Телескопы Gaia и Hubble определили точную скорость расширения Вселенной

Астрономам удалось произвести самые точные измерения скорости расширения Вселенной с помощью телескопов Gaia и Hubble.

По новым данным, постоянная Хаббла составляет 73,5 километров в секунду на мегапарсек, то есть расхождение между уже известными значениями оказалась еще большей, чем считалось ранее, сообщается в журнале The Astrophysical Journal.

Почти 100 лет назад астрофизик Эдвин Хаббл, наблюдая за далекими галактиками, определил, что они не стоят на месте, а постепенно разбегаются в стороны, причем скорость удаления конкретной галактики прямо пропорциональна расстоянию до нее. Сегодня этот закон называется законом Хаббла, постоянную, которая входит в него, называют постоянной Хаббла.

Читайте также: Японский зонд сфотографировал астероид "Рюгу"с близкого расстояния

Группа астрономов под руководством нобелевского лауреата Адама Рисса, который получил премию за открытие ускоренного расширения Вселенной посредством наблюдения далеких сверхновых, "подогрела" это противоречие, получив данные с помощью телескопов Gaia и Hubble. Астрономы подсчитали расстояние до соседних галактик за цефеидами – класса пульсирующих (сменных) звезд (гигантов и сверхгигантов). Этот класс звезд имеет хорошо установленную зависимость между периодом изменения блеска и звездной величиной – чем ярче звезда, тем медленнее она пульсирует. Если нам известны две звезды, которые пульсируют с одним и тем же периодом, и расстояние до одной из них, то расстояние до другой можно определить по несложной формуле.