Владимир Тафтай, председатель Государственного космического агентства Украины
Украина будет непосредственным участником процесса возвращения человека на Луну
01.12.2021 18:06

В конце прошлого месяца в канадском Галифаксе прошла церемония закладки “первого камня” будущего космодрома, с которого вскоре будут осуществлять запуски украинские ракеты Циклон-4М. Одним из участников торжественной церемонии был председатель Государственного космического агентства Украины Владимир Тафтай, который после Галифакса полетел в Оттаву, где провел еще ряд встреч, призванных углубить сотрудничество между Канадой и Украиной в аэрокосмической сфере.

Укринформ расспросил его о перспективах космодрома, других направлениях канадско-украинского сотрудничества, востребованности отечественной космонавтики в мире и прочем.

НАШИ ПАРТНЕРЫ УЖЕ ГОТОВЫ К НАЧАЛУ СТРОИТЕЛЬСТВА КОСМОДРОМА

- Разговоры об этом космодроме ведутся еще с 2017 года, когда между Канадским космическим агентством и Государственным космическим агентством Украины был подписан Меморандум о взаимопонимании. Впрочем, закладка “первого камня” делает проект гораздо более реалистичным. Когда он может быть реализован?

- В космической сфере выполняются технически и технологически сверхсложные проекты, поэтому привычное дело – планировать на 5 лет и даже больше. Впрочем, если нашим коллегам из "Maritime Launch Services" (MLS, компания-оператор космодрома – ред.) удастся все то, что они запланировали, в том числе, если им вовремя поступят все средства, то уже через 3 года они смогут перейти к полетным испытаниям. И MLS, и КБ “Южное”, и КБ “Южмаш” ориентированы на достижение результата в максимально сжатые сроки.

- Уверены ли вы в том, что космодром все-таки будет построен?

- Готовность украинской стороны – 100%. Насколько я понимаю, наши канадские партнеры также полностью готовы к тому, чтобы приступить к фактическому строительству комплекса. Во время церемонии в Галифаксе даже была обнародована информация о первом заказчике пусковых услуг будущего космодрома – компании “Nanoracks”. Это - проявление доверия со стороны рынка к оператору этого проекта.

- Преимущества этого проекта для Украины понятны, но зачем он Канаде?

 - У Канады нет своего космодрома – она получит его, как и возможность вывода космических аппаратов с собственной территории. Она также сможет использовать современные украинские технологии для реализации этой сложной стратегической задачи.

- Будет ли этот космодром иметь какие-то ограничения относительно заказчиков?

- Речь идет о коммерческом проекте. Поэтому по состоянию на сегодня заказчики могут быть любые, потому что ракетоноситель Циклон-4М - это, собственно, транспортное средство, которое позволяет доставлять груз на орбиту. Это может быть спутник или что-либо другое при условии помещения его под обтекатель и соответствия веса. Таким образом, любой заказчик – страна или компания - сможет договориться о запуске собственного груза в космос.

- С какой стороны к проекту больше интереса: с украинской или канадской?

- Как по мне, заинтересованы обе страны, каждая из которых получит довольно существенные преимущества от реализации этого проекта. Канада получает технологии запуска спутников, а мы – постоянного партнера и определенный объем заказов на использование Циклон-4М. Будем работать полностью взаимовыгодно.

- Почему у этого проекта большие шансы на успех, чем у того, над которым когда-то Украина сотрудничала вместе с Бразилией?

- Не стоит сравнивать эти два проекта. Они совершенно разные, начиная от организационной структуры и заканчивая технической составляющей. В бразильском проекте двумя правительствами была сформирована бинациональная компания, что требовало принятия большинства решений едва ли не на межгосударственном уровне. Это долго, сложно и не всегда эффективно. А потом Бразилия как государство вообще вышла из него в одностороннем порядке.

С Канадой же мы говорим о коммерческом проекте с единым собственником и значительно большей гибкостью в принятии решений. Лучше и ракетоноситель. За последние годы КБ “Южное” существенно доработало ракету Циклон-4М, которая теперь использует первую ступень на экологически чистых компонентах и имеет значительно лучшие показатели полезной нагрузки. Впрочем, я подчеркну, что та ракета тоже была очень хорошей, и если бы проект в Бразилии был реализован – успешно летала бы в космос.

УКРАИНСКО-КАНАДСКИЙ КОСМОДРОМ БУДЕТ ОЧЕНЬ КОНКУРЕНТНЫМ В МИРЕ

- Учитывая значительную глобальную конкуренцию в космических запусках, каковы коммерческие перспективы этого проекта?

- Перспективы хорошие. Я убежден, что этот космодром сможет успешно конкурировать и по техническим параметрам, и по цене с другими пусковыми площадками. Рынок спутниковой связи растет ежегодно. Уже есть проекты, предусматривающие запуск сотен, а иногда и тысяч спутников для создания космических группировок. Это - много работы.

- Каким будет распределение ответственности при строительстве космодрома, учитывая, что его будут строить в Канаде, но под украинские технологии?

- Технически строительством космодрома занимается канадская компания MLS. В свою очередь, Украина создает ракетоноситель Циклон-4М с рабочими проверенными технологиями. Большинство компонентов этой ракеты уже имеют летную историю или полный цикл испытаний. Именно благодаря этому космодром может начать работу так быстро. Создание нового ракетоносителя заняло бы значительно больше времени.

- Кроме космодрома, каковы перспективы более широкого сотрудничества между Канадой и Украиной в аэрокосмической сфере?

- Человечество сейчас находится на очень важном этапе перехода к совершенно новым подходам в использовании космоса. Уже заключено межнациональное соглашение о создании Лунного поселения, ведутся серьезные подготовительные работы к освоению Марса и т.д. Это предполагает огромный объем работы, которая будет выполняться десятки лет. Речь идет о новой главе в развитии космонавтики, переходе на качественно новый уровень исследования дальнего космоса. Это потребует усилий многих стран и использования различных технологий.

Украина и Канада имеют значительный потенциал реализации своих наработок для участия в таких амбициозных проектах. Кроме того, существуют и более близкие по срокам реализации проекты, например - развитие систем космического интернета. Канадская компания "Telesat" планирует создавать свою собственную систему “Lightspeed”. Эта компания может быть одним из поставщиков интернета в Украине. Для этого необходимо создать специальные технические станции, существенно повысив уровень нашего сотрудничества. Мы готовы и к этому проекту.

- Насколько решительно Украина настроена участвовать в международном проекте по возвращению человека на Луну?

- Украина настроена максимально решительно. Мы являемся подписантами программы "Артемида". И я абсолютно уверен, что будем непосредственным участником процесса.

У ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ ЕСТЬ ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ МИРУ

- Космическая отрасль очень дорогая как финансово, так и интеллектуально. Достаточно ли у Украины ресурса, чтобы быть полезной миру?

- Безусловно. У Украины очень мощный потенциал, доказанный десятилетиями создания ракетной техники. Мы имеем существенные наработки. В частности, у КБ “Южное” есть концепты, способные помочь стрительству Лунного поселения, созданию соответствующих энергосистем и систем жизнедеятельности, подачи кислорода и тому подобное.

- Достаточен ли нынешний уровень финансирования космической отрасли в Украине для реализации этих масштабных планов?

- Сейчас мы находимся на завершающем этапе утверждения украинской космической программы до 2025 года, которая предусматривает и распределенное финансирование по направлениям деятельности. Нас поддерживает президент и правительство, и уже в следующем году ожидаем достаточно существенное финансирование космической деятельности. Последние 4 года программы не было, поэтому ни о какой «достаточности» говорить не приходилось. Мы сейчас меняем эту ситуацию.

- Уже четыре года между Украиной и Канадой действует Соглашение о свободной торговле. Помогло ли оно украинской аэрокосмической сфере?

- Такие соглашения в целом способствуют развитию экономических отношений между странами и являются хорошим фундаментом для работы. Надеюсь, это Соглашение окажет положительное влияние на аэрокосмическую отрасль в будущем.

- Украинский спутник "Сич-2-30" должен был отправиться на орбиту в декабре, но потом запуск перенесли на январь следующего года. Какой план сейчас?

- До сих пор мы говорили об украинском ракетоносителе Циклон-4М, который будет работать с космодрома в Канаде. А украинский спутник “Сич-2-30” стартует с космодрома во Флориде (США) и будет доставлен на орбиту ракетоносителем Falcon-9 компании SpaceX. То есть это параллельные процессы, стратегически направленные на развитие украинской космической индустрии. Что касается самого запуска, то наш космический аппарат "Сич-2-30" полностью готов. Запуск планируется на 10 января 2022 года, но дата зависит от готовности ракетоносителя Falcon-9.

- Напоследок спрошу о космическом туризме. Готова ли Украина присоединиться к этому глобальному тренду?

- В рамках бюджетных расходов на космические мероприятия Украина не планирует заниматься развитием космического туризма, но мы будем приветствовать инициативы частных компаний, если такие будут.

Максим Наливайко, Оттава

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-