ЗАЗ прекращает собирать Lanos — и это единственно правильное, но запоздавшее решение

ЗАЗ прекращает собирать Lanos — и это единственно правильное, но запоздавшее решение

2525
Ukrinform
Конкуренция “евробляхеров” - факт. Но проблема в другом - Украина до сих пор не имеет стабильного производителя реально современных “бюджетных” автомобилей

2 декабря стало известно о том, что крупнейший украинский производитель легковых автомобилей - Запорожский автозавод - прекращает производство Lanos. Об этом сообщил владелец корпорации “УкрАвто” (которой и принадлежит ЗАЗ) Тариэл Васадзе. Решение было вполне ожидаемое, можно сказать, что это был вопрос времени. Ведь модель Lanos с переменным успехом производилась в Запорожье уже 20 лет. Ведущие мировые автопроизводители давно ушли вперед, модернизировали технологии, разработали новые модели, а украинцы “умудрились” до 2017-го года использовать технологии 80-х годов, когда был разработан OPEL ASTRA – по конструкции - прообраз корейского, а затем и украинского Ланоса.

К 2017 году “Ланосы” просто катастрофически отстали от тех же немцев. Например, система ABS (антиблокировка колес), которая устанавливается на большинство европейских, даже бюджетных, легковушек уже с десяток лет, но не входит ни в одну комплектацию украинских “Ланосов”, такая же история и с парктроником и с АКП – до совсем недавнего времени. Не было и в планах внедрения экономичных дизельных двигателей. Кажется самая крупная победа ЗАЗ — это подогрев наружных зеркал. Что и говорить, если сразу после покупки новоиспеченные владельцы украинского «народного автомобиля» вынуждены в первую очередь ехать на СТО, чтобы устанавливать защиту картера, а то за 20 лет (с нашими-то дорогами!) его никто и не подумал внести в базовую комплектацию!

Нам уже казалось, что Lanos — марка вечная, в отличие от самой машины. Но сравнив ее с тем же Фордом или Рено, удивляешься, как это “дитя 90-х” до 2012-го и вообще было лидером по продажам новых автомобилей в Украине...

На фото: Daewoo Lanos, хетчбек, 1 покоління, T100 (01.1997 - 01.2002)
На фото: Daewoo Lanos, хэтчбек, 1 поколения, T100 (01.1997 - 01.2002)

Впрочем, в последнее время “Ланосов” на дорогах Украины стало меньше — это заметно невооруженным глазом. И это подтверждают цифры: за несколько лет производство, а как следствие и продажа “Ланосов” (и всех производных - моделей Sens и Lanos Pick-up) снизились в несколько раз. К 2008 году в Украине их продавали десятками тысяч: в 2006-м — 44 514, в 2007-м — 61 408, а в 2008-м — 56 725. После кризиса и падения гривны с 5 до 8, спрос на «Ланосы» тоже стремительно упал, и уже в 2009-м было продано всего 8 572 автомобиля. Такая тенденция продолжилась, и в 2016 году было продано всего 2738 единиц. С учетом этой статистики решение о прекращении производства выглядит вполне логично — Lanos “умирал” долго и без шансов.

Отчего же спрос на “Ланосы” так стремительно упал и, как следствие, производить их стало невыгодно? Тариэл Васадзе считает, что основная причина - неконтролируемый ввоз в Украину так называемых “евроблях” - нерастаможенных машин на еврономерах. Их владельцы не платят налоги и это, безусловно, влияет на рынок автомобилей в стране. Зато налоги за них платят покупатели, в том числе, отечественных автомобилей - 34% цены продукции наших производителей идут в госказну. Среди других причин Васадзе называет неравные условия для украинских автопроизводителей и импортеров из Европы и Азии. Парадоксально получается, “Ланосы” с рынка вытеснили не новые прогрессивные модели, а подержанные, нерастаможенные и дешевые “евробляхи”.

Итак - факт: Lanos больше не будут выпускать. И это отличный повод, чтобы взглянуть, как будет выглядеть рынок автомобилей эконом-класса в Украине без “народных " Ланосов” и посмотреть, какая есть ему альтернатива?

Lanos «выжили» не только “евробляхи”, но и время...

Стремительное падение спроса на Lanos связано не только с массовым ввозом в страну “евроблях”. Статистика свидетельствует: этот процесс продолжался уже с десяток лет, в то время как европейские подержанные машины вышли на пик популярности только с 2015-го.

Євген Муджирі
Евгений Муджири

Евгений Муджири, основатель блога autogeek.com.ua, считает, что “Ланосы” просто не выдержали конкуренцию с временем. “Сколько ни называй их “народными автомобилями”, в 2017 году чтобы быть народным, мало быть произведенным в Украине. Те же “евробляхи” сейчас более “народные”, чем “Ланосы”. Это все потому, что потребитель стал требовательнее. А “Ланосы”, к сожалению, не могут похвастаться широким спектром опций, которые нужны для комфортного передвижения”.

По мнению другого эксперта - главного редактора портала “Авто24” Сергея Матусяка, “евробляхи” - лишь одна из причин отказа от производства Lanos. “Есть и другие причины - устарелость конструкции автомобиля, комплектация не соответствует современным требованиям. Также заметна активизация конкурентов и снижение качества “Ланосов” в сравнении с прошлыми годами.” - отмечает эксперт.

Сергій Матусяк
Сергей Матусяк

По мнению Сергея Матусяка, есть и технологические причины, которые привели к прекращению производства Lanos. Например, прекращено производство двигателей, которыми традиционно комплектовали украинские машины. Румынский завод Automobile Craiova был выкуплен концерном Ford, который, в свою очередь, решил не продлевать контракты с ЗАЗ. Прекратилось и производство двигателей для Lanos с автоматической коробкой передач – их было немного, выпускать их начали не так давно, с большой задержкой, но все же....

Наконец, выпускать с конвейера всего по две тысячи одной модели в год— это очень убыточно. Учитывая реплику Тариэла Васадзе, Сергей Матусяк считает, что нормальным для завода такого масштаба, как ЗАЗ - производить по 150 тысяч автомобилей в год, а не по 2 тысячи.

Наконец, в последнее время, покупателей отпугивала и цена на Lanos в 8-10 тысяч долларов, которая, по их мнению, была намного завышенной. И есть основания считать, что Lanos столько не стоил. Например, в 2016-м году цены на Lanos базовой комплектации производства ЗАЗ в России и Украине кардинально отличались, чуть ли не вдвое. В Украине они стоили 9600 долларов, а в России — лишь 5182. Это потом выяснилось, что “пятитысячные” легковушки в Россию были завезены еще до войны, в 2013-м, а значит и цены на них осознанно занизили. Но не могла цена на продажу быть ниже той, которую дилер платил непосредственно производителю?.. Согласитесь, этот факт красноречивей любых аргументов!

Рынок “бюджетных” автомобилей: не “Ланосами” едиными

Конечно, традиционно популярного Lanos некоторое время будет не хватать на украинском рынке бюджетных автомобилей. А, возможно это и преувеличение, ведь вряд ли недопоставка тех двух с половиной тысяч машин в год существенно ударит по украинцам. Тем более, что слабый спрос на Lanos означает лишь то, что потенциальные покупатели уже давно выбрали другие варианты.

Евгений Муджири считает, что “за те деньги, которые автосалон запрашивает за “Ланос”, уже давно есть достойные альтернативы. Чаще всего это подержанные машины, но в очень хорошем состоянии”.

По мнению Сергея Матусяка, ждать новых марок автомобилей в Украине пока что не стоит. “Они уже есть на рынке. Сейчас “бюджетными” автомобилями можно считать Renault Sandero ($11 700 у официального дистрибьютора) , Citroen С1 ($11 000), Peugeot 301 ($11 300), Ravon R4 ($9 000), те же “Лады”, или китайские машины. Именно они и разделят между собой спрос на “Ланосы”” - считает эксперт.

Найбільш адекватним замінником Lanos можуть стати узбекські автівки Ravon
Наиболее адекватной заменой Lanos могут стать узбекские автомобили Ravon

“Было бы очень хорошо, если бы для Украины выпускался автомобиль по цене в автосалоне от 5-6 тысяч долларов. Сейчас, к сожалению, новых машин в такой ценовой категории нет. Наиболее адекватной заменой Lanos могут стать узбекские автомобили Ravon (“преемники” UzDaewoo. - Авт.).” - считает Евгений Муджири, - “непонятно, почему “пригнать” машину из условного Узбекистана и продать в Украине выгоднее, а произвести аналог в Украине - убыточнее”.

Сейчас найти новую более дешевую машину за $10 000 - не проблематично. Те же узбекские Ravon R4, которые являются производными от американской машины Chevrolet Cobalt, и ничем не хуже “Ланоса”. Мощность двигателя 106 лошадиных сил (как и у самой мощной сборки “Ланос” с двигателем 1,6 i 16V), расход топлива по городу - 9,8 литра на 100 километров - не мало, но у Ланоса и того больше - до 10,4. А цена - $9 000 - не намного выше “Ланоса” ($8 169 за модель 2016 года производства).

В качестве “заменителя” Lanos можно рассматривать и китайские машины — например, Cherry Tiggo. Базовая комплектация включает ABS, бортовой компьютер, и электронную регулировку зеркал заднего вида. Или Geely, цены на которые начинаются от $9 000, а в комплектации, согласитесь, лучше, чем у “Ланосов”. А за “десятку” можно купить уже и “европейцев” - Peugeot 301 с автоматической блокировкой дверей при движении и сигнализатором о непристегнутых ремнях безопасности. Или же Renault Sandero, с системой помощи при старте “с подъема”.

Можно найти “бюджетную” машину и украинской сборки. Вот например, китайский автомобиль Chery A13 производится на том же ЗАЗе, а в Украине известен как ZAZ Forza. Производят их примерно по 3000 в год, а стоит такая машина от $8 300. Есть и “американец” - Chevrolet Aveo, который также имеет другое название - ZAZ Vida, но цена несколько выше - от $10 300. Выпускают его до 5 тысяч единиц в год. Вот они могут стать действительно равноценной заменой “Ланосам”!

Если же цена в 10 000 долларов все равно неподъемна, то есть варианты с подержанными авто из Европы. Но растаможенными! Тем более, что и цены на них непременно будут снижаться, учитывая Соглашение о свободной торговле между Украиной и ЕС. Поэтому, вероятно, в ближайшее время мы получим возможность покупать неплохие легковушки по адекватной цене.

...А насчет ЗАЗа хочется пожелать одно: не забывайте смотреть в будущее – и все наладится.

Николай Романюк, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>