Роботы заменят человека. А на что люди жить будут?

Роботы заменят человека. А на что люди жить будут?

425
Ukrinform
Беспилотное судно Sailbuoy Met пересекло Атлантику, по дороге измеряя качество воды и высоту волн... Океанологи и метеорологи останутся без работы?

Мировые СМИ постоянно пестрят заголовками о роботах-автомобилях, роботах-грузовиках, робота-самолетах. Теперь есть и робот-парусник. Норвежское беспилотное судно Sailbuoy Met (аппарат, напоминающий небольшую доску для серфинга с несколькими солнечными батареями и жестким парусом), в рамках трансатлантических соревнований для роботизированных лодок Microtransat Challenge, 26 августа преодолело дистанцию в 3000 километров, добравшись от Ньюфаундленда, острова у северо-восточных берегов Северной Америки (часть канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор) до Ирландии чуть больше чем за два с половиной месяца. На сегодня это единственный успешный случай в истории, когда плавсредство без непосредственного участия человека успешно пересекло Атлантику. Начиная с 2010 года было более 20 подобных попыток, но все они закончились неудачей. Парусные работы бесследно пропадали, ломались, попадали в рыбацкие сети и тому подобное.

Норвезьке безпілотне судно Sailbuoy Met подолало дистанцію в 3000 кілометрів, діставшись від Ньюфаундленду до Ірландії трохи більше ніж за два з половиною місяці
Норвежское беспилотное судно Sailbuoy Met преодолело дистанцию в 3000 километров, добравшись от Ньюфаундленда до Ирландии чуть больше чем за два с половиной месяца

Кстати, по правилам соревнований максимальная длина роботизированного судна должна быть не более 2,6 метра. Плыть можно или из Европы в Карибское море, или от Ньюфаундленда в Ирландию. Участвовать можно в одном из двух классов: “беспилотный”, где оператор с берега задает направление движения судна, и полностью автоматический, где такое вмешательство не допускается, и выбор курса делает исключительно бортовая автоматика.

Укринформ попытался выяснить, что еще известно о беспилотном судне Sailbuoy Met, а также поинтересовался у экспертов, какие риски и выгоды от внедрения подобных технологий будет иметь человечество?

Что известно о Sailbuoy Met?

Информации о морском беспилотном аппарате немного. К примеру, британское издание DailyMail пишет: Sailbuoy Met укомплектован различными морскими датчиками, современными системами навигации, может управляться через спутник, а также использует систему слежения в реальном времени с помощью системы спутниковой связи Iridium. Кроме того, на нем установлено множество научного оборудования, которое позволяет аппарату проводить анализ качества воды, определять места разлива нефти, измерять высоту волн, а также собирать метеорологические и другие океанологические данные. Для движения аппарат имеет жесткий парус.

На сайте производителя беспилотного судна говорится о погодных условиях во время пересечения Атлантики: от полного штиля до настоящих штормов. Там же сообщаются технические характеристики Sailbuoy Met: длина – 2 метра, водоизмещение - 60 кг, полезная нагрузка – 15 кг/60 дм3, средняя скорость – 1-2 узла, допустимый диапазон скорости ветра – 2-20 м/с, жизнеспособность – в любых погодных условиях, максимальная продолжительность миссии – 12 месяцев.

Заберут ли роботы у нас работу, или Океанолог и метеоролог как профессии исчезнут?

Это первый шаг, и впереди – еще годы дальнейшей апробации и развития идеи. Но уже можно услышать: если машины, авиационные, морские и другие транспортные средства будут полностью роботизированы, оснащены функцией автопилота, то десятки профессий могут просто исчезнуть. В данном случае “под угрозой” океаналоги, метеорологи, рыбаки... Когда именно? – лишь вопрос времени. На уже упомянутом официальном сайте производителя сейчас предлагаются две версии автоматизированных судов: Sailbuoy WQM – для мониторинга состава воды и Sailbuoy Wave – для исследования волн. Напомним, что когда воздушные дроны, в частности, квадрокоптеры считались роскошью, и стоили тысячи долларов. Сейчас же такую игрушку можно запросто и по доступной цене приобрести в любом интернет-магазине. К примеру, на той же “Розетке” предлагаются квадрокоптеры от 500 гривен...

Собственно, а что об этом думают эксперты?

Владимир Бандура, исполнительный директор Innolytics Group:

Володимир Бандура
Владимир Бандура

“Благодаря автоматизации экономика Великобритании получила дополнительно более 140 миллиардов фунтов, а обычные британцы – 3,5 миллиона новых рабочих мест”

“Буквально две недели назад на SU Global Summit мировые топ-специалисты обсуждали, что ждет человечество в ближайшие 10-15 лет, в частности, поднимался и вопрос об автоматизации производства и месте человека в этом процессе. Интересную мысль по этому поводу высказал директор Deloitte Consulting Стив Хэтфилд, который представил на Саммите выдержки из исследований за 2000-2015 годы. Так вот, там говорилось, что из-за технологий в Британии были потеряны 800 тысяч рабочих мест, но при этом созданы 3,5 миллиона новых. Более того, зарплата каждого из сотрудников на новых рабочих местах составляла в среднем на 10 тысяч фунтов стерлингов больше. Почему так? Потому автоматизировали низкооплачиваемые рутинные работы, а создали более квалифицированные рабочие места, с лучшей зарплатой. Благодаря этому экономика Британии, по подсчетам Deloitte Consulting, получила дополнительно более 140 миллиардов фунтов стерлингов. И, как заявил Стив Хэтфилд, есть все основания предполагать, что именно такой сценарий будет развиваться и дальше. Беспокоит только динамика изменений. Ближайшие 10 лет могут возникать большие перекосы, а на адаптацию уволенных сотрудников понадобится время. Поэтому, скорее всего, станет неизбежным массовое внедрение социальных гарантий на период адаптации людей к новым условиям. Вопрос в том, какие именно это будут гарантии. Один из вариантов озвучил соучредитель первого в мире предприятия по космическому туризму Space Adventures Питер Диамандис: “Возможно, сотрудники, замещенные работами, должны получать часть денег, которые зарабатывают для компаний эти работы”.

Владимир Хицяк, директор Центра этики и технологий Львовской бизнес-школы УКУ:

Володимир Хіцяк
Владимир Хицяк

“При дальнейшей роботизации вполне вероятен сценарий так называемого "безусловного базового дохода”

– Роботизация и автоматизация действительно существенно повлияют на рынок труда, а в некоторых сферах вообще вытеснят человека. И это касается не только рабочих профессий, но и так называемых "белых воротничков". "Под удар" могут попасть и юристы, и программисты (базового уровня), и даже бизнес-аналитики с финансистами. Однако эта новая реальность несет как риски, так и возможности. Скажем, потеря работы не обязательно будет означать потерю средств к существованию, ведь экономика зависит от потребительской активности. Это означает, что то, что будут производить работы, кто-то должен потреблять, формировать спрос. Вряд ли это будут тоже роботы. Мы, люди, всегда вступаем в так называемые игры обмена: что-то создаем, изготавливаем и обмениваемся продуктами нашего творчества. Сейчас это привычные нам продукты и услуги: еда, развлечения, книги, техника и т.д. Роботизация не прекратит стремление к обмену ценностями, просто это уже будут не привычные нам товары широкого потребления (их будут производить работы), а нечто другое, присущее только человеку: опыт, искусство, истории, впечатления. Вполне вероятен сценарий так называемого безусловного базового дохода, когда каждый по умолчанию будет получать доход, покрывающий наши базовые потребности. Это может высвободить значительные творческие силы, ведь человек будет иметь возможность заниматься только тем, что ему нравится, ведь уже не будет стоять вопрос заработка для выживания. Базовый безусловный доход – это не только филантропия или решение проблемы возможных социальных напряжений, а еще и поддержание экономического баланса, ведь экономике нужны платежеспособные потребители. Сейчас в основе всего лежит себестоимость, а в основе себестоимости – наша производительность труда. Производительность труда будет значительно выше. Следовательно, и себестоимость товаров широкого потребления будет минимальной. А во-вторых, базовый доход лишает необходимости администрировать социальные расходы и содержать армии чиновников – он просто заменит собой все другие социальные платежи. Скажем, Швейцария уже была готова его внедрять, но граждане не поддержали на референдуме – видимо, побоялись.

Что касается развития беспилотных приборов, то здесь перспективы очень интересные, но в то же время и очень туманные. Технологически бум беспилотников может произойти в ближайшие два-три года. Появляются новые материалы, стандарты защиты, растет спрос. Однако рисков пока гораздо больше – безопасность, в первую очередь. Ведь любую технологию можно использовать как на пользу, так и во вред человеку. Мы и сейчас видим, как дроны используют для контрабанды, нелегальной слежки. И это будет только расти. Многие страны начинают внедрять довольно жесткое законодательство по беспилотникам. Поэтому, думаю, этот рынок и эту технологию ожидает период турбулентности и законодательного регулирования”.

Сергей Митяев, основатель онлайн-медиа о технике gagadget.com:

Сергій Мітяєв
Сергей Митяев

“Океанолог работу не потеряет, потому что там, где нужно исследовать неизведанные области, без человека никак не обойтись”

– Робот – это инструмент. Появление роботов в хирургии не уничтожило профессию хирурга. Наоборот, сделало их работу более эффективной и надежной. Работы способны повлиять на исчезновение профессий, связанных с простым физическим трудом: подметать улицы, менять лампочки, грузить и вывозить мусорные баки. Работу океанолога робот не выполнит. Ведь там, где нужно исследовать неизведанные области науки, где нужно принимать решения и делать то, что никто и никогда не делал раньше – там работы в ближайшем будущем человека не заменят. Но искусственный интеллект может использоваться (собственно, уже используется) для анализа большого массива данных и принятия решений. Но все это пока в рамках уже существующих бизнес-процессов. Новых работы не создадут. Проще говоря, людям останутся профессии с низкой долей физического труда и высокой долей умственного.

Роботизация действительно неизбежно снизит человеческий фактор. Статистика уже действующих систем автоматизированного управления автомобилями это подтверждает. Аварии там тоже есть, но их число в пересчете на пробег автомобиля, ниже на порядок. Риски и недостатки от внедрения роботов лишь в том, что они изменят рынок труда, но глупо бояться этих процессов. Триста лет назад большую часть населения составляли крестьяне, сейчас – жители городов. Эти изменения появились в результате повышения эффективности технологий обработки земли. Сегодня не нужно так много ручного труда на земле. То же самое произойдет и с другими профессиями, где высока доля ручного труда. Кроме того стоит помнить, что появление роботов неизбежно создаст множество новых рабочих мест, связанных с проектированием, обслуживанием, модернизацией и утилизацией роботов. Современным детям важно знать: учиться им придется всю жизнь в постоянно меняющемся мире, чтобы управлять этими изменениями, а не остаться без работы, если они не умеют делать ничего, чему нельзя научить работа”.

Александр Рябцев, руководитель проекта Startup.In.UA:

Олександр Рябцев
Александр Рябцев

“Автопилот в самолетах уже лет "надцать", но профессия пилота и до сих пор жива”

– В вопросах роботизации не стоит "демонизировать" автоматику, поскольку она не вытесняет, а, обычно, дополняет человека и ее возможности. Успех Sailbuoy Met как раз и показывает, что мы будем пользоваться технологиями не только на земле и в воздухе, но и на воде. Самые "продвинутые" автопилоты требуют наличия человека, который бы контролировал действия машины. Бесспорным преимуществом является безопасность, так как за время разработки различных автоматических систем было доказано, что самым слабым в цепи всегда оказывается человек. А недостатком может стать этическая проблема, которая возникнет, например, в случае ДТП с участием и по вине беспилотного автомобиля: кого винить – разработчика программного обеспечения, производителя машины или владельца? На эти и многие другие вопросы обществу в целом и юристам в частности придется искать ответы”.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>