Ударные беспилотники: покупаем «Байрактары», а свои, более мощные, никак не доделаем

Ударные беспилотники: покупаем «Байрактары», а свои, более мощные, никак не доделаем

Аналитика
Укринформ
Можно ли украинское отставание в боевой авиации компенсировать БПЛА, которые проектируются и собираются в Украине и стоят на порядки дешевле

Крошечные и не очень, беспилотные летательные аппараты потихоньку совершают революцию в военном деле. По понятным на то причинам, наибольшее внимание мира сейчас приковано к турецкой модели Bayraktar TB2, которая не раз доказала свою боевую эффективность на Ближнем Востоке и в войне за Карабах. Эти беспилотники есть на вооружении и в Украине. Речь идет о двух таких комплексах, но вскоре запасы нашей армии могут пополниться ... «Уже принято решение и запланировано, что в следующем году для нужд Вооруженных сил Украины мы закупим 5 новых Bayraktar (всего в планах Минобороны закупить полсотни таких машин. - Ред.)», - сообщил Главнокомандующий ВС Украины генерал-полковник Руслан Хомчак.

Однако, какая вообще потребность ВСУ в таком оружии? В конце концов, что предлагает наша соответствующая отрасль, чем можем похвастаться / предложить? Ищем ответы на эти вопросы. А вообще: потенциал с этим делом у нас огромный, но не без традиционных «но» ...

ОТ САМОДЕЛЬНОГО ДРОНF К УДАРНЫМ КОМПЛЕКСАМ МИРОВОГО УРОВНЯ, ПРАВДА, ПОКА ТОЛЬКО ДВУМ

К началу войны в Донбассе беспилотные летательные аппараты на вооружении украинской армии практически отсутствовали как класс. Единственным типом были крайне устаревшие (и физически, и морально) советские Ту-143 «Рейс». Однако об их боевой эффективности говорит тот факт, что камера, стоявшая на них, была пленочной.

В ходе боевых действий в армию стали поступать многочисленные гражданские аппараты от волонтеров (как собранные «на коленке», так и купленные в Китае), которые либо использовались «как есть», или с помощью «народного инженерного гения» доводились до состояния ударного беспилотника ( так называемый «афганский вариант», когда граненый стакан с гранатой, или что-то, обмотанное скотчем, закрепляется в держателе для камеры дрона). Впрочем насколько подобное оружие можно назвать эффективным... Если цель напугать врага, то, вероятно, какой-то смысл в этом есть. Но... Снаряд должен иметь стабилизацию, он должен лететь ровно, чтобы попасть в квадратик 5х5. Ни о каких ударных вариантах, а тем более - серийном производстве, на тот момент речь не шла...

Михайло Жирохов
Михаил Жирохов

«Разведывательные беспилотники более или менее в приличном качестве поступают на вооружение ВСУ. Это, прежде всего, «Фурия», «Лелека-100», которые производятся небольшими фирмами, ну как производятся - собираются из китайских комплектующих. А вот ударные... Их на шестом с лишним году войны в ВСУ не хватает», - комментирует Укринформу военный эксперт Михаил Жирохов. На сегодня, говорит он, наша армия может похвастаться только турецкими «Байрактарами» (в переводе с турецкого - «Знаменосец», - Ред.). «Речь идет о двух таких комплексах (состоят из шести беспилотников, двух станций управления и 200 управляемых ракет), которые в марте 2019-го были доставлены в Украину, успешно прошли государственные испытания и поставлены на вооружение», - добавил эксперт.

Чтобы оценить потребности ВСУ в таких аппаратах, мы попытались отыскать в Сети информацию о БПЛА-обеспечения армии Азербайджана. В июле 2020 года Баку получил комплект из шести единиц, а это - 18 беспилотников, шесть станций управления и 1200 ракет. Впрочем, судя по интенсивности применения во время боев в Карабахе, были поставки раньше, причем не только турецких. По данным центра исследования военных беспилотников американского Бард-колледжа, год назад на вооружении азербайджанской армии были израильские разведывательно-дозорные беспилотники Heron TP (две единицы) и Hermes 4507 (10 единиц), барражирующие боеприпасы Sky Striker (100 единиц) и Harop (50 единиц). Кроме того, по данным того же источника в Азербайджане, на совместном с Израилем предприятии Azad systems производили дроны: разведчик Aerostar и "камикадзе" Orbiter1K и Orbiter-3.

УКРАИНСКИЙ «СОКОЛ - 300» И ДРУГИЕ

На сегодня в Украине создан ряд разноклассовых ударных беспилотников (ударно-разведывательные, ударные и камикадзе - принципиально разных по цене, воздействию, задачам), способных уничтожать цели противника, избегая при этом возможных как человеческих, так и инфраструктурных потерь. Однако, стоит отметить, что значительная их часть пока находится на стадии разработки и заводских испытаний.

Ударно-разведввательный комплекс «Сокол-300»: сравниваем с Байрактаром

"Сокол"

Комплекс от КБ «ЛУЧ», который еще предназначен для ведения разведки и нанесения ударов на оперативную и тактическую глубину противника. Основные характеристики беспилотника: масса полезной нагрузки - 300 кг; максимальная взлетная масса - 1225 кг; размах крыла БПЛА - 14 м, а длина - 8,57 м; максимальная скорость - 335 км/ч крейсерская скорость - от 150 до 335 км/ч система управления - IHS + GPS + карта местности; может оснащаться одним из трех двигателей - МС-500В-05С / СE, АИ-450Т2 и Rotax 91; продолжительность полета - 3-26 ч (в зависимости от двигателя) Проектная дальность полета - 1000-3300 км (в зависимости от двигателя) вооружение - управляемые ракеты с дальностью поражения до 10 км.

Ожидаемая стоимость одного БПЛА первой партии - около 45 миллионов гривень, с последующим удешевлением на 30-40% благодаря серийному производству.

Возьмем «Сокол-300» и попробуем сравнить его с «Bayraktar TB2» («турок» тоже разведывательно-ударный). Наш аппарат больше, а по отдельным характеристикам даже лучше: масса полезной нагрузки «Bayraktar TB2» - 50 кг (у нас - 300 кг); максимальная взлетная масса - 650 кг (у «Сокола» - вдвое больше) размах крыла БПЛА - 12 м, а длина - 6,5 м; максимальная скорость - 222 км/ч ( «Сокол» - 335 км/ч); продолжительность полета - 24 часов 34 минуты.

Ударный беспилотный комплекс ST-35 «Гром»

"Гром"

Беспилотный комплекс частного предприятия «Атлон-Авиа» может поражать цели на закрытых позициях и использовать различные боевых частей. Основные характеристики ST-35 «Гром»: скорость до 120 км/час; максимальная продолжительность полета - 60 минут взлетный вес - 10 килограммов, вес боевой части - 3,5 килограмма; вероятность поражения цели - 0,95; типы боевой части - термобарическая, кумулятивная, осколочно-фугасная; расчет - 3 человека.

По словам директора НПП «Атлон Авиа» Артема Вьюнника, заводские испытания «Грома» запланированы на весну 2021 года. «По планам, это должен быть апрель-май 2021 года. Если заводские испытания пройдут успешно, то мы надеемся в следующем же году провести государственные испытания. Но это (сроки испытаний) будет сильно зависеть от нашего подрядчика по боевой части. Потому что мы не разрабатываем боевую часть. Мы делаем носитель и систему наведения», - подчеркнул глава частного предприятия.

Беспилотник-камикадзе, или барражирующий боеприпас RAM UAV

БПЛА RAM UAV на 3-й Международной выставке и конференции беспилотных систем и тренажеров UMEX 2018
БПЛА RAM UAV на 3-й Международной выставке и конференции беспилотных систем и тренажеров UMEX 2018

Основное назначения RAM UAV (беспилотника-камикадзе, или барражирующего боеприпаса от компании «Оборонные и радиоэлектронные технологии») - это выявление в заданном районе и поражение наземных (надводных) бронированных целей и систем противовоздушной обороны (применение в конструкции). Технически в БПЛА заложена многоцелевая боеголовка весом 3 кг, которая при обнаружении цели может ее обезвредить с помощью прямого удара. Запускается RAM UAV с помощью катапульты и может находиться в небе до 40 минут. Управление беспилотником осуществляется оператором на расстоянии до 30 км, также с этой дальности устройство передает видео в режиме реального времени на компьютер владельца. Длина боеприпаса - 1,8, размах крыла - 2,3 м, максимальный вес, с которым устройство может взлететь – 8 кг.

"Горлица"

Кроме вышеупомянутых комплексов стоит упомянуть и о таких перспективных проектах как «Горлица» (КБ «Луч») и PD-1 (UkrSpecSystems). Кроме чисто разведывательных задач (аэросъемки местности, выполнения надзорных, патрульных, поисковых и мониторинговых миссий и т.п.) эти аппараты, в случае доработки / модернизации, могут перейти в категорию тактических ударных беспилотных комплексов.

PD-1
PD-1

К примеру, новая версия PD-1 оснащена новым мощным двигателем, который отныне может оснащаться барражирующими боеприпасами, установленными в специальных подвесных контейнерах - по одному на каждом крыле. Масса полезной нагрузки, по информации разработчиков, составляет 8 кг. Максимальное время полета 5 часов. «Потолок» - 2 км. Точность поражения с высоты одного километра составляет около десяти метров, но этот показатель, как указано в описании, также зависит от того оснащен ли боеприпас системами прицеливания и корректировки траектории. «Мы сейчас отрабатываем работу с неуправляемым боеприпасом, но, конечно, есть потребность в оружии точного действия. Интересный этап - это переход к управляемому боеприпасу. Точному. Который и наводится, и корректируется во время полета. Поэтому этап (с неуправляемым боеприпасом. - Ред.) можно считать промежуточным», - говорит технический директор компании Александр Чендеков.

Что касается «Горлицы», то, по словам конструкторов ГП «Антонова», в кооперации с КБ «Луч» проводится работа по оснащению комплекса специальными легкими ракетами. Однако, по состоянию на 2020 год, о результатах работ по совершенствованию БПЛА информации нет.

НАСКОЛЬКО БЕСПИЛОТНИК СПОСОБЕН КОМПЕНСИРОВАТЬ НАШЕ ОТСТАВАНИЕ В КЛАССИЧЕСКОЙ АВИАЦИИ?

Это факт: Украина очень отстает от врага в авиации. И быстро это отставание погасить невозможно. «Парк авиационной техники ВСУ на сегодняшний день нуждается в обновлении (...) старые самолеты у нас военно-транспортные, им от 52 лет. Ударная, истребительная и разведывательная авиация - Су-25, Су-24М, МиГ-29, Су-27, Су-24МР с 1981 по 1991 год выпуска. За время независимости Украины мы не получили ни одного военного самолета», - рассказал в интервью РБК Украина командующий Воздушных Сил генерал-полковник Сергей Дроздов.

Создать собственный боевой самолет - многофункциональный истребитель, Украине также вряд ли удастся в ближайшей перспективе. Для этого у нас нет, во-первых, соответствующей научной базы, нет мощностей производства, опыта. Как утверждает господин Дроздов, Украина может выпускать только военно-транспортные самолеты. «Украине нужно не менее 10 лет и не менее 10 млрд долларов только на создание прототипа боевого самолета, кроме того, время не стоит на месте, надо, чтобы он отвечал важным современным характеристикам. У нас столько миллиардов и столько времени нет», - подчеркнул командующий украинских ВВС.

А вот - опыт соседней Словакии, которая недавно подписала контракт на закупку 14 американских самолетов F-16. Стоимость контракта составляет 1,8 миллиарда долларов, что включает, кроме строительства и доставки самолетов, сопутствующее оборудование, запчасти, 130 ракет и 170 управляемых бомб и - подготовку 22 пилотов и 160 человек техперсонала.

Так, может, БПЛА смогут хоть как-то уменьшить наше отставание в боевой авиации? В конце концов, беспилотники имеют ряд преимуществ, а именно: это и безупречная разведка, и точечные удары, и принципиально меньшая стоимость аппарата, и, что самое главное, без риска жизнь пилота.

Частично эксперты соглашаются, но тут же отмечают, что несмотря на значительный прогресс в технологиях, даже большие и дорогие ударные беспилотники не способны на 100% заменить в бою классическую авиацию. Им, например, не под силу задачи, которые выполняет современный многоцелевой истребитель. Ведь это другая скорость, оперативность, мощность вооружения, средства обнаружения и уничтожения воздушных целей - это совсем другой уровень. Наконец, самолет может нести несколько тонн ракет и бомб, а к примеру, тот же турецкий Bayraktar - всего 60 кг.

«Транспортная авиация нам нужна в любом случае, а вот боевые вертолеты, в конце концов «штурмовик» типа Су-25 - целиком и полностью может заменить ударный беспилотник. В то же время этот аппарат не может вести воздушный бой. Пока, по крайней мере», – утверждает Михаил Жирохов.

Кирило Новіков
Кирилл Новиков

Что касается цены... «Один самолет - это 30-50 миллионов долларов (и выше). Один беспилотник - от 500 тысяч долларов (и выше), то есть дешевле в несколько десятков раз», - убеждает авиаэксперт Кирилл Новиков.

ПОЧЕМУ МЫ «ТОРМОЗИМ» В НЕБЕ

В свою очередь в «КБ Луч» (разработчики «Сокол-300») говорят, что на опытно-конструкторскую работу понадобится где-то около 150 миллионов гривень (свыше 5 миллионов долларов). «Возможно, это кажется большой цифрой, но если вы знаете, за сколько мы купили комплекс турецкий (69 млн долларов - такую ​​цену Украина заплатила Турции за два комплекса Bayraktar TB2, с учетом доставки, подготовки специалистов... - Ред.), то она просто ничтожна. Намного меньше. И стоимость одного аппарата, по нашим расчетам, не будет превышать 40-45 миллионов гривен (1,4-1,5 млн долларов). Это тоже очень немного», - добавил директор предприятия Олег Коростелев.

Если отечественные воздушные «машины» дешевле иностранных аналогов, то в чем проблема, почему наши их не запускают в серийное производство? Что ж, как уже упоминалось в самом начале - без «но» тут не обошлось...

«Да, есть концепт, единичные опытные образцы, впрочем, что касается практической реализации, серийного производства... Нужны средства и около трех лет. Впрочем, поймите, армейцы вкладывать деньги в проекты (даже если они очень перспективные) не будут. А собственных средств предприятия, в первую очередь частные, к сожалению, не имеют (или их недостаточно), - убеждает Михаил Жирохов. - Украина сейчас находится в состоянии войны, средства на армию нужны уже и сейчас. Поэтому мы просто вынуждены покупать уже готовое, чтобы было чем воевать... А для того довести до ума тот же «Сокол-300» - нужно время. Но война в Донбассе ждать не будет. Да, в перспективе надо иметь собственный ударный беспилотник, и не один...».

Подобное мнение выразил Кирилл Новиков, выделив два важных фактора. Первый - это сложность финансирования. Несмотря на то, что из бюджета идет 5% на оборону и безопасность (наверное, это едва ли не самый большой процентный показатель среди стран Европы), к сожалению, в нынешних экономических условиях это относительно небольшие деньги.

Впрочем, дело тут не только в обеспечении достаточного финансирования, но и в организации эффективной работы на всех уровнях. Поэтому, второй фактор - государственный оборонный заказ. «У нас это дело пересматривается по несколько раз в год. Есть расхождения во взглядах Генерального штаба ВСУ, Министерства обороны и СНБОУ. Все это приводит к конфликтным ситуациям и недоразумениям. Поэтому у нас серьезная проблема в планировании, формировании и использовании государственного оборонного заказа. Соответственно, страдают предприятия», - добавил авиаэксперт.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-