От “арабской весны” до “желтых жилетов”, или Как соцсети вздымали стихию

От “арабской весны” до “желтых жилетов”, или Как соцсети вздымали стихию

Аналитика
Укринформ
Опыт последних массовых беспорядков в разных странах показывает, как легко превратить социальные технологии в грозное оружие

Накануне 8-й годовщины начала “арабской весны” – массовых протестов в Тунисе (Жасминовая революция, 17 декабря 2010 года), которые позже всколыхнули весь Ближний Сход и Северную Африку (собственно, эти протесты продолжаются и теперь) – Укринформ поговорил с медиа-экспертами о сетевых технологиях, в частности Facebook, Twitter и Youtube. Ведь (и мы тут не первопроходцы-Колумбы) есть такое мнение, что именно соцсети сыграли определяющую роль в мобилизации и координации колоссальной массы людей на уличные протесты в арабских странах, и, учитывая то, что сейчас творится во Франции, ситуация с “желтыми жилетками”, то есть, эта тема своей актуальности не потеряла ни на йоту.

От “арабской весны” до “желтых жилетов”... Восемь лет – это более чем значительный промежуток времени для современной эпохи телекоммуникационных и информационных сетей. Что изменилось в этом плане? Насколько эволюционировали сетевые технологии и с точки зрения их возможностей, и с точки зрения контроля и противодействия подобным вещам?

Запад часто не готов к информационным диверсиям Кремля, и очень мало что может им противопоставить

Политтехнолог Дмитрий Бачевский говорит, что если во время арабской весны соцсети служили преимущественно для быстрого обмена информацией и координации действий, то есть выполняли свою прямую функцию, то сегодня они уже широко используются как мощное оружие в информационной войне.

Дмитро Бачевський
Дмитрий Бачевский

“Соцсети перестали быть исключительно инструментом коммуникации, они стали для отдельных государств, прежде всего для России, – самым масштабным каналом пропаганды и распространения своего влияния. Сегодня соцсети – это идеальная площадка для распространения фейков, дезинформации, слухов, панических настроений, отвлечение внимания или наоборот – актуализации мелочей. Россия первой поняла разрушительную роль соцсетей и огромную перспективу их использования в информационной войне. Готовясь к противостоянию с Западом, она вложила много средств и усилий в развитие разветвленной интегрированной системы информационного влияния в мире, которая содержит десятки телеканалов, сотни интернет-ресурсов и десятки тысяч фейковых аккаунтов в соцсетях на разных языках. Сегодня не нужно захватывать страну, чтобы поставить ее на колени, достаточно обладать эффективной системой информационного воздействия и удачно использовать ошибки противника, чтобы разрушить его изнутри”, – считает политтехнолог.

Что касается западных стран, то они, по словам Дмитрия Бачевского, подобной системы не создали, как по собственной недальновидности, так и по объективным причинам, которые диктуются необходимостью придерживаться демократических норм, которыми пренебрегает Кремль. Запад часто неготов к информационным диверсиям со стороны Кремля, и очень мало что может им противопоставить. И именно поэтому, в ситуациях, происходящих сегодня во Франции, государственные институты оказываются беспомощны.

“Им придется найти способы противодействия России в информационной войне, иначе в будущем столкнутся с еще большими проблемами и угрозами чем то, что мы наблюдаем сегодня во Франции, – отмечает эксперт. – Думаю, единственный путь для западных стран – это где надо – создать новые, а где есть – усилить старые подразделения по ведению информационной войны. Как правило, они существуют при министерствах обороны и направлены на разработку и реализацию специальных информационных операций во время войны. Сегодня нужно расширить их полномочия и выделять больше средств на создание систем противодействия информационным диверсиям и подготовку кадров. Это вопрос денег и политической воли”.

Анализируют данные и разведки государств, и службы безопасности, и... агрессивные диктаторы

В свою очередь председатель ОО “Совета информбезопасности и киберзащиты” Эллина Шнурко-Табакова убеждает, что социальные сети – это программно-аппаратные средства, они не могут сделать революцию.

Елліна Шнурко-Табакова
Эллина Шнурко-Табакова

“Революции делают люди. Технологии сетевых коммуникаций позволяют людям увеличивать скорость обмена информацией, объединения, оповещения и, как результат, – скорость принятия решений. В том числе при координации своих действий в онлайне. В принципе, этот тезис я повторяю не менее 10 лет, и с точки зрения сущности процессов ничего не изменилось. Однако изменились навыки человечества по работе с информацией. Мы научились быть быстрыми, не представляем себе как можно неделю ждать ответа на письмо. Бурные общественные процессы выбрасывают затребованный контент, в том числе – реальных людей, которые становятся лидерами мнений, лидерами движений, лидерами каких-то мероприятий. Технологии дают шанс обычному человеку быть газетой, телеканалом, информационным агентством. Главный вызов сегодня это умение отделять информационный мусор от реальных фактов, не поддаваться эмоциональному стимулированию в разрезе резонансных событий или тем”, – акцентирует г-жа Шнурко-Табакова.

Но, продолжает она, преимуществами современных коммуникаций могут пользоваться не только хорошие люди и ответственные вещатели, но и лжецы, преступники, а также диктаторы и агрессоры.

“Войны теперь ведутся за умы быстро, разнопланово и разнообразно. Поэтому современному потребителю информации необходимо иметь базовые знания по критическому мышлению, уметь ставить логические вопросы к контенту, эмоциям и перепроверять источники. Накапливая информацию о своих пользователей, социальные сети умеют предлагать нам товары, информацию, сервисы и эмоции – прежде всего это сделано для правильного предложения рекламных сообщений. Реклама должна быть полезна – а пользователи знают, что платят своим вниманием за бесплатность сервисов соцсети. Но анализом данных могут заниматься и разведки государств, и службы безопасности, и агрессивные диктаторы. Поэтому социальные сети должны сообщать пользователям: кто и как пользуется их данными. И конечно же пресекать попытки использования таких данных для вмешательства в выборы, референдумы и тому подобное, – рассказывает эксперт. – Аналитические средства быстро развиваются – как у самих сетей, так и у их партнеров. Вряд ли стоит бросаться в крайности – запреты всегда обходятся, а вседозволенность приводит к преступной безответственности. Человечество должно получить свои уроки и научиться мыть руки перед едой – то есть соблюдать медиагигиену, требовать прозрачных условий от поставщиков сервисов и публичности политик поставщиков контента”.

Соцсети стали мощным оружием, которое будут использовать все и против всех

Руководитель Центра этики и технологий Львовской бизнес-школы УКУ Владимир Хицяк согласен с коллегами, впрочем, считает, что основное изменение, которое произошло за последние 10 лет – это накопление данных. То есть, социальные сети накопили столько данных о пользователях (поведении, предпочтениях, образе жизни, доходах и т. п), что рано или поздно должен был появиться тот, кто этим воспользуется.

Володимир Хіцяк
Владимир Хицяк

“И Cambridge Analytica была не единственной компанией, которая сделала на этом бизнес. Благодаря глубинному анализу данных появилась возможность высокоточного "обстрела" информацией конкретных аудиторий. Этому способствует также и развитие технологий "искусственного интеллекта", в частности – NLP (Natural language processing), которая позволяет достаточно точно идентифицировать шаблоны речи и генерировать нужные сообщения. Все это существенно упрощает возможности для манипуляций”.

Противодействовали ли подобным вещам мировые правительства? Эксперт убеждает, что да, конечно, пытаются как-то реагировать на эти угрозы, ищут решения, однако, часто они просто не знают, как именно действовать.

“Скажем, чиновников ЕС, когда они обсуждают санкции против Google или Facebook, часто интересуют далеко не технологические вызовы или защита частных данных, а размер штрафа, который с этих гигантов можно получить, – говорит Владимир Хицяк. – Соцсети и данные стали мощным оружием, которое будут использовать все и против всех. Почва подготовлена – миллиарды пользователей не представляют своей жизни без соцсетей и скорее пожертвуют приватностью, чем возможностями, которые они дают. О противодействии сейчас сложно говорить. Правительства, международные организации стараются искать решения, но мы еще очень далеко от него, и не факт, что вообще такое оптимальное решение существует”.

В странах демократии невозможно обеспечить быструю противодействие подобным вещам

За эти 8 лет, количество участников соцсетей во всем мире возросло в несколько раз. Благодаря совершенствованию мобильных устройств и ip-технологий, для сотен миллионов людей, соцсети стали проще, удобнее и доступнее. А потому, убеждена эксперт Института национальной политики Марина Багрова, во всех странах мира, где присутствует свободный (или относительно свободный) доступ в Интернет, соцсети играют одну из ключевых ролей в организации протестов.

Марина Багрова
Марина Багрова

“На примере последних протестов и погромов во Франции – французское руководство не оказало адекватного противодействия потокам дезинформации и пропаганды агрессии в соцсетях. Поэтому вопрос контроля и противодействия призывам к агрессивным действиям находятся в компетенции администраторов соответствующих сетей, как и национальных органов в сфере регулирования информации, или киберполиции. Соцсети – лишь глобальное информационное орудие для миллионов пользователей. Для удобства и оперативности противодействия подобным вещам, создан ряд специальных программ, которые в алгоритме набора ключевых слов, способны обнаруживать тысячи сообщений противоправного характера. Однако стоит отметить, что в ходе крупных массовых мероприятий, когда возникает повышенная информационная активность в соцсетях, их командам администраторов, физически невозможно удалить все фейковые аккаунты, или сообщения с призывами совершения преступлений. То же самое касается и государственных органов. В этом плане, невозможно обеспечить быстрый контроль и быструю противодействие подобным вещам на все 100%, что и представляет проблему для всех стран либеральной демократии”, – резюмировала Марина Багрова

Вместо заключения: Сетевые технологии за последние восемь лет – от “арабской весны” до “желтых жилетов” – совершили колоссальный скачок в развитии. Собственно, из того, что лежит на поверхности, напрашивается не слишком утешительный вывод: цивилизованный мир отстает, прежде всего, в организационном плане, от этих процессов, то есть, от своего же детища. Человечество придумало Голема-разрушителя, но не нашел ему адекватного противодействия. По крайней мере, пока. Сильные мира сего, тяжеловесы геополитической арены постоянно кричат о демократических свободах, деньгах, рекламе... А надо бы уже позаботиться о своем выживании как цивилизованного общества. Потому что скорость распространения и получения информации, часто сознательно направленной – «черной», разрушительной, - пробудила в человечестве инстинкты дикости, которые дремали, прикрывшись лишь тонкой пленочкой цивилизации. Технологии способны провоцировать в людях то, что называется стадным поведением. Как в произведении Рэя Брэдбери «451º по Фаренгейту», в котором автор рисует мир будущего, где технологии заполонили все пространство и сделали жизнь людей настолько стремительной и автоматической, что у людей не хватало ни времени, ни желания на самостоятельные мнения. Вот в чем проблема, на которую до сих пор нет адекватного ответа.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-