Показания Цукерберга в Конгрессе: не впечатлили, но $20 млрд – принесли

Показания Цукерберга в Конгрессе: не впечатлили, но $20 млрд – принесли

Аналитика
603
Ukrinform
Ключевой вопрос, понимают ли в компании Facebook масштабы российской агрессии

10 апреля произошло историческое событие – основатель Facebook Марк Цукерберг впервые дал показания в Конгрессе США. Событие – долгожданное, ведь с появления первых признаков скандала прошло уже почти полтора года. За это время мы слышали фрагментарные заявления политиков и менеджмента Facebook, не дававшие составить реальную картину всей проблемы. Например, в конфликте между Facebook и Cambridge Analytica, в перипетиях которого недавно разбирался Укринформ, единой позиции по перспектам выступления основателя социальной сети в Конгрессе не было.

Таким образом, спич Марка Цукерберга – очень ценен в контексте гибридной войны России против всего мира. Важно и то, о чем говорил основатель Facebook, его видение “русской проблемы” и то, как он говорил – по словам заместителя министра информационной политики Украины Дмитрия Золотухина, Марк за время допроса выпил до пяти бутылок минералки. Волновался.

По первым комментариям можно сделать вывод, что многим не понравились ни вопросы конгрессменов, ни ответы Цукерберга. Первые, мол, вообще не понимают, что такое Facebook и как он действует, а второй, может, знает об этом чуть лучше, но не намного. Хотя, это все «вкусовщина», ведь американские политическая элита и бизнес вполне позитивно восприняли дебют Марка Цукерберга в Конгрессе, и это восприятие имеет вполне конкретное измерение: акции компании “прыгнули” вверх аж на 4%, то есть ее капитализация сразу выросла на 20 млрд долларов – это четыре годовых военных бюджета Украины.

Укринформ решил разобраться, чем Цукерберг “подкупил” американский Конгресс и какие выводы можно сделать из его слов.

Речь Цукерберга: Россия – враг, Cambridge Analytica – лжецы, с “ботами” – почти справились

Марк Цукерберг / Getty
Марк Цукерберг / Getty

Прежде всего, Марк Цукерберг в очередной раз признал свою ошибку в том, что допустил использование социальной сети, ориентированной на “все хорошее, что могут принести люди”, в качестве инструмента для нанесения вреда другим людям. Он привел весьма эффективный для современной Америки пример: благодаря Facebook стало возможным начать такие движения, как #metoo (когда пол-Голливуда были обвинены в сексуальных домогательствах) и “Марш за нашу жизнь”. Но в то же время Facebook стал каналом распространения фейковых новостей, вмешательства государств во внутреннюю политику других государств, разжигания расовой или иной вражды. Цукерберг признал, что Facebook создал – ему же за это и отвечать. И с этим не поспоришь...

Попутно Марк Цукерберг высказал свое видение скандала с утечкой данных пользователей социальной сети. Мол, мы и представить не могли, что данные будут использованы в политических целях. Когда в администрации Facebook узнали из прессы (!) о том, что Cambridge Analytica не удалила собранное, сразу же начали принимать меры – запретили Cambridge Analytica использовать данные пользователей и удалили страницы всех причастных к утечке данных. А дальше – организовали расследование. Впрочем, скандал вокруг Cambridge Analytica заставил Facebook взяться за пересмотр политики защиты персональных данных пользователей – проверить всех сотрудников, имеющих доступ к большому объему персональных данных, проверить “дружеские” приложения, не собирают ли они данные и сообщить пользователям, кто и как может “украсть” их персональные данные и какие именно.

Отдельно Цукерберг остановился на российском вмешательстве в американские выборы. “Мы узнали о кампании дезинформации, которую проводит российское “Агентство интернет-исследований”, неоднократно пытавшееся манипулировать людьми в США, Европе и России”, – рассказал Цукерберг, добавив, что было обнаружено около 420 аккаунтов и страниц, которые “сгенерировали” за два года около 80 тысяч постов. По оценке, посты, выданные “Агентством интернет-исследований”, могли увидеть около 126 млн человек. И еще 20 млн – в приложении Instagram. По информации Facebook, еще около 100 тыс. долларов “Агентство...” потратило на платную рекламу.

Как Facebook планирует этому противодействовать? Во-первых, привлекать к поиску и удалению фейковых аккаунтов искусственный интеллект. В компании говорят, что опробовали эту технологию на нескольких прошлогодних выборах. Во-вторых, было анонсировано повышение расходов на безопасность персональных данных, в частности увеличен штат сотрудников, ответственных за это направление, с 15 до 20 тысяч человек. Также анонсирован рост прозрачности политической рекламы, но на условиях, которые предложит Конгресс США. Пока они неизвестны.

В конце концов, Цукерберг в Конгрессе “не открыл Америку”, но несколько важных месседжей до парламентариев и всех заинтересованных донести смог. Самым главным из них стало понимание своей ответственности за персональные данные пользователей – как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”. А теперь, когда пришло понимание, появятся и новые пути противодействия информационным угрозам.

Укринформ попросил специалистов поделиться мнениями о речи Марка Цукерберга в Конгрессе США:

Эллина Шнурко-Табакова, председатель правления Ассоциации предприятий информационных технологий Украины:

Елліна Шнурко-Табакова
Эллина Шнурко-Табакова

“Настало время определяться: или соцсети – платформа для общения, или же СМИ”

Выступление Марка Цукерберга демонстрирует понимание масштабов российского вмешательства, но не использует однозначных формулировок, как, например, агрессия или гибридная война. Его словарный запас сводится к “бизнес” терминам – размещение рекламы вне правил, аудит выполнения правил и требований Facebook и так далее. Но масштабы вмешательства в выборы в разных странах – значительно больше. Впрочем, после его выступления стоимость акций вернула 20 млрд капитализации, то есть рынок воспринял извинения и стратегию.

Даже по опыту Украины мы понимаем, что РФ не действует по имеющимся правилам. То есть нельзя контролировать только размещение рекламы и обращать внимание на “ботофермы” и систему раздувания вражды в обществе. Более того, использование патриотических тем в последнее время стало эффективнее других методов. Времена троллей из Ханты-Мансийска – давно пройденный этап. Поэтому здесь говорится не о радикальной смене политики соцсети, а о совершенствовании выполнения ранее анонсированных правил.

Что интересно, Цукерберг озвучил миссию Facebook "сделать мир лучше за счет персонализированных коммуникаций". Проверка новых аккаунтов, анализ их "жизни" в целом позволяет эффективно избавляться от “ботов”. Но Facebook не может быть “надзирателем” над пользователями и решать, что могут они писать, а что – нет. Собственно украинский опыт очень хорошо демонстрирует неспособность кого ни попадя влиять на качество контента, «измерять» лексические обороты какой «линейкой» или принимать чью-то сторону в общественно важной дискуссии. Пришло время определяться: или социальные сети будут платформой для общения, или же средствами массовой информации. Первый путь предполагает, что редакционную политику должен выполнять каждый пользователь, то есть понимать и быть согласным на ограничения. В то же время пользователи должны понимать политику социальной сети: чем именно мы платим за бесплатные сервисы и как это работает, понимать как самостоятельно защитить свои данные. Поэтому было бы очень хорошо ввести для пользователей курсы обучения на базе платформы и поднимать уровень технической и медиа грамотности пользователей соцсети.

А в “гонке вооружений” Facebook должен победить. Даже если для этого нужно будет уйти с российского рынка. Возможно стоимость акций, если это сделать в правильное время, только возрастет.

Диана Дуцик, медиа-эксперт, преподаватель Могилянской школы журналистики:

Діана Дуцик
Диана Дуцик

“Понимать масштабы российской агрессии – не значит эффективно им противодействовать”

Во время слушаний в Конгрессе Цукерберг заявил, что они начали детально изучать, чем занималось российское Агентство интернет-исследований. Facebook удалил 470 аккаунтов, через которые оказывали влияние на выборы в США, а также тысячи фиктивных аккаунтов в различных странах мира. Но понимать масштабы – еще не значит с ними эффективно справляться. Поскольку Россия будет использовать и в дальнейшем все возможные инструменты в информационном поле для достижения своих целей. Не будет ботов, будет что-то другое. Не будет Facebook – также найдут альтернативу. Поэтому вопросы безопасности здесь гораздо шире – это серьезная угроза и вызов для демократического мира.

Цукерберг выглядел неуверенно, когда говорил о новых инструментах борьбы с российским влиянием, и с языком вражды. Он пообещал найти лучшие решения в ближайшие несколько лет. Но за эти несколько лет многое может еще случиться. Ведь новые технологии развивают не только такие компании, как Facebook, но и те, кто их использует с далеко не благородной целью. Проблема в том, и это Цукерберг признал, что специалисты компании уделяли много внимания технической безопасности (взломы, кибератаки и т. п), но не смогли вовремя распознать новые информационные операции. В 2018 году Facebook собирается опробовать новый инструмент идентификации фиктивных аккаунтов (ведь во многих странах мира в этом году пройдут выборы). Но опять же, фиктивные аккаунты – это лишь один из инструментов распространения манипулятивной информации. А что делать с другими – остается вопросом.

Валентин Войтков, политтехнолог, исполнительный директор коммуникационной группы XPR:

Валентин Войтков
Валентин Войтков

“Возможно, в скором времени пользователи смогут отказаться от рекламы вообще. Но не бесплатно”

Пока трудно говорить, станут ли действенными инструменты, которые вводит Facebook для противодействия российской агрессии, ведь судя по словам Цукерберга компании для внедрения инструментов противодействия пропаганде и фейковым новостям нужно время. Однако ждать радикальных изменений для обычных пользователей – не стоит. Хотя возможно, появится определенная плата для людей, которые не хотят видеть рекламу. По крайней мере, об этом обмолвился Марк Цукерберг, выступая в Конгрессе.

При этом после скандала с вмешательством России в американские выборы политический контент и политическая реклама будут проходить дополнительную фильтрацию, потому что это очень чувствительная тема для политиков западных стран. Например, уже сейчас Facebook в партнерстве с известными медиа-компаниями занимается так называемым кросс-чекингом – то есть проверкой публикаций в социальной сети на их правдивость.

Есть другая позитивная новость – во время слушаний в Конгрессе Марк Цукерберг сообщил, что до конца года около 20 тысяч сотрудников Facebook будет заниматься анализом контента и безопасностью данных пользователей. А в будущем компания будет использовать искусственный интеллекте и определять местоположение пользователей, владельцев страниц рекламодателей. Чтобы, например, компания, работающая в России, не могла под видом американской компании распространять политическую рекламу или фейковые новости.

Однако сам Марк Цукерберг признал, что этого недостаточно. РФ постоянно будет искать слабые места в социальной сети, поскольку через Facebook можно получить доступ к сотням миллионов американцев, а также граждан других стран. Этот факт постоянно привлекает армии троллей и генераторов фейковых новостей. Например, буквально на днях стало известно о фейковом происхождении страницы Black Lives Matter, через которую собирали пожертвования на защиту прав афроамериканцев. Страница имела более 700 тыс. участников, а заблокировали ее только после расследования журналистов. То есть даже сейчас, в разгар скандала Facebook не может похвастаться четкой и слаженной работой по предупреждению распространения фейков и языка вражды на своей платформе.

Николай Романюк, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>