе, хореография всемирно известного американского постановщика Дуайта Родена, мастерство художного руководителя этого проекта и одновременно танцора Дениса Матвиенко. Я решил снимать постановочный процесс, репетиции, запись музыки. В проекте задействовано много танцоров из Украины, США, и даже балерины с российского Мариинского театра. Они проявили смелость, уезжая в Киев во время войны. Одна из них - прима-балерина из Петербурга - ежедневно в косы заплетала голубо-желтую ленту.

- Как сложилась судьба этого фильма?

- Он на этапе монтирования, и вскоре его предложат французским и американским телеканалам и даже кинотеатрам. Провел несколько переговоров с американскими и французскими дистрибьюторами. Сотрудничаю с польским продюсером.

- А как насчет украинской идентичности?

- Это мой второй проект об Украине. Фильм готов на 70%.

- Вы придумали название?

- Да. Он будет называться «Возрождение нации». Сначала думал назвать фильм «Рождение нации», но впоследствии изменил мнение потому, что для многих ваших граждан это именно возрождение нации.

- Кто является героями фильма?

- Их несколько. Например, одна женщина из Днепропетровска, которая участвует в волонтерском движении. По профессии она актриса и телеведущая программы о погоде на местном телеканале. Что меня поразило в ней, так это сочетание гламурности и смелости. Такой контраст....

- Как ее зовут?

- Ее имя - Юлия Курочкина. Она была на Майдане в 2014 году, а потом я ее снимал в Киеве через год. Юля делилась яркими впечатлениями.

Другой герой - молодой депутат, который раньше работал журналистом во Львове, вел журналистские расследования о состояниях украинских олигархов, а сейчас занимается политической карьерой. Он очень интересуется борьбой с коррупцией, является одним из инициаторов создания Антикоррупционного бюро и многих законопроектов в этой сфере. Мой персонаж многое отличает от закоренелых украинских политиков, он олицетворяет будущее и надежду украинской политики.

Однако большинство моих героев не являются политиками. Еще одна женщина из Донецка, сейчас живет во Львове и также является волотнером. Она хочет сблизить украинцев востока и запада, облегчить культурную интеграцию переселенцев из Крыма и Донбасса. Эта волонтер придумала программу обмена письмами между школьниками Львова, других западных городов и их сверстниками из прифронтовой зоны на востоке. Другие персонажи - это люди из Одессы, которые свернули свой бизнес ради волонтерства.

- Вы упомянули несколько городов. Где еще проходили съемки?

- Я снимал в Мариуполе, Харькове, Артемовске, Марьинке, Днепропетровске, Киеве, Белой Церкви, Черновцах, Виннице, Одессе и Николаеве.

- А когда вы начали съемки?

- В мае 2014 года. С того времени я каждый месяц еду в Украину. Для меня это совсем новый проект. Если звспомним «Балерину», то этот проект уже, проще. В новом фильме много персонажей, много мест, да и тема непростая. Предполагаю, что монтаж будет очень сложным.

- Как складываются ваши переговоры с французскими телеканалами о возможной трансляцию фильма?

- Вместе со своим продюсером Кристофом Делором веду переговоры с несколькими французскими телеканалами о трансляции фильма. По состоянию на сегодняшний день хорошо оцениваю шансы и заинтересованность со стороны телеканала Publiс Senat. Это хотя и небольшой, но серьезный телеканал. Мы надеемся получить дофинансирование и завершить работу, чтобы затем предложить несколько версий другим телеканалам.

- А кто еще помогал вам в этом проекте?

- Во Франции мне очень помог президент Украинского дома Олег Коваль. Он дал много дельных советов, познакомил со многими украинцами в Париже и Украине. Он меня приглашал на много выставок в Украинском культурном центре, на концерты.

В числе других, мне также помог один режиссер-документалист, побывавший на фронте. Это Евгений Степаненко. Оказалось, что я с ним встречался в Петербурге 11 лет назад, он работал в тамошней студии документального кино. А потом через десятилетие встретились снова. Он - украинский патриот, воевал, работает инструктором, очень смелый и отважный человек. Очень мне помог, познакомил со многими людьми, способствовал получению пропуска в зону АТО.

- Какое будущее ждет ваш фильм?

- Мне очень хотелось, чтобы его увидели во Франции и других странах. Ожидаю успеха. Хотя на Западе мало кто понимает то, что происходит в Украине, но я уверен, что много людей откроют себе новую Украину и ее народ. Мне очень хотелось, чтобы таких людей стало больше и в Европе, и в США, и в Украине.

- В России?

- Почему бы и не в России (улыбается). В конце концов, в своем фильме я не навязываю мнение, не берусь судить, что хорошо, а что плохо. Я показываю то, что видел собственными глазами. Это полезно всем, и особенно тем, кто не осознает того, что происходит.

- Что бы вы пожелали украинцам?

- Я желаю вам настоящих успехов, конкретных результатов всех этих усилий украинцев, за которыми я наблюдал, которые являются проявлением большой воли. Я очень хочу, чтобы были результаты. Я оптимист, поэтому уверен, что результаты будут. Хотелось бы, чтобы в этом году.

Роман Сущенко, Париж.

Оригинал материала Р.Сущенко - 11.02.2016


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-