NASA показало последние минуты Cassini

Фото, видео
NASA сожгло в атмосфере Сатурна аппарат Cassini стоимостью $4 млрд, который находился 20 лет в космосе.

Об этом сообщает espreso.tv.

"Окончательное прощание с космическим аппаратом Cassini состоялось 15 сентября примерно в 15:00 по киевскому времени. В лаборатории NASA потеряли его сигнал, а это значит, что он вошел в атмосферу Сатурна, где и сгорел. На самом деле, уничтожен он был даже чуть раньше: сигнал с аппарата на Землю добирается примерно 1:00 20 минут ", - говорится в публикации.

Перед падением в атмосферу газового гиганта автоматический зонд успел сделать последние снимки. На Земле их получили, когда Cassini уже сгорел в атмосфере Сатурна, сообщается на сайте NASA.

Cassini запустили в космос 15 октября 1997. К Сатурну он добирался семь лет по очень сложной орбите.

Весь проект назывался "Cassini-Huygens" и состоял из двух аппаратов общим весом около 2,5 тонн. Cassini был предназначен для изучения Сатурна и его спутников, а Huygens - для приземления на Титане, одном из крупнейших спутников газового гиганта.

Чтобы доставить оба аппарата до самой планеты Солнечной системы, которая видна невооруженным глазом, пришлось сэкономить на топливе. Для этого ученые использовали гравиметрическое ускорение от других планет.

Поэтому аппараты дважды пролетели мимо Венеры, один раз мимо Земли и еще раз - мимо Юпитера. Аппараты будто раскручивали и запускали далее, как камень из пращи.

Траектория полета "Cassini-Huygens" к Сатурну. Графика The Guardian

В общем Cassini пролетел не менее 8 млрд километров в космосе. Источником его питания стал радиоизотопный термоэлектрический генератор - прибор, который использует для получения электричества изотоп плутония-238. Поэтому на борт аппарата было загружено 33 кг плутония. Поэтому, когда аппарат пролетал мимо Земли, ученые очень волновались, чтобы он не потерпел крушение и радиоактивный элемент не попал в земную атмосферу.

Запуск космического аппарата к Сатурну был задуман еще в 1980-х годах. После сложных переговоров было решено, что это будет совместный проект NASA и Европейского космического агентства (ESA).

Читайте также: Зонд Cassini вышел на "смертельный прыжок"

В целом его стоимость составила около $4 млрд. Из них чуть более $3 млрд выделило NASA, еще $500 млн - ESA. Также к проекту присоединилось Космическое агентство Италии, их вклад составил $160 млн. NASA построило аппарат Cassini, ESA - зонд Huygens, а итальянцы предоставили антенны дальней связи и радарный высотомер.

Одно из фото, сделанных Cassini. Под кольцами Сатурна видно Землю. Фото: NASA.gov

Назван проект в честь двух выдающихся астрономов 17-го века - голландца Христиана Гюйгенса и итальянца Джованни Доменико Кассини. Первый открыл спутник Сатурна Титан и кольца вокруг планеты. Второй - еще четыре спутника.

Cassini много исследовал луны Сатурна и нашел на них очень много интересного. В частности, зонд обнаружил метановые дожди на Титане. Из метана на спутнике сформировались реки, три моря и сотни озер.

Кроме того, аппарат обнаружил на покрытом льдом спутнике Энцеладусе подземный океан. На южном полюсе он выпускает в космос мощные водяные струи.

Ученые предполагают, что на обоих спутниках можно найти формы жизни. Конечно, речь идет о бактериях, способных выжить в метановой среде, или в воде.

Одно из фото, сделанных Cassini. Сатурн и его спутники. Фото: NASA.gov

Собственно из-за этих открытий было решено сжечь аппарат в атмосфере Сатурна. Ученые боялись, что его обломки могут навредить возможным формам жизни на двух спутниках.

Кроме того, Cassini добавил понимания относительно того, как из обломков колец Сатурна могут формироваться новые спутники планеты. Также он открыл семь новых спутников, о которых ученые прежде не знали. Поэтому сейчас у Сатурна насчитывается 62 луны.

Cassini также подтвердил существование "спиц" в кольцах Сатурна. Однако ученые до сих пор до конца не понимают природу этого явления.

Кроме того, он сфотографировал красивое шестигранное пятно над северным полюсом Сатурна. Оказалось также, что оно загадочным образом меняет свой цвет - его аппарат видел то голубым, то золотистым.

Одно из фото, сделанных Cassini. Шестигранное пятно на полюсе Сатурна. Фото: NASA.gov

Кроме того, зонд сделал в 2010 году детальные наблюдения за штормом Большого Белого Пятна, которое в основном из этилена. Это явление на Сатурне происходит только раз в 30 лет.

Одно из фото, сделанных Cassini. Шторм на Сатурне. Фото: NASA.gov

В апреле 2017 аппарат вошел в зону между кольцами и собственно планетой. Этот этап исследований откладывали напоследок, потому что опасались, что аппарат уничтожат обломки в этой зоне, которую раньше не исследовали и не имели о ней никакого представления. Впрочем, Cassini не выявил никаких препятствий, что также добавило ученым понимания относительно планеты и ее окружения.

Конечно, Cassini исследовал и кольца. Считалось, что они состоят из обломков, из которых могла образоваться вся Солнечная система. Но они оказались моложе, чем представляли ученые.

Некоторым ученым было нелегко прощаться с миссией, ведь они работали в ней с 1980-х годов. Конец Cassini означает, что мы не увидим свежих снимков Сатурна вблизи еще десятилетия, потому что NASA пока не планирует новую миссию к планете. Она исследует Марс, Юпитер и готовится к запуску аппарата "Europa Clipper", который будет изучать один из спутников Юпитера. Ученые предполагают, что в подледном океане Европы можно найти формы жизни.

Одно из последних фото, сделанных Cassini. Фото: NASA.gov

Можно сказать, что Cassini погиб героически. Аппарат до конца передавал телеметрию. Его последним заданием было "вынюхивание" химического состава атмосферы Сатурна.

Планета оставила ученым еще много загадок. Например, они не знают скорость вращения газового ядра планеты, от которого зависит продолжительность дня на ней. Также ученые до сих пор не установили точную массу колец Сатурна.