Верховина. Гуцульская магия, или О чем играет трембита

Верховина. Гуцульская магия, или О чем играет трембита

1543
Ukrinform
“Вот Жабье, гуцульская столица”, - писал Иван Франко

Верховина – город, расположенный в Карпатах, на берегу реки Черный Черемош, на высоте 620 м над уровнем моря. Верховину считают центром гуцульской культуры. Почти полвека назад Сергей Параджанов снял здесь легендарный фильм «Тени забытых предков», а недавно здесь открыли Музей гуцульской магии, чтобы больше рассказать об уникальных обрядах горцев.

ЖАБЬЕ – КРУПНЕЙШЕЕ СЕЛО ИМПЕРИИ

До 1962 года на территории города Верховина было село Жабье. В древности оно делилось на две части: Жабье-Ильцы и Жабье-Слупийка. Первое упоминание о Жабье относится к 1424 году.

- Есть две версии происхождения названия Жабье или, как говорят гуцулы, Жибье. Одни считают , что название пошло от Якима Жабки, первого поселенца, другие думают, что там, где урез Черного Черемоша, было много жаб, а от того, что они квакали, так и назвали село. При Австро-Венгрии Жабье считалось самым большим селом империи, позжее – Польши. Так было до 1928 года, пока поляки не отделили гмину Дземброня. Тогда Жабье утратило статус крупнейшего села. Советской власти название не нравилось, и его переименовали в Верховину. С тех пор идет дискуссия: а где же гуцульская столица? Косов считает, что он столица, Рахов, Верховина и Коломыя и себе так думают. Впрочем, еще Франко писал: «Вот Жабье, гуцульская столица», - рассказывает кандидат исторических наук, краевед Роман Черненький.

- Откуда в Карпатах жабы или болото? Очевидно Жабье имеет происхождение из арабского и персидского, в которой «жабал» означает горы. То есть, стоит искать, кто дал такое название населенному пункту. Можно предположить, что один из князей времен Даниила Галицкого получил от татар ярлык. Кто знает турецкий, очень легко расшифровать: «йер» означает «место», «лык» - окончание «ый». То есть ему дали местность – горы, - считает краевед Андрей Никитин.

В то же время существует много преданий о происхождении названия Жабье. Одно из них утверждает, что так назвали село в честь первого его жителя Жебки, как и ручей в селе «Жебовский».

- В последнее время появилась гипотеза о происхождении названия Жабье от древнего гуцульского божества огня, аналогичного литовскому божеству огня Габье, к которому обращались с просьбой принести пламя и рассеять в свет искры. Эта версия якобы подтверждается и тем, что у многих народов, в частности китайцев, жаба изображала дух очага, у монголов богиня Жаба известна как богиня плодородия, помощница рожениц. Элементами жабы наделялись положительные божества у греков, римлян и других народов. Но, с научной точки зрения эти версии неприемлемы, - пишет ученый Мирослав Габорак и добавляет, что наиболее достоверна версия о жабах, которые размножались при разливе Черного Черемоша, а их кваканье было слышно издалека. Поэтому и долину назвали Жабье.

А вот название Верховина, утверждает Габорак, означает наименование поляны, на которой когда было основано поселение. Типичная «верховина» означает «горная местность», «верхняя, самая высокая часть чего-либо», «название высокогорной местности в пределах Украинских Карпат».

ГУЦУЛЫ СКУЧАЛИ ПО ХОЛОДНОМУ МОРЮ?

Следует сказать, что в Верховине живут гуцулы – украинская этническая группа, для которых овцеводство было ведущей отраслью хозяйства. Есть даже гипотезы об их тюркском происхожденим, есть версия, что гуцулы произошли от человека по имени «Гуцул», имевшего славянские корни.

- С 1854 года в Жабье священником был Софрон Витвицкий, который написал «Краткий очерк о гуцулов». Это был первый краевед, который исследовал гуцулов. Он написал, что в древних преданиях гуцулы скучали по холодному морю и высоким отвесным скалам. Поэтому краевед допускал, что гуцулы имеют что-то общее с викингами и варягами. После него таких воспоминаний не было, - отмечает историк Черненький.

По мнению краеведа и исследователя Гуцульщины Николая Савчука из Коломыи, название “гуцул” могло означать какой-то род или племя старых хорватов, которые заселяли обширные просторы в докняжескую эпоху. Когда в Х веке хорваты покинули Галицию под давлением других русских племен и перебрались на Балканы, то от них осталось название, которую навязали новым племенам. Поэтому гуцулы обижались, если их называли гуцулами, потому что они лишь унаследовали чью-то название. Гуцулы говорили о себе, что они «ырщени», то есть крещеные, а не язычники, которых, очевидно, преследовали или недолюбливали.

Самым гуцулам присущ добрый и веселый нрав. С ними очень интересно разговаривать, даже несмотря на особый диалект. В будто привычных вещах они находят магию и таинство природы. Очевидно поэтому Иван Франко приезжал сюда ежегодно с 1901 до 1914 года. В Криворивне он записывал уникальный фольклор, сочинял стихи и пьесы. Теперь в доме, где жил и работал писатель, действует его литературно-мемориальный музей. Рассказывают, что Франко любил слушать, как декламируют его произведения местные горцы. А в Верховине утверждают, что каждый гуцул - с рождения актер. Точнее, имеет актерские способности, и приводят в подтверждение исторические факты. Так в 1910 году Хоткевич в селе Красноилье, возле Верховины, создал первый Гуцульский театр. Его актерами стали крестьяне-любители, но они были настолько талантливы, что смогли завоевать своего зрителя в Украине, Польше и даже в Москве.

ПАРАДЖАНОВ ЛЕГ В ГРОБ, ЧТОБЫ ГУЦУЛЫ ЗАПЛАКАЛИ

В 1964 году в Верховине Сергей Параджанов снимал фильм «Тени забытых предков» по одноименной повести Коцюбинского о любви Ивана и Марички. Главные роли влюбленных сыграли Иван Миколайчук и Лариса Кадочникова. Фильм получил многочисленные награды и принес Сергею Параджанову международную славу. В прошлом году даже Гарвардский университет включил его в список обязательных для просмотра студентам, которые претендуют на высокую ступень в киноведении.

Тем временем в Верховине, в доме, где почти семь месяцев жил режиссер фильма, создали дом-музей фильма «Тени забытых предков». Сейчас здесь хранится около тысячи экспонатов. В основном – это фотографии режиссера и одежда гуцулов, в которой они снимались.

- В фильме снялись почти 60 жителей Верховины и еще около 20 гуцулов шли на съемки из окрестных сел. Вышиванки – все аутентичные, созданные нашими мастерами почти 70 лет назад. Есть свадебная гугля, в которую был одет главный герой фильма, есть сердак, пояс, платки, которые надевали для фильма. Все наши легенды – это истории, которые случились во время съемок. Вот например, похороны отца Ивана снимали три дня. Зима, в горах - большой снег. Люди идут за пустым гробом, но не плачут. Тогда Параджанов спрашивает: «А чего же вы не печальные, без единой слезы?» Люди в ответ: «А по ком плакать? Гроб же пустой». Тогда Параджанов снял кожух и лег в гроб. Гуцулы заплакали, ведь скорбь и печаль, когда там человек. За несколько часов эту сцену сняли, - рассказывает директор дома-музея фильма «Тени забытых предков» Галина Мокан.

ТРЕМБИТЫ, КУКУЦЫ И КОННЫЕ СКАЧКИ

В фильме Параджанова был задействован и отец Николая Илюка, который открыл в Верховине собственный музей. Мужчина признается, в семье было так много музыкальных инструментов, что возникла идея сначала создать музыкальную комнату, а позже она превратилась в своеобразный музей. Самой старой трембите уже 50 лет. Она, говорит хозяин, молчит из-за почтенного возаста.

- Трембита – это позывной гуцульский инструмент. Он – чисто мужской, так как играть на нем крайне трудно. Как только беда в горах, гуцулы играют грустную мелодию, и уже слышно, что надо идти помогать. Как радость, тоже играют мелодию - и тоже понятно, что надо идти помогать, потому что у кого-то или рождение, или свадьба. На полонине, когда теряются овцы, пастухи также подают друг другу знак звуками трембиты. Из чего ее делают? Лучше всего - из той ели, в которую ударил гром, или молния, тогда дерево хорошо высушено, - рассказывает владелец музея «У трембитаря» Николай Илюк.

Свою коллекцию музыкальных инструментов в Верховине собрал и Роман Кумлык. Он в свое время создал известный ансамбль «Черемош» и записал много коломыек. В советское время фото Романа Кумлыка тиражировали на всех рекламных плакатах Верховинщины. Теперь в его доме действует частный семейный музей гуцульского быта и этнографии.

С гуцульскими традициями знакомит гостей в Верховине и частная Галерея традиций и обрядов. Здесь женщин одевают в переметку. Этот обряд гуцулы считают оберегом для семьи. А еще тут раздают гостям кукуцы.

- Кукуцы – это обычная дрожжевая выпечка, которую мы подаем к чаю. Ее пекли в форме петушков, котиков, солнышек. Преимущественно - на Пасху. Тогда возле дома жгли огонь, чтобы сжечь все плохое в доме и очистить души. Дети тогда кричат «Грийте дида», что означает «согрейте души наших предков», - рассказывает владелица Галереи традиций и обрядов Параскева.

«Еще краевед Витвицкий описывал, что гуцулы – очень религиозные люди, поскольку они ближе к Богу, в горах. На Пасху надо было освятить каждую корзинку так, чтобы много воды упало. Поэтому на Пасху у священников очень болели руки. Когда заканчивалось освящение куличей, каждый хозяин доставал пистоль или ружье и палил в небо. Так было и на Крещение. Стреляли так громко, как на Кавказе. Глава семьи, по-гуцульски - неньо, садился на коня. Так начинались гонки, кто быстрее доскачет до своего подворья. Верили, кто первым от церкви доскачет домой, тот будет первым во всем целый год, - рассказывает историк и краевед Роман Черненький.

МУЗЕЙ О МАГИИ

Поскольку в горах долго не было официальной медицины, люди спасались здесь травами и магией. В Карпатах и поныне живут мольфары, гадерки, лечащие молитвами и заговорами. Чтобы больше рассказать о гуцульской магии, в Верховине открыли уникальный музей. Среди его экспозиций – личные вещи мольфара Нечая. Даже те, которыми он разгонял облака.

- В Музее мы не делаем никаких ритуалов, только рассказываем о прорицателях, промовниках - ныне живущих или известных в прошлом. Мы рассказываем о наших традициях. Даже Музей открыли в ночь на Ивана Купала. Этот праздник в Карпатах величественный. Тогда мы делали очищение огнем и водой. Говорят, после этого можно набраться много сил. Мы рассказываем не только знахарях, но и о магии музыки. Когда человек слушает музыку, его душа отдыхает. На Гуцульщине свадьбу гуляли по-разному. Порой доходило и до драк. Тогда приходили музыки, заиграют на скрипке или дрымбе - и драки как не было. Вот у нас есть скрипка Могура, известного местного скрипача. Люди говорят, что она у него иногда играла сама, - рассказывает владелец Музея гуцульской магии Николай Данилюк.

Сейчас гуцулы считают, что в Карпатах должны быть «Украинские Афины». В такой проект здесь хотят объединить Литературно-мемориальный музей Ивана Франко, Музей-усадьбу Михаила Грушевского, музей «Хата-гражда» гуцульского быта и музей Параски Плитки-Горыцвит. Все они, очевидно, войдут в единый туристический маршрут. Не исключено, что проект может стать национальным, чтобы сохранить в мире гуцульскую культуру и уникальные обряды, которые делают людей ближе к горам и природе.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-