Том Маркьюзик, гендиректор Firefly Aerospace
Мы движемся быстрее любой ракетостроительной компании 
13.03.2019 17:49

Том Маркьюзик родился и вырос в штате Огайо, США. Пять лет служил в военно-воздушных силах США инженером по реактивной тяге. Затем в Принстонском университете получил степень доктора философии по механике и аэрокосмической инженерии. С 2001 по 2006 год был исследователем реактивной тяги в Национальном агентстве по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA). В 2006-2011 годах вместе с Маском стоял у истоков SpaceX, был директором испытательных площадок компании в штате Техас. С 2011 по 2013 годы успел поработать в еще двух гигантах аэрокосмической отрасли - Blue Origin и Virgin Galactic.

В января 2014 года Маркьюзик основал собственную аэрокосмическую компанию Firefly Aerospace, которая взялась за разработку легких ракет-носителей для доставки до 400 килограммов полезного груза на низкую околоземную орбиту. Компания набрала до 150 работников и начала работу над своей первой ракетой под названием "Альфа". Firefly стала одной из трех частных компаний, которые выиграли тендеры NASA на запуск малых спутников.

Но почти любой бизнес должен пережить свои взлеты и падения, а особенно - такой рискованный, как ракетостроение. В конце сентября 2016 компания объявила о выходе в неоплачиваемый отпуск почти всех сотрудников вследствие потери неназванного инвестора. Это было трудное время, когда почти вся работа прекратилась.

Однако в 2017 году один из инвесторов - Noosphere Ventures украинского бизнесмена Макса Полякова - выкупил компанию и согласился инвестировать в проект создания "Альфы". Вскоре работа над созданием ракеты возобновилась, ее параметры были увеличены, а компания начала быстрыми темпами продвигаться к амбициозной цели: запуску ракеты в космос уже в конце 2019 года. С тех пор кроме американского офиса в Остине (штат Техас, США) Firefly открыла также Центр по разработке и исследованиям в Днипре, в который набрала штат сотрудников. Часть деталей для "Альфы" разрабатываются именно в Украине.

В день удачного теста двигателя первой ступени ракеты мы садимся в палатке посреди техасской степи, в ста метрах от испытательной площадки, чтобы поговорить о планах, тревогах, сотрудничестве Макса и Тома, перспективах инженеров США и Украины в освоении космоса, историческом времени в этой области и роли Firefly.

ПОЧЕМУ ВЛАДЕЛЬЦЫ И ИНЖЕНЕРЫ ДРОЖАТ ПЕРЕД ЗАПУСКОМ

- Из моих наблюдений после пребывания здесь, работа идет полным ходом, и это действительно вдохновляет. По сравнению с предыдущими периодами компании, что вы чувствуете сейчас, с приближением запуска "Альфы" в декабре?

- Несколько лет назад мы пытались просто доказать, что способны разрабатывать технологии, строить ракетные двигатели, части ракет. Сейчас все по-другому. Теперь на меня давит цель настоящего полета в космос. То есть все уже поверили в то, что мы способны создавать технологии, но это пока не означает, что поверили в нашу способность все это собрать и запустить ракету. Это наш следующий вызов, и давление, которое я чувствую, сейчас немного другое. Я также сейчас гораздо больше времени уделяю разработке технологий и испытаниям, и немного меньше - развитию бизнеса и поиску финансирования, как это было раньше. В основном потому, что мы поставили перед собой цель улететь в космос как можно быстрее.

- Владелец бизнеса нервничает перед запуском больше, чем инженер?

- Думаю, чем больше было вложено, тем больше тревоги. Причем речь идет не только о количестве акций, которыми вы владеете, но и не в последнюю очередь о том, сколько личных и моральных сил было инвестировано в проект. Думаю, придется еще немало понервничать. Но когда у нас будет полностью готова к установке на стартовую площадку "Альфа", я убежден, что большинство моей тревоги исчезнет. Да, предстартовая дрожь будет, но добраться до этого момента уже будет необычайным успехом. Что бы не произошло дальше.

  - Хочу расспросить о планах запуска в декабре. Можем, кстати, назвать дату?

- Да, все взгляды сейчас - на декабрь. Мы для себя установили цель - запустить ракету с базы военно-воздушных сил США Ванденберг 16 декабря 2019 года. К этому времени мы должны завершить тестирование ступеней. Затем собрать все и отвезти на базу Ванденберг. Задача не из легких. Мы достигнем цели только если с сегодняшнего дня и до декабря все сработает. Ну, как правило, так не бывает, потому что, если честно, всегда происходят определенные отступления. Но я могу вас заверить, что уже сегодня мы движемся быстрее любой ракетостроительных компании в истории. Мы сейчас гораздо быстрее даже великих имен в индустрии, которые у всех на слуху. Поверьте, я у всех них работал, поэтому знаю, о чем говорю.

МАКС И ТОМ: ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ И СТРАСТЬ К КОСМОСУ

- Насколько важно для проекта ваше сотрудничество с Максом Поляковым, и какие у вас отношения?

- Думаю, взаимная страсть и взаимное доверие - эти две главные вещи. Мы оба имеем страсть к космосу. А это жизненно необходимо для построения компании, которая будет конкурентной на рынке. Этот рынок, на наш взгляд, нуждается в конкуренции, и мы убеждены, что наша компания гораздо лучше всех остальных его игроков. Мы не только предприниматели, которые преследуют общую цель в бизнесе, но и оба - энтузиасты Нового Космоса, поэтому взаимосвязь между нами такая тесная. Это очень важно, потому что на проект тратится много денег. Его общая стоимость - более ста миллионов долларов. То есть, кроме страсти, есть и ожидание успеха. Макс должен быть уверен, что я честен с ним относительно рабочего процесса, вызовов, которые перед нами стоят и достижений, которые позволят нам выйти на следующий уровень. Я должен доверять ему, быть уверен, что он будет поддерживать проект на этом этапе. Следовательно, необходимо много взаимного доверия. Мы с ним провели вместе много времени - как в Сиэтле, так и в Украине.

Думаю, еще в первый день, когда мы встретились, произошел определенный резонанс личностей. Это были темные времена, и люди подходили ко мне и говорили: "Вы, ребята, что-то таки сделаете". Вот я и подумал: «Попробуем».

Макс - очень энергичный человек и уникальная личность. Таких не часто встретишь. Но он также способен реально оценивать, с кем он говорит - действительно ли этот человек знает, о чем говорит, или это просто очередной "мечтатель". Думаю, он тогда поверил в наше сотрудничество и решил, что хочет поддерживать этот проект.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СУДЬБА УКРАИНЫ И ШТАТА ОГАЙО

- Вы уже посещали Украину, не так ли? 

- Да, одиннадцать раз.

- Одиннадцать раз? 

- Да, и это только за последние 20 месяцев.

- А в каких городах вы побывали? 

- В Киеве и Днипре.

- Думаю, нашим читателям будет интересно услышать о ваших впечатлениях.

- Я на самом деле чувствовал себя почти как дома. Я сам из штата Огайо, где, собственно, началась индустриальная революция в Соединенных Штатах. В Украине есть такое какое-то индустриальное ощущение тоже. Если честно и прямо сказать, даже ощущение индустрии, которая себя изжила, что вот здесь происходили большие вещи, а сейчас это все ржавеет и вынуждено меняться.

Растительность в Украине очень похожа на Огайо. Времена года ощущаются так же. Те же люди, которые тяжело и много работают. Кроме того, на северо-востоке США живет много выходцев из Восточной Европы. В Огайо - крупнейшая украинская диаспора в США, немало венгров, поляков. Очень славянская местность. Моя фамилия - хорватская (по-хорватски Marcusic звучит как Маркусич - ред.). Может, еще и поэтому я в Украине чувствую себя почти как дома. Хотел бы немного изучить язык, но это займет время. Но я уже стараюсь, начинаю.

РЕВОЛЮЦИЯ НА ЗЕМЛЕ И В КОСМОСЕ

- Освоение космоса сейчас переживает действительно захватывающие времена. В этой сфере много конкуренции, много классных проектов. Какой вы видите свою роль в этом историческом моменте? И что такого есть у Firefly, чего нет у других?

- Такую компанию легко создать, но очень сложно просчитать до финишной линии. Поэтому я не посягаю на заявления о гораздо лучших других перспективах. В действительности 95% таких компаний банкротятся. Опять-таки, говорить об этих вещах легко, а на самом деле их делать - тяжело. И дело не только в деньгах. Есть и технологические ограничения. Вот вы увидели наши испытательные площадки и понимаете, какая сложная инфраструктура необходима, чтобы все это реализовывать. Не так много команд способны таким заниматься. Вопрос заключается в том, принадлежим ли мы именно к тем 5-10 процентам, которые выживут. Безусловно, я убежден, что наша команда способна на это.

Мы выбрали оптимальный технологический подход, стоимость запуска и вес полезной нагрузки, которую мы в состоянии доставить в космос. Многие другие компании приняли скорее неразумные решения. Их ракеты или малы, или слишком дорогие. Они просто не понимают рынка. Ведь цель в том, чтобы были клиенты, которые готовы платить, не так ли?

Наш размер ракеты-носителя - оптимальный, а технология, которую мы используем, давно известна. Ее использование сокращает время производства, поскольку мы можем полагаться на прошлый опыт. Но мы привносим и некоторые новые технологии, которые уже использовались в других местах, но никогда не применялись в ракетостроении. Например, мало кто использует углеродное волокно для корпусов ракет. Большинство до сих пор производят алюминиевые, металлические ракеты. Углеродное волокно - это наше преимущество. Низкая цена и лучшие параметры.

Возвращаясь к Максу ... Очень хорошо, когда человек действительно поддерживает проект, а не только ищет выгоду как инвестор. Если у инвестора только финансовый интерес, это делает компанию очень уязвимой. Всегда что-то может пойти не так. И если интерес - только в заработке, инвестор может внезапно решить просто минимизировать потери и все остановить.

Почему я выбрал Техас? Действительно, этот штат - не центр ракетостроения в США, ведь большинство таких компаний создаются в Калифорнии. Но я хотел перебраться сюда, потому что здесь условия гораздо лучше. Пусть другие компании не рядом, ну и что, нам разве обязательно быть среди них? Зато здесь можем купить огромные участки земли, работать до поздней ночи, свободно разрабатывать наши ракеты. У работников - высокий уровень жизни и при этом мы не должны платить им столько, сколько платят в Калифорнии. Там называются иногда вдвое большие суммы.

ИНГРЕДИЕНТЫ РАКЕТЫ: НАХОДЧИВОСТЬ, СТРАСТЬ, ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА

- Я увидел, что среди ваших сотрудников много очень молодых людей. Например, вчера я был удивлен, когда мы пробирались через оборудование к двигателю, который готовился к тесту, и вдруг прямо возле него я увидел очень молодую девушку, которая что-то настраивала и проверяла в его конструкции. По каким принципам вы выбираете сотрудников? Предпочитаете более опытным молодых?

- Нет. Прежде всего, мы предпочитаем сообразительных людей, которые страстно относятся к своему делу. Вот и практически все, что нужно. Действительно, старшие и более опытные люди не всегда страстно относятся к своему делу. Настоящая редкость - найти человека, который уже имеет и опыт, но и сохранил страсть к своему делу и хочет много работать. Если удается найти одного такого человека, тогда можно брать десять молодых, которые тоже страстно относятся к делу и умны, но, видимо, не имеют достаточного опыта. Их можно научить прямо на ходу.

Я скорее ищу людей с хорошими базовыми качествами, из которых можно сделать очень хороших работников, чем кого-то с большим опытом, но которым не хватает страсти или сообразительности. Мы также тесно сотрудничаем с Техасским университетом в Остине. Я люблю работать с молодыми людьми, это меня подбадривает. Люблю учить. Пожалуй, я так себя чувствую молодым (улыбается -   ред. ). Мне уже почти 50, но я на самом деле не изменился с тех пор, когда мне было 30 с лишним.

МЕСТО В НОВОМ КОСМОСЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ США И УКРАИНЫ

- Какова, по вашему мнению, лучшая ракета в истории?

- Думаю, лучшей ракетой в истории была ракета-носитель Falcon-1 производства SpaceX. Она не была лучшей с технологической точки зрения, но именно она навсегда изменила мир. Полеты в космос всегда были привилегией крупных компаний - а скорее, стран и правительств. Falcon-1 открыла эру Нового Космоса и создала новый порядок вещей. Теперь малые, коммерчески ориентированные компании без правительственной поддержки, в которых работают обычные нормальные люди, как я и остальные в Firefly, могут создавать проекты для полетов в космос, а этого в истории никогда не было. Я убежден, что это радикально изменит стоимость и доступность космических путешествий. Точка, в которой мы сейчас находимся, - фундаментальная и поворотная. И если бы этого поворота не произошло, не было бы и Firefly. Скажем так, Falcon-1 опередила время и доказала, что существуют новые пути в космос.

- Вы, собственно, были и является частью движения Нового Космоса, не так ли?

- Да, я присутствовал там, посреди Тихого океана, когда мы пытались запустить первую Falcon-1. Она взлетела на милю в высоту, остановилась, начала падать и взорвалась. Тогда мы запустили еще две: опять неудача, еще одна неудача, и только четвертый полет был удачным. Все, что происходило дальше - это уже история (смеется - ред.).

- О, вам, наверное, известно, что такое переживать тяжелые моменты.

- Да, но и известно, что такое, когда везет. Многие вещи могли пойти не так, но не пошли. Много возможностей появилось по стечению обстоятельств. Мы действительно живем в невероятное время. Особенно те, кто хочет заниматься космосом. С исторической точки зрения, то, что сейчас происходит - ненормально. Обычные люди занимаются запуском ракет в космос. Ведь это же дело правительственных институтов? Меня вдохновляет, что это движение распространяется. Мы в Firefly в определенной степени первопроходцы. Сотрудничество Тома и Макса, к тому же, действительно развивает украинско-американское освоение космоса. Это хорошо для США - вы часто услышите, что я рассказываю о создании рабочих мест - а теперь, когда компания расширяется и в Украине, это и для Украины принесет много преимуществ. Хорошее время!

Георгий Тихий, Остин-Нью-Йорк 

фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-