2021-2030. Реактивный ранец, или За плечами небо не носить

2021-2030. Реактивный ранец, или За плечами небо не носить

Укринформ
Как сбываются детские мечты

Первый “iPhone”, мобильная доставка пиццы, Интернет, 3D-принтеры, ховерборды (роликовые доски на реактивной тяге) словно в блокбастере “Назад в будущее 2” (1989) режиссера Роберта Земекиса... Некоторые инновации заставляют тебя поднимать руки вверх и кричать: “Спасибо, Господи, что позволил жить в Золотой век технологий”. Вот доступными стали персональные реактивные ранцы (РР). Ваши детские мечты тоже сбылись?

Основатель английского инновационного стартапа аэрокосмической компании “Gravity Industries” (см. здесь) и главный пилот-испытатель фирмы Ричард Браунинг (Richard М. Browning; 1979) пятый год окрылен Идеей:

- Почувствовать, как ваши ноги отрываются от земли - это и есть окончательная свобода настоящего полета. Таким станет день, который вы запомните на всю жизнь.

Річард Браунінг
Ричард Браунинг

Никому не поручая дело, 22 мая 2019 г. над Солент (Solent) - проливом в северной части Ла-Манша, который отделяет остров Уайт от южного берега Великобритании, - изобретатель, бывалый резервист Королевской морской пехоты (Royal Marines) и бывший нефтетрейдер “British Petroleum” Ричард Браунинг лично испытал реактивный костюм (jet suit), прикрепленный к легкому экзоскелету. Разработка позволяет свободно летать и легко перепрыгивать с поверхности на поверхность. В данном случае разработчик стартовал со скоростной резиновой лодки с жестким корпусом класса “RHIB” и приземлился на патрульный катер “P2000 Archer HMS Dasher” Королевского Военно-морского флота (Royal Navy).  Смотрим

***

Помните, когда появился первый реактивный ранец? В 1965 году в фильме о Джеймсе Бонде “Шаровая молния” (“Thunderball”) режиссера Теренса Янга. Не забыли, как эффектно Шон Коннери с реактивным ранцем порхнул с крыши? Британский стартап "Gravity Industries" двинулся дальше, превратив реактивный костюм в коммерческий проект, высокотехнологичную безопасную реальность. Почему это стало возможным? Ричард вырос в тени своего отца - авиационного инженера Майкла Браунинга, какое-то время играл в домашней мастерской, летал на планерах, участвовал в автогонках, но всегда грезил быть Человеком-ракетой. И вы тоже никогда не изменяйте своей мечте!

Прошло время, и первые испытания новейшего реактивного ранца, который изобретатель называет “Дедал” (“Daedalus”), прошли успешно. В официальном заявлении командующий патрульного катера “Dasher”, капитан-лейтенант Лорен Уэббер (Lauren Webber) отметил:

- Несмотря на то, что скоростная резиновая лодка двигалась со скоростью 20 узлов (37 км/ч. - А. Р.), Ричард Браунинг легко взлетел и совершил посадку на P2000.

От себя добавлю: у патрульных катеров этого класса действительно небольшая зона посадки: длина составляет менее 20 м, а ширина - 6 м. Итак, операция была вызовом и для пилота-испытателя, и для команды корабля. Готовясь к эксперименту, моряки обустроили небольшую площадку на передней палубе “Dasher” - точку посадки и взлета. На видео не видно, но во время испытаний в проливе Солент колоритный шатен-бородач совершил серию коротких полетов между патрульным катером и тремя резиновыми лодками RHIB, демонстрируя способность реактивного ранца работать над открытой водой и посадку и взлет на марше.

Нечего удивляться, старт проекта оказался гиперреактивным. Созданная в апреле 2017 г. компания “Gravity Industries” за четыре года провела более ста полевых презентаций (над землей и над водой) в 31 стране мира, а ее аппараты теперь масштабируются Международной гоночной серией (International Race Series) как новейшее поколение реактивных индивидуальных средств передвижения. Кстати, гонорар за трансляцию он берет умеренный - £100 тыс.

Коротко, за 7,5 минуты Ричард Браунинг расскажет всю историю.

***

Річард Браунінг
Ричард Браунинг

Взлет “Дедала”, отца Икара, был 1 апреля 2017 года стремительным. После вирусного видео в Сети, которое за неделю собрало примерно миллиард просмотров, мировые СМИ окрестили Ричарда Браунинга “настоящим Железным человеком”. Вскоре ему, трейдеру ВР, лично позвонил сам Крис Андерсон (Chris Anderson; 1957; см. здесь), куратор ежегодной конференции “TED”, и умолял: “Ради Бога, прошу, просто приди и поговори. Мы выделили тебе время в тот же день, между Илоном Маском и Папой Римским”. Венчурный капиталист Тим Дрейпер (Tim Draper; 1958), который в свое время инвестировал в проекты “Tesla” и “Twitch”, сразу вложил $650 тыс., только увидев, как однажды Ричард Браунинг взлетел с ранцем на автостоянке в Сан-Франциско. Соглашение, заключенное им на обороте стодолларовой купюры, оценило молодую компанию в $6,5 млн.

Между тем информация о “Дедале” поступала чайными ложками. Через некоторое время автомобильный веб-портал “The Drive” сообщил, мол, реактивный ранец от “Gravity Industries” является высоко автоматизированным, информация о запасе топлива и другие технические характеристики передаются на дисплей шлема пользователя. А еще jet suit поддерживает Wi-Fi-связь с наземной командой диспетчеров, отслеживающих полет.

Общие характеристики:

Производитель: компания "Gravity Industries”

Дальность полета: 3700 м

Высота: 1800 м

Вес аппарата: 30 кг

Скорость: 137 км/ч

Время полета: 10 минут

Цена: $475 тыс.; спешите - в продажу выставлено всего девять экземпляров!

Технические характеристики:

Система управления: полная векторизация

Количество турбин: 5 - одна на каждом предплечье, одна на каждой стороне и одна на спине пользователя

Турбіни реактивного ранця
Турбины реактивного ранца

Мощность: 1050 лошадиных сил; как у Ferrari FXX K с 6,3-литровым двигателем V12

Общая тяга: 50 кН

Топливо: 20 литров авиационного керосина, два заплечных бака

Средства связи: Wi-Fi с ЦУПом.

Изобретатель не скрывает своей искренней радости: перед нами не “Дедал”, а, по словам Ричарда Браунинга, “чистая форма полной трехмерной свободы”. Как завершенная костюмная система, сначала ранец имел шесть мини-турбин, которые работали на авиационном керосине, чтобы обеспечить вертикальный взлет, посадку и горизонтальный полет. В усовершенствованной конструкции две заплечные турбины заменили на один реактивный двигатель, что на две трети увеличило скорость аппарата.

И что, думаете, военное ведомство метнулось с покупкой новинки?

Как иронизировала Элен Иоанес (Ellen Ioanes) в издании “Вuѕіnеѕѕ Іnsider”:

- Несмотря на ажиотаж вокруг демонстрации реактивного костюма, Министерство обороны Великобритании до сих пор не приобрело ни одного образца.

Не только в Украине новейшие технологии переживают настоящую фрустрацию, оказавшись в лабиринтах закупок для национальной армии. Между тем, знаете, о чем до сих пор мечтает “Железный человек” Ричард Браунинг? Когда наступит время, и человек прилетит в ТЦ “Walmart” - на шоппинг - в ракетном ранце. Или: по дороге на работу забросит детей в школьный класс на втором этаже. Как это, немного буднично, будет выглядеть - здесь.  

***

Прошло несколько месяцев. Вдруг ситуация с востребованностью подобного высокотехнологичного изобретения резко изменилась. Командование Королевского флота и руководство Министерства обороны Великобритании (U.K. Ministry Оf Defense) поняло, что оснащенные реактивными ранцами "Дедал" британские морские пехотинцы будут лучше поддерживать высадку морского десанта, а силы быстрого реагирования будут эффективнее выполнять сверхсекретные операции.

Между прочим, мнение экспертов решительно изменили события 4 августа 2019 г., когда возле берегов Гибралтара британские морские пехотинцы захватили иранский супертанкер “Grace 1” под флагом Панамы, который перевозил сырую нефть из Ирана в Сирию.

К сотрудничеству с военными все шло давно. Начиная с 2018 г. сотрудники “Gravity Industries” плотно контактировали с британскими морскими пехотинцами относительно использования “Дедала” во время десантирования с моря. В январе 2019 г. Ричард Браунинг лично привез один из ранцев в учебный центр британских коммандос и показательно легко преодолел путь препятствий. Через четыре месяца пилоты-инструкторы “Gravity Industries” прибыли на базу Королевской морской пехоты на Р. М. Тамар, Девонпорт, чтобы продемонстрировали 47-й штурмовой группе коммандос, то есть опытным рейдерам, эффективность "Дедала", совершив массовый перелет с десантного катера (Landing Craft Utility, LCU) на берег.

***

Представляя в апреле 2019 года “Дедал” министру обороны Великобритании Гэвину Уильямсону (Gavin Williamson; 1976), после демонстрации Ричард Браунинг заявил:

- Когда вам понадобится быстро установить контроль за каким-то кораблем, вы сможете неожиданно и одновременно высадить десятерых коммандос в разных местах. И единственное, о чем противник узнает, - будет слабый шум реактивных двигателей.

Политик задумался и поинтересовался у руководителя “Gravity Industries”:

- И вы действительно можете гарантировать неожиданное десантирование с разных сторон?... Тогда это фантастика! Затем Гэвин Уильямсон добавил: - Возможно, в будущем я сделаю вам большой заказ.

Річард Браунінг зі своїм реактивним ранцем “Дедал”
Ричард Браунинг со своим реактивным ранцем "Дедал"

Тогдашний министр обороны Великобритании сориентировался, что существуют многочисленные варианты использования ракетных ранцев. Например, оперативные подразделения смогут быстро транспортировать парамедиков к раненым. Или нужный персонал будет летать между кораблями ВМФ. Или в случае необходимости будет поступать техническая помощь или боевая поддержка кораблям в открытом море. В конце концов, королевские морские пехотинцы смогут использовать “Дедал” для высадки на побережье, поисковые группы - возвращать на базу сбитых пилотов, которые подверглись опасности.

Искренне хотел бы порадоваться за тот факт, что в Соединенных Штатах дела с закупкой для оборонки куда лучше, чем у нас. Ведь еще в 2018 году командование специальных операций США (U.S. Special Operations Command) провело оценку Индивидуальной системы воздушной подвижности (Individual Aerial Mobility System, IAMS), военного снаряжения “Flyboard Air” модели “Z-Air”. В отличие от “Дедала”, “Flyboard Air” - это реактивная платформа, а не ранец.

Идеи, как и победа в войне шестого поколения, летают в воздухе.

Посмотрите на это чудо и вы.

***

Вы смотрели празднование Дня Бастилии, 14 июля 2019, когда во время военного парада французский изобретатель Фрэнки Запата (Franky Zapata; 1978) удивил толпу, появившись в воздухе в своем реактивном ранце модели “Flyboard ® Air”, что позволяет находиться в воздухе до 90 минут! Под вечер гордый президент Франции Эммануэль Макрон выставил в Twitter видео, намекая: в конце концов, такой аппарат можно и в бою использовать.

День Бастилії, 14 липня 2019 р.
День Бастилии, 14 июля 2019 г.

Между тем изобретению исполнилось уже три (!!!) года. Ведь еще в апреле 2016 г. Фрэнки Запата (см. здесь) представил воздушный флайборд, доску для серфинга, переделанную для... полетов. Используя авиационный керосин в качестве топлива, его необычный "ховерборд с реактивным двигателем" (jet-powered hoverboard) работал на четырех микротурбинах, имел стабилизаторы и обеспечивал скорость 140 км/ч для 10 минут полета.

Френкі Запата, перший політ 9 квітня 2016 р
Первый полет Фрэнки Запата, 9 апреля 2016 г.

В марте 2017 г. произошел инцидент с другим его изобретением, который даже выплеснулся в национальные СМИ. На своем “Flyboard Air” Фрэнки Запата совершил полет возле международного аэропорта “Marseille Provence Airport” и тренировочной базы “Airbus Helicopters” в Мариньяне, департамент Буш-дю-Рон, округ Истр, что вызвало сбой местных полетов. Ведь на низких курсах “Flyboard Air” летает автономно и воспринимается как... самолет, поэтому должен подчиняться законам, которые регулируют передвижение в воздушном пространстве. Не поставив в известность диспетчеров, изобретатель поднялся в небо, что привело к официальному запрету полетов.

пілот “Flyboard Air” Френкі Запата
Пилот “Flyboard Air” Фрэнки Запата
Модель
Модель "Flyboard Air"

***

Воспользовавшись случаем и вниманием журналистов, Фрэнки Запата тогда использовал инцидент под Марселем, чтобы повысить осведомленность потенциальных потребителей и инвесторов “Flyboard Air”. Когда общий язык с соответствующими службами, включая военных, удалось найти, турбинированному Икару позволили продолжить эксперименты. Конечно, французские власти увидели, что такое изобретение найдет широкое применение в обороне, медицине, промышленности, досуге и развлечениях.

Flyboard Air
Flyboard Air

Чтобы придать высокотехнологичному проекту реактивного ускорения, в рекламных целях предстояло устроить грандиозное шоу. Первая попытка французского изобретателя 25 июля 2019 года пересечь Ла-Манш... провалилась. До винтика перебрали аппарат и через три недели, 4 августа 2019 г., в сопровождении трех вертолетов французских ВВС, закинув за плечи резервуар для топлива, Фрэнки Запата эффектно совершил 35-километровый марш-бросок.

4 серпня 2019 р.
4 августа 2019 г.

Весь полет длился 22 минуты, включая остановку на дозаправку примерно посередине маршрута на борту военного корабля и приземление в Дувре. В тот день “Flyboard Air” достиг скорости 180 км/ч и держался на высоте 15 м.

Вот этот исторический полет.

***

Hiller VZ-1 Pawnee”, 1955 р.
Hiller VZ-1 Pawnee, 1955 г.

Прошло еще почти три года. Какие на сегодня характеристики модели “Flyboard Air”?

Высота полета: 3000 м

Скорость: 200 км/ч

Время полета: 10 минут

Количество турбин: 5

Максимальная грузоподъемность: 120 кг

Цена: $250 тыс.

Насчет цены янки только пхыкнули. В 1950-х и 1960-х гг., в частности армия США уйму времени и кучу денег тратила на оценку рисков использования персональных летательных аппаратов, как-то: роторный самолет вертикального взлета “Hiller VZ-1 Pawnee” (1953-1955), разработанный Чарльзом Циммерманом (Charles Horton Zimmerman; 1908-1996) по контракту с Управлением военно-морских исследований (Office Of Naval Research, ONR) ВМФ США, или личный вертолет-разведчик “de Lackner HZ-1 Aerocycle” (1954-1956). Тогда вызрело решение: подобные цацки слишком непрактичны для реального поля боя в театре ядерной войны.

Невероятно, но это когда-то тоже реально летало!

Все в этом мире стремительно меняется. За каких-то последних пять лет на рынке появилось множество стартапов, которые построили и предлагают электрические аппараты вертикального взлета и посадки (Electric Vertical Take Off and Landing E-VTOL; см. здесь), которые порой называют летающими авто. Семь лет назад в экономическом пространстве Старого света, в частности в сегменте E-VTOL, было пять компаний, теперь их 240, а “Uber” вообще обещает в 2023 г. запустить службу городского аэротакси.

***

Впрочем, высокотехнологичными продуктами Фрэнки Запаты американцы заинтересовались. Имею в виду государственно-частное партнерство “SOFWERX” (здесь - подробнее), которое финансируется Командованием специальных операций США (U.S. Special Operations Command) и ищет новые технологии. Впрочем, ховерборд с реактивным двигателем и обычный реактивный ранец им показались каким-то несолидными для коммандос. Поэтому решили тестировать французский аппарат “Flyboard Air” модели “EZ-Fly”, который окрестили Индивидуальной системой воздушной подвижности (Individual Aerial Mobility System, IAMS). С 22 августа 2018 г. именно его начали юзать на базах Сил специальных операций (Special operations forces, SOF) сначала - на озере Хопатконг, штат Нью-Джерси, а затем, более интенсивно - в Бернет, Техас.

Flyboard Air  EZ-Fly
Flyboard Air EZ-Fly

К очередному проекту американцы отнеслись со знанием дела. Получив модель “EZ-Fly”, инкубатор высоких технологий “SOFWERX” сначала разработал учебный протокол, чтобы определить эффективность применения французского аппарата “Flyboard Air” для операторов SOF. На полигоне во Флориде коммандос легко приобрели новые навыки и через три недели лихо пилотировали моделью “EZ-Fly”.

навчальний протокол інкубатора високих технологій “SOFWERX”
Учебный протокол инкубатора высоких технологий "SOFWERX"

Как вы видите на снимках, сам аппарат состоит из платформы с семью небольшими реактивными турбинами, управляемыми компьютером. Интересно, что каждая из них имеет собственный, независимый запас топлива. Пилот стоит сверху и управляет взлетом, движением и посадкой с помощью двух рычагов, которые похожи на лыжные палки. Кроме того, аппарат реагирует на движения тела оператора. Смотрим.

***

Реактивный ранец “Flyboard Air” американцы забраковали, как... легковесный, а вот модель “EZ-Fly” заинтересованно протестовали. Им понравилось, что дисплей размером с планшет, установленный между рычагами управления, в реальном времени показывает нужную информацию, предлагает автоматизированные функции, а при боевой необходимости - способен перевести аппарат в автоматический режим управления.

Что нам известно о французском аппарате “Flyboard Air” модели “EZ-Fly”?

Высота полета: 2750 м

Скорость: 128 км/ч

Время полета: 12 минут

Дальность полета: 18 км

Количество турбин: 7

Максимальная грузоподъемность: 159 кг

Цена: $250 тыс.

Flyboard Air  EZ-Fly
Flyboard Air EZ-Fly

Сразу бросается в глаза: максимальная грузоподъемность, включая боевое снаряжение коммандос, уменьшила дальность, скорость и маневренность аппарата. Что больше всего поразило представителей американского "Оборонпрома"? Безопасность в использовании, которая контролируется компьютером. В случае, если какой-то из двигателей по определенной причине выключается, сразу же автоматически на другой режим работы переключается оставшаяся часть газотурбинных двигателей (ГТД). Как это выглядит в реальности, объяснил один из пилотов инструкторов французской компании "Zapata" Генри Берковиц (Henry Berkowitz):

- Это похоже на легкий порыв ветра.

***

Когда 23 октября 2018 года в подразделениях Сил специальных операций США завершились надводные, наземные и смешанные тестирования платформы “Flyboard Air”, стороны подвели первые итоги. Модель "EZ-Fly" может найти широкое военное применение - от поддержки миссий быстрого реагирования и обычного патрулирования территорий до помощи спецуре быстро добраться с десантного корабля на берег или наоборот.

Flyboard Air  EZ-Fly
Flyboard Air EZ-Fly

Благодаря высокой мобильности и минимальным радиолокационным и инфракрасным сигнатурам аппарат Flyboard Air способен перебрасывать ССО в труднодоступные районы, а компьютерно управляемая система - действовать в полуавтоматическом режиме как беспилотник.

Останавливает одно: сумма прописью. Оснащение подразделений индивидуальными системами воздушной подвижности, например, пехотного отделения из девяти десантников, - выливается в $2,25 млн. Круто - даже для Пентагона. Вдобавок, как и в предыдущих моделях, “EZ-Fly” оставляет пилота беззащитным под шквальным огнем противника. А еще непонятно, научатся ли коммандос стрелять одной рукой, потому что другой нужно управлять. Словом, ответов пока меньше, чем вопросов.

***

Но вернемся на Туманный Альбион, откуда началось сегодняшнее путешествие. Теперь весь реактивный ранец Ричарда Браунинга печатается... в формате 3D-принтера. У изобретателя поинтересовались, чего ждать от "Gravity Industries", штат которой в прошлом году составлял... 12 сотрудников, но которая стремится расширить границы того, что вместе могут достичь человеческая мысль и новейшие технологии?

- Как только закончится локдаун и правительство отменит карантин, думаю, мы сосредоточимся на мире новейших развлечений. “Gravity Industries” уже предлагает коммерческие полеты для тех, кто хочет присоединиться к кругу избранных, переживших свободный полет человека. Это можно сделать в Полетном клубе (Flight Club), посетив нашу штаб-квартиру в известном поместье Гудвуд (Goodwood Estate), Чичестер, графство Западный Сассекс. Там наша оригинальная гоночная серия предлагает новое измерение в спортивных развлечениях, воздавая должное человеческой ловкости, технологической смелости и духу приключений.

маєтку Гудвуд (Goodwood Estate), Чічестер, графство Західний Сассекс
Поместье Гудвуд, Чичестер, графство Западный Сассекс
оригінальна гоночна серія в Польотному клубі, маєток Гудвуд, Західний Сассекс
Оригинальная гоночная серия в Полетном клубе, поместье Гудвуд, Западный Сассекс

Можете и себе покружить над землей.

Вам интересно, как отец новейшего "Дедала" организовывает собственный досуг?

Когда Ричард Браунинг не летает по всему миру, не поражает публику реактивным ранцем, не прыгает с корабля на корабль, вместе с женой Дебби и двумя детьми - Оливером и Томасом, он живет в Солсбери, графство Уилтшир - городке на 40 тыс горожан. У семьи простое человеческое хобби: Браунинги ходят на каяках и любят останавливаться на отдых в тихих кемпингах.

Александр Рудяченко

Использованные источники:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 11,12,13,14,15,16,17,18,19

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-