Станислав Руссу, директор Нацагентства по туризму (Молдова)
Молдаван привлекает развитый горный туризм в Карпатах
24.06.2017 09:00 1664

Прибыль от туристической отрасли во многих развитых странах мира составляет до 10% и более от ВВП. Молдове, как и Украине, предстоит еще многое сделать для достижения таких показателей. О том, что именно необходимо предпринять, чтобы эта экономическая отрасль стала поистине прибыльной, какие перспективы открывает для наших стран безвизовый режим с Евросоюзом, и какие совместные туристические проекты  мы сможем предложить иностранным гостям, в эксклюзивном интервью Укринформу рассказал директор молдавского Национального агентства по туризму Станислав Руссу.

НЕИЗВЕДАННАЯ МОЛДОВА

- Господин директор, недавно в Молдове, впервые, под эгидой Всемирной туристской организации ООН, прошел региональный европейский туристический форум. Как обмен мнениями во время встречи скажется на развитии туристической отрасли?

- Мероприятие такого масштаба прошло в Молдове впервые. В нем приняли участие, помимо действующего Генерального секретаря Всемирной туристской организации Талеба Рифаи и будущего ее руководителя, посла Грузии в Испании Зураба Пололикашвили, руководители туристических организаций из 40 стран Европы, в том числе глава Департамента по туризму Украины Иван Липтуга. 

Это была прекрасная возможность на практике доказать, что Молдова – туристическая страна, где поток иностранных туристов ежегодно увеличивается почти на 20%.

Конечно, участникам форума  удалось обсудить множество технических вопросов, касающихся повышения эффективности отрасли. Но, говорят, лучше один раз увидеть... Гостям  была предоставлена возможность открыть для себя неизведанную для многих Молдову. И мы постарались показать им то, чем может удивить маленькое государство с населением чуть более трех миллионов человек: это и наши знаменитые на весь мир винные подвалы в Криково и Малых Милештах, где хранятся уникальные коллекции вин, и достопримечательности историко-археологического комплекса, как  Старый Оргеев, и многие другие удивительные места.

- Известно, что в последние годы начали развиваться такие интересные сферы, как сельский, винный туризм. Каковы перспективы этого направления?   

- Наши иностранные гости были приятно удивлены разнообразием быта, культурными традициями, полезной и изысканной пищей. Причем не только коренного населения Молдовы, но и украинцев, которых в Молдове, включая левый берег Днестра, более полумиллиона человек, также болгар, гагаузов, русских и других национальностей. Успели посетить также выставку изделий народных ремесленников, которые устроили нам мастер-классы. 

В  сфере сельского туризма зарегистрирован существенный скачок. Люди, которые выбрали этот вид бизнеса, заинтересованы не только в своем доходе, но и в развитии собственного села. Более того, каждый дом дает, примерно, по 7 рабочих мест. Плюс к  этому приобретение и потребление продуктов. А это не только занятость, но и налоги. Иными словами,  сельский туризм дает существенный толчок развитию экономики страны. 

Радует, что с винной отраслью у нас сложились взаимовыгодные отношения. А ведь 10-13 лет назад наши виноделы даже обсуждать тему туризма не хотели. Бизнес у них шел хорошо, продажи росли, вина успешно экспортировались на рынки России и этого было вполне достаточно. Однако, как говорится, «нет худа без добра». После того, как Россия ввела эмбарго (2006 и 2013 года), и винам Молдовы полностью был закрыт доступ на рынки России, виноделам пришлось «отрезветь» и осознать, что винный туризм  является одним из шансов поправить и собственные дела, и помочь стране.  Это была очень своевременная альтернатива.

В итоге, сегодня не найти винодельческой компании, которая бы не инвестировала в развитие винного туризма. Были разработаны десятки специальных винных маршрутов, оборудованы современные и реставрированы старые дегустационные залы, открываются новые рестораны и специализированные магазины по продаже элитных сортов продукции, где работают сотни и тысячи высококвалифицированных специалистов, знатоков своего дела.  

Мы надеемся, что Молдова, Украина, Грузия и другие страны-участницы форума найдут свои места в калейдоскопе европейских туристических направлений.  

 БЕЗВИЗ – ШАГ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТРАСЛИ 

 - Известно, что   Украина и Молдова, особенно в последние годы, тесно  сотрудничают в туристической сфере. Какими новыми совместными молдавско-украинскими проектами можно будет удивить зарубежных гостей?

 - У нас очень тесное взаимодействие с нашими украинскими коллегами. Департамент  по туризму Украины возглавляет очень энергичный и профессионально грамотный специалист Иван Липтуга.

Несмотря на то, что, с точки зрения статистики, туристическая отрасль в последние годы регистрирует спад, поток туристов и визитеров, как в нашу страну, так и в Украину увеличивается. Совместные туристические проекты стремительно набирают популярность: проводятся различные фестивали, открываются новые маршруты  для граждан обеих стран. 

Естественно,  и в Молдове, и в Украине мы имеем регионы, где ситуация не стабильна. Это влияет на развитие и внутреннего, и въездного туризма. В этом плане мы принимаем все меры, чтобы туристы чувствовали себя в безопасности.

В Украине  очень развит горный туризм, в особенности на территории Ивано-Франковской области, в Карпатах. Он пользуется спросом у граждан Молдовы. Большой популярностью пользуется и санаторно-оздоровительный туризм. Очень удобно совместить  приятное с полезным: поправить свое здоровье в популярных в Молдове и Украине санаториях и одновременно посмотреть достопримечательности региона, пополнить багаж впечатлений, ознакомиться с бытом и кухней.

Сейчас мы вместе с украинскими коллегами разрабатываем новое направление. Многие туристы  хотели бы посетить больше чем одну страну. Особенно, если одна страна маленькая. Другая предпочтительно, чтобы была побольше.  К примеру, в рамках международной организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) мы работаем над новым проектом совместных туристических, скажем так,  продуктов «Украина-Молдова», «Грузия-Азербайджан», чтобы эти продукты продвигать на азиатский рынок. Чем дальше страны, тем больше они заинтересованы попутешествовать больше, чем по одной стране. Если эти рамки расширить, то можно включить и  Румынию.

Планируется также европейский проект, когда, к примеру, финансировать его будет  одна из стран  ЕС и две страны вне его. Примером может послужить проект «Одесса-Юг Молдовы-Галац». Этот маршрут планируется и для Европы, и для дальнего зарубежья, в том числе азиатских стран.

Набирают популярность тематические маршруты. Культурные, исторические, экологические.  К примеру, туристам предлагается посетить исторические места  одновременно в нескольких странах. Крепости в Сучаве (Румыния), Сорокскую крепость в Молдове, Белгород-Днестровск (Cetatea Alba - Белая крепость) и Хотин в Украине.   

Наши совместные усилия направлены и на освоение нового туристического направления - путешествия по странам Дуная, ведь, благодаря международному порту в Джурджулештах, Молдова получила выход к этой международной водной артерии. Ведь такие страны, как Румыния, Австрия, Сербия и Венгрия  активно финансируют туристические маршруты по Дунаю.

Не могу не поздравить наших украинских коллег с получением безвизового режима с ЕС, что намного облегчит освоение новых маршрутов.

Подчеркну: продвижение имиджа наших стран путем углубленного и долгосрочного развития туризма может открыть и возможности привлечения иностранных компаний, заинтересованных в инвестировании в туристические проекты.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ПРИОРИТЕТ

- Знакомить иностранцев с достопримечательностями наших стран – это очень важно и необходимо, а каковы перспективы развития так называемого внутреннего туризма? 

  - Это, кстати, приоритет номер один и для правительства, и для Национального агентства по туризму. Я бы даже сказал, что это направление более важно, чем въездной туризм. Ведь въездной туризм будет существовать и работать, независимо даже от того, как активно мы будем его продвигать.

Но есть один  существенный нюанс. Если взять, к примеру, регионы Европы, у них покупательная способность растет с каждым годом. Они, если хотите, туристы сами по себе. Итальянцы, немцы, другие народы путешествуют не один раз в год. У них такой менталитет, воспитание. Они открывают  для себя новые направления.

Для молдаван же традицией уже стало ездить  один раз в год, и обязательно туда, где есть море. Либо во время отпуска  начинать семейные дела и заботы – ремонт квартиры, замену мебели. Это, кстати, сохранилось еще с советских времен, когда у нас не было принято ездить куда-то и открывать для себя новые страны, даже  собственную страну.

С этой целью в стране проводятся различные фестивали. Если раньше они проводились раз год, то теперь каждые 3-4 месяца открывается новый фестиваль. К примеру, ярмарки-фестивали рыбы и мясных деликатесов, кулинарных изысков, национальных блюд,  яблок, черешни,  К слову сказать, у нас столица-миллионник, где граждане имеют возможность выходные, а то и отпуска провести вместе с семьей не только интересно, но  и с пользой для себя. Поэтому развивается тенденция проводить это за пределами столицы. В частности, в Старом Оргееве почти все дома принимают туристов, угощают национальными блюдами. Можно  комнату недорого арендовать, остановиться и отдохнуть. Очень популярное направление-  село Сахарна в Резинском районе, где расположены  скальные монастыри. Охотно посещают   Сорокскую крепость, отреставрированный Дворец Манук-бея в Хынчештах.

Правительство охотно инвестирует в такие объекты. Думаю, это положительно повлияет на развитие национального туристического продукта, чтобы представители туриндустрии смогли продвигать его на выставках, ярмарках и мероприятиях.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ «ИЗЮМИНКИ»

- А какой из этих фестивалей вы бы отметили как «изюминку»?

-Мы всегда стараемся делать ставку на необычность, на  национальные «изюминки». Одним из таких стал и фестиваль  «АНДЕРЛЕНД» – это фестиваль уличной музыки, который мы проводим второй год в  Криковских винных подвалах. В этом году участие в нем приняли около 25 музыкальных коллективов. Принимали в нем участие и несколько ансамблей  из Украины. Представьте себе, туристы бродили по улочкам, слушали музыку и дегустировали вино. Очень необычное зрелище!

Близится также фестиваль национальных костюмов, который ежегодно проводится  25 июня. В этот день все без исключения участники,  среди которых и руководители страны, порой - и гости столицы,  одеты в национальные костюмы.  Весьма красочное зрелище, когда вся страна  одевает национальные  костюмы.

- А что делается для того, чтобы не только  мы ездили смотреть на мир, но и к нам  почаще  приезжали.  Наверное,  определенную роль в этом должны играть и средства массовой информации?

  - Выездной туризм также должен развиваться. Люди должны иметь право выбора,  где провести свой отпуск, тем более что в Молдове нет ни моря, ни горных красот.  Несомненным подспорьем в этом плане стало то, что наша страна – первой среди постсоветских республик получила безвизовый режим с ЕС. Это очень большая привилегия и для граждан, и для туристических фирм. Да и для свободного и доступного выбора направлений. Ведь до получения безвиза выбор  был не особо богатым. Это была Турция, где визы получали в аэропортах. Была среди этих стран и Украина, где развивался так называемый  неорганизованный туризм, где доступность транспорта более высокая, да и языковой фактор играл немаловажную роль. Хотя нельзя не отрицать, что возникали проблемы с пересечением границ, особенно в сезон. Ездили еще в Румынию и Болгарию. Но после вступления этих стран в ЕС, понадобились визы, и посещать их стало уже более проблематично.

В настоящее время и туристические агентства, как в Молдове, так и в Украине, после получения права на безвизовый въезд в ЕС, стали, как говорится, дышать свободнее. Открываются новые авиа-, железнодорожные и автомобильные рейсы. Да и цены стали доступнее,и поэтому наша цель - активно продвигаться за рубеж.

Мы работаем именно на доступные авиарейсы в те страны, где активно работает молдавская диаспора. Это Италия (с 9 городами у нас есть прямое авиасообщение), Германия, Польша, Великобритания, Ирландия. Там, где живут молдаване, появляется и   возможность активно продвигать интересы Молдовы. Приглашаем представителей СМИ, блогеров, телевидение из стран Европы и продвигаем нашу аутентичность, нашу культуру и традиции. Чтобы быть привлекательной и доступной с туристической точки зрения страной, надо чтобы о ней узнали.

Два года назад мы  сняли видеоролик на 60 секунд и впервые вышли на телеканал  Euronews. Они два месяца два раза в день «крутили» этот ролик и, конечно, после того как аудитория в 500 миллионов человек его посмотрела, интерес к Молдове значительно повысился. Конечно, это требует определенных, и порой немалых финансовых инвестиций, но убежден, в будущем эти инвестиции окупятся.

НОВИНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

- Если говорить об иностранных туристах, кто лидирует среди гостей Молдовы? И кто вызывает особый интерес в сфере туристической отрасли?

- Интересным туристическим рынком для нас стал Китай. С точки зрения того, что в 2015-2016 годах китайцы вышли на первое место, как страна, потратившая наибольшее количество денег на заграничный туризм. Это около 300 миллиардов долларов. Правительство в этой связи приняло решение упростить визовый режим для Китая. Если до сих пор он был достаточно жестким (помимо визы туристы должны были получить от бюро миграции разрешение), то  этот режим упростили для граждан Китая, Кувейта и Арабских Эмиратов. Сразу же появились и прямые авиарейсы.

- Какие новинки ждут туристов в нынешнем сезоне?

- В наших планах организация делового туризма. В чем его суть? Приезжают, например, бизнесмены решать свои вопросы, и им не надо оплачивать все из своего кармана, оплачивают поездку их корпорации, холдинги. Они полдня занимаются делами, а полдня открывают для себя страну. Хорошая возможность для продвижения страны, потому что, открыв для себя какое-то направление, в следующий раз гость  обязательно приедет с семьей. Я поступаю так же, если открываю для себя какое-то интересное направление – привожу семью.

Помимо этого, мы разрабатываем совместный проект с Румынией и Польшей. Будут организованы специальные туры для тех, кто изъявил желание всерьез заняться организацией сельского туризма. Вместе с главами районов подбираем на конкурсной основе 10 -15 человек, которые посетят эти страны и на практике смогут освоить азы обслуживания иностранных и отечественных туристов, систему безопасности гостей и безопасности питания, обменяться опытом. Аналогичные курсы мы проводим и у себя дома с тем, чтобы качество туристических услуг, особенно на селе, было на высоком уровне.

ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНВЕСТОР

- А какую помощь получает туризм от государства?

- Наше правительство сектор туризма, как я уже говорил, обозначило, как одно из приоритетных направлений. Отрасль очень нуждается в финансовых инвестициях со стороны как государства, так и иностранных инвесторов. Они себя оправдывают. Например, сделали дорогу в Старый Орхей, где до недавнего времени не было дороги вообще, и там как грибы, выросли  и несколько сельских пансионов, ресторанчики, терассы, бутики сувениров. А это, опять же, создание новых рабочих мест и  налоги в государственный и местный бюджеты. В этом году начнем ремонтировать капитально дорогу к селу Цыпова, где расположен самый известный Скальный монастырь.  

Однако, помимо дорог, необходимо пересмотреть уровень НДС на проживание,  ресторанный бизнес. Если, к примеру, в Румынии, Болгари и других странах  НДС меньше, чем базовый (5-6-7 %), то у нас он на уровне 20%. А к этому, есть еще местный сбор со стоимости (от 5 до 10 %) туристического обслуживания. Отсюда и появление нелояльной конкуренции, когда отдельные туристические агенты не регистрируют туристов и не выдают чеки на обслуживание.

Не менее важным является вопрос исчисления доходов от посещения туристов. У нас  ВВП насчитывается от доходов турагентств, хотя во всем мире статистика туризма, включая доходы,  начинается  от регистрации иностранных граждан на границе. Поэтому во многих развитых странах прибыль от туризма составляет до 10% от ВВП.

Проще говоря, необходимо  реформировать саму статистику туризма. Эти все нюансы будут включены в Закон о туризме, появится и новая статья - о статистическом учете бизнес-сферы.

 - После стольких подвижек в вашей работе напрашивается вопрос о результатах. Каковы они? 

- Не скрою, последние статистические данные не могут нас не радовать. Если, по данным туристического гида Lonely Planet,  в 2013 мы занимали одно из последних мест, как  самая непосещаемая страна, то в нынешнем году это же издание включило нас в топ 10-ти самых привлекательных (и доступных) в Европе  туристических направлений. Мы оказались на 8 месте, опередив Францию и Монако. Это обнадеживающая для нашей страны статистика.

Зинаида Гурская, Кишинев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-