Где наш завод электромобилей в Карпатах, Илон Маск?

Где наш завод электромобилей в Карпатах, Илон Маск?

Аналитика
187
Ukrinform
Проблема не только в нашем инвестиционном климате, но и в том, что аккумуляторы все равно придется возить из Китая. Впрочем, это не только наша проблема...

В октябре этого года американская компания Тесла приобрела в Китае, а именно в окрестностях Шанхая, земельный участок для строительства завода. Участок площадью почти 865 тыс кв. м обошелся компании в 140 млн долларов. В планах корпорации — за три года начать производство электромобилей. Сначала завод будет рассчитан на выпуск около 250 тысяч автомобилей и аккумуляторных блоков в год, а затем мощности будут увеличены вдвое. Примеру Tesla могут последовать и европейские автопроизводители — идею вложить в строительство электромобилей в Китае $12 млрд в прошлом году объявил Volkswagen. А еще недавно об этом заявлял и Renault.

Кроме того, Китай имеет и свои «электромобильные» бренды, которые разрабатываются и собираются там же — BYD, BAIC, SAIC, Geely, Chery — и это только те, которые представлены в списке топ-10 продаж электрокаров за 2018 год. В частности, автомобилей BYD за 10 месяцев 2018 года было продано 137 436 единиц, BAIC — 91 029, SAIC — 88 555, Geely — 74 997, а Chery — 44 091. Всего на рынке электромобилей, хоть Tesla с 154 123 проданными машинами и является лидером по продажам китайских брендов там — 47%. Американских и немецких — по 16%, японских — 10%, а южнокорейских — 4%.

Итак, Китай контролирует почти половину рынка электромобилей. А с приходом Tesla в Поднебесной окажется до 60% всего производства экологичных автомобилей. Так чем обусловлен такой стремительный подъем Китая?

Как Китай разбивает европейскую мечту об электрокарах

Издание CNN в статье “Китай разбивает европейскую мечту об электрокарах” приводит несколько основных причин успеха Поднебесной. Во-первых, большинство покупателей электрокаров живут именно в Китае. К тому же им выгодно покупать машину именно у отечественного производителя (если точнее, то у компаний, производственные мощности которых расположены в Китае). Тем самым покупатели избегают высоких тарифов на импорт транспортных средств.

Причиной того, почему Китай так заинтересован в электромобилях, является высочайшая загрязненность воздуха, считает директор экономических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Володимир Омельченко
Владимир Омельченко

“Поскольку Китай потребляет больше угля, чем остальные страны мира вместе взятых, он сталкивается с огромными экологическими проблемами. Поэтому Компартия Китая и внедряет программу перехода на возобновляемые источники энергии, ядерную энергетику и так далее. А электромобили являются одним из элементов “декарбонизации” экономики Китая. И речь идет не только о льготах для производителей. Китай, в отличие от европейских стран, имеет плановую экономику, что позволяет ему реализовывать специальную политику — через льготы как производителям, так и покупателям электромобилей, через административные рычаги воздействия на бизнес, через доступное кредитование и так далее”, – пояснил эксперт в комментарии Укринформу.

Во вторых, китайские производители электрических транспортных средств, строят свои заводы недалеко от мощностей производителей аккумуляторов. По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, около двух третей мировых производственных мощностей для литий-ионных аккумуляторов, наиболее часто используемых в электрических транспортных средствах, расположены в Китае.

По оценкам аналитиков Wood Mackenzie, Европа имеет лишь 1% рынка литий-ионных аккумуляторов — этим и объясняется стремительный отрыв Поднебесной. “Европа вскоре может увидеть, как в будущем ее машиностроители переносят производство в Китай», – заявил Симон Тальяпетра, энергетический аналитик Fondazione Eni Enrico Mattei. По его словам, это огромный риск для региона, в котором размещаются такие компании, как Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz и Renault. Volkswagen, напомним, уже объявил о планах вложить в Китай миллиарды долларов.

Так есть ли у Европы имеет шансы догнать Китай в производстве электромобилей? CNN приводит абсолютно разные мнения. Соучредитель шведской исследовательской компании EV-Volumes Виктор Ирле считает, что “европейским компаниям уже поздно бороться за первенство среди производителей литий-ионных батарей. Этот поезд уже ушел». Зато Гевин Монтгомери, директор по исследованиям мировых рынков металлов в Лондон компании Wood Mackenzie считает, что Европа еще имеет шанс, если применит такой же подход, как авиакомпания Airbus — этот производитель самолетов был создан путем слияния нескольких фирм, и теперь является единственным серьезным конкурентом для Boeing в Соединенных Штатах.

В Украине Илону Маску не интересно

Вот тут и вспоминаешь, как весной 2017 года у нас активно обсуждались не перспективы, а скорее мечты о строительстве компанией завода Tesla по производству электромобилей в Украине. Сначала Илона Маска в социальной сети Twitter спросили, возможно ли построить завод в Украине, на что он ответил, что это возможно, но есть требования в цене на электроэнергию.

Ілон Маск
Илон Маск

В дискуссию тогда вмешался и Владимир Гройсман, предложив обсудить эту идею подробнее, а позже премьер направил Маску официальное обращение. Далее — министерство инфраструктуры Украины в лица давнего ценителя талантов Маска Владимира Омеляна вело переговоры (по их словам, даже успешные) с компанией Tesla. На том все, похоже, и завершилось...

Укринформ тогда опрашивал экспертов, можно реально рассматривать вариант организации в Украине производства электромобилей Tesla? Основатель стартапа по энергоэффективности «Ecoisme» Александр Дятлов тогда объяснял, что “Маск за это возьмется лишь тогда, когда Украина позаботится о соответствующем инвестиционном климате: разовьет инфраструктуру, усовершенствует правовое поле, преодолеет экономическую нестабильность. Пока этого нет, то на приход крупного инвестора нечего и надеяться.”

На сегодня эксперты не изменили своих прогнозов. “Почему у нас до сих пор нет такого производства? Причина в низком инвестиционном рейтинге Украины — инвесторы до сих пор не хотят заходить. Больше здесь добавить нечего. В то же время, и ориентироваться на украинский внутренний рынок им не выгодно. Да, число электромобилей в Украине постепенно растет — с каждым годом в несколько раз, но сейчас есть несколько факторов, которые не позволяют большинству водителей купить электрокар. Во-первых, сдерживающим фактором является несовершенство самого электромобиля как средства передвижения, поскольку у него относительно небольшой пробег на одной зарядке 100-150 км, а зарядных станций все еще мало. Во-вторых, мало кто может заниматься ремонтом электромобилей. Видимо, в зимний период также будут определенные проблемы в эксплуатации электромобиля. Надо учитывать и то, что они не настолько дешевы, чтобы их украинцы массово покупали именно их, а не те же “евробляхи”. Сейчас электромобили покупают те люди, которые занимаются экологией и имеют деньги на него — а таких немного. Нельзя сказать, что идея купить электромобиль охватила массы”, – прогнозирует Владимир Омельченко.

Итак, с заводом Tesla в Украине придется подождать. Со всей необходимой для такого выражения иронией скажем мы. А вот наблюдать за борьбой Китая и Запада за производителей электромобилей интересно будет. В конце концов, такая конкуренция может привести к снижению цен на их продукцию — даже до таких, что электромобили станут доступны и рядовым украинцам.

Николай Романюк, по материалам СМИ, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-