Изяслав. Хроники летописного города

Изяслав. Хроники летописного города

1102
Ukrinform
Продолжая путешествие по Хмельнитчине, заглянем в Изяслав, о котором упоминается еще в летописи XIII века и где началась история Пересопницкого Евангелия.

В Изяславе меня привлекло, в первую очередь, его название. В летописях много встречается князей: Олег, Игорь, Святослав и другие, - но людей с такими именами и сегодня полно в каждом городе и селе. А вот Изяславов мне встречать как-то не доводилось – только на карте Хмельницкой области. Это при том, что Изяславы, по крайней мере, дважды были великими князьями Киевскими. Один – сын Ярослава Мудрого, второй – внук Владимира Мономаха. Еще один Изяслав, Василькович, упоминается в «Слове о полку Игореве»...

БАРОККО ПРОТИВ ГОТИКИ

Надежды, что в городе удастся увидеть хотя бы остатки каких-то сооружений времен Киевской Руси, не оправдались. Возможно, они там и есть где-то, но на глаза мне не попались. А искать районный музей, тем более заглядывать к чиновникам отдела культуры – желания не возникало. Еще на подъезде к автовокзалу заметил величественный монастырь, который нависает над городом. Не спрашивая дороги, рванул напрямик и... наткнулся сначала на чьи-то огороды, а за огородами – на довольно полноводный поток. Хорошо, что вдоль берега была протоптана тропинка и можно было не возвращаться обратно (чего я ужасно не люблю). По тропинке добрел до плотины. Уже там узнал у прохожих, что река зовется Горынь, а монастырь на холме, некогда основанный отцами-бернардинцами, теперь служит кутузкой.

Здесь мне как-то резко расхотелось искать «дорогу к храму» (да и как бы отцы-командиры такого строгого заведения оценили бы попытки неизвестного им человека с луганской пропиской в паспорте! – фотографировать режимный объект?). Тем более, что один храм по дороге таки встретился: костел Иоанна Крестителя. Если быть точным, первой была православная церковь Святой Троицы, но этот «новодел» как-то не заинтересовал.

Похоже, история костела навеки осталась в прошлом времени. По крайней мере, кроме сильно обшарпанных стен и большого слоя мусора внутри увидеть ничего не удалось. А между тем, стенам свыше четырехсот лет...

Вообще, как я успел заметить, на Хмельнитчине у польской церкви довольно сильные позиции. Достаточно сказать, что в областном центре построено два больших современных костела (православные таких форм себе не позволяют). Но до Изяслава ее руки не дотянулись. Правда, есть в городке такой симпатичный костелик в стиле позднего барокко (середина XVIII века). Называется он храмом Святого Иосифа (Ite ad Joseph, как свидетельствует табличка на фасаде, что в переводе с латыни означает: «Идите к Иосифу). Ну, не знаю... не мое дело, но в моем представлении Католическая Церковь – это нечто такое огромное, могучее, готическое. То есть – сильно такое... мрачное. И точно не барокко.

Вот Бернардинский монастырь – именно то. Навевает мысли о мелочности нашего земного бытия, о воздаянии в другом мире — а также о наказании уже здесь и сегодня. Кстати, бывший руководитель пенитенциарного учреждения Леонид Волгарь сказал мне, что когда-то в этот монастырь отправляли монахов, которые в чем-то провинились. Когда сюда пришла советская власть, коренным образом менять профиль заведения не пришлось...

ГДЕ НАШЕ НАСЛЕДСТВО?

Как выяснилось позже, «изучать» Изяслав я начал с так называемого Старого Города, или со Старого Заслава, как он назывался во времена польско-литовского владычества (да и определенный период – московского). И хотя оставалось пройтись по Новому Заславу, уже возникло не слишком приятное ощущение, что доминантой города является то, что оставили ему католики-поляки. Это при всей нелюбви к ним царизма.

Здесь есть какая-то загадка: неужели украинцы на собственной земле не могли построить что-то не менее монументальное, чем польские паны? Кое-где сохранились большие православные соборы XVI века, которые, по крайней мере, размерами не уступают польским костелам того же периода – скажем, Успенская церковь во Львове (сегодня находится под юрисдикцией УАПЦ). Как по мне, она и с эстетической точки зрения не хуже «готики». Правда, говорят, в качестве архитектора успенские братчики пригласили некоего Павла Римлянина, который уже мог видеть творения Микеланджело в Ватикане.

А еще я видел под Сатановым (та же Хмельницкая область) остатки Свято-Троицкого православного монастыря. Как выглядела надвратная колокольня в ее лучшие времена (все в том же XVI веке) – не представляю, но что это было нечто грандиозное, видно и сегодня. Ко всему можно добавить замок великого украинца Константина Острожского в Староконстантинове. Но все равно: почему так мало?! Поляки постарались – или уже «братья»-московиты?

Загадку в некоторой степени раскрыл мне заведующий сектора коммуникаций с общественностью аппарата Изяславской райгосадминистрации. По его данным, уже в начале Второй мировой в бывшем Заславском уезде прекратили существование 140 (!) православных церквей. Причем большинство из них разобрали на стройматериалы. А польские костелы, надо полагать, сохраняли со стратегической целью в ближайшее время использовать поляков. Ведь воевать планировали именно на польской территории, а до Збруча отсюда километров тридцать. По прямой.

А когда был основан Изяслав на Волынской земле? (Кстати, Хмельнитчина считается Подольем, хотя к этому историческому региону относятся только ее центральные и южные районы. Север области – это Волынь. В том числе Изяслав и Староконстантинов.) Так вот, первое упоминание об Изяславе(ле) можно найти в Галицко-Волынской летописи под 1240 годом:

«Батый, взяв город Киев и услышав о Данииле (князь Даниил Галицкий. - ред.), что он в Уграх, пошел сам к Владимиру. И пришел к городу Колодяжну, и поставил 12 пороков, и не смог разбить стены, и стал переговариваться с людьми. Они же, послушавшись его злого совета, сдались, и все перебиты были. И пришел к Каменцу и Изяславлю и взял их».

В принципе, как раз по дороге из Киева в Галич.

ГЕТМАН ВЕНЖИК И НАСТЯ ЗАСЛАВСКАЯ

После Батыя Заслав упоминается аж в 1390 году. Был это тот Изяслав(ль), или уже новый – неизвестно. Зато известно, что под его стенами не раз захлебывались набеги татарских орд. Меня поразил такой эпизод в «Истории Русов»:

«По кончине Гетьмана Ружинского года 1534-го избран гетманом с Есаулов Генеральных Венжик Хмельницкий. Он, получив повеление от короля Жигмунда Первого отражать войском большую Орду Татарскую, которая собиралась из Крыма и Бессарабии и пробивалась через Молдавию и Волынь в Польшу на грабеж и ее опустошение, выступил с войском своим реестровым на Волынь, а кавалерийские полки и Запорожских казаков, расчленив на многие ватаги разослал для прикрытия границ с той стороны, откуда шли татары, повелев им нападать на татар во времена их походов и ночлегов и отходить от них, подаваясь к главному войску».

Под Заславлем Венжик разбил татар, продемонстрировав незаурядную осведомленность в татарской стратегии и тактике. Причем силами одних только украинских (или правильнее – руских?) войск, включительно с запорожцами. Задолго до Вишневецкого-Байды. Есть версия, что Венжик был дедом Зиновия-Богдана. Если это правда, тогда становится понятно, как «простой» чигиринский сотник сумел поднять на войну всю Сечь, а потом присоединил к своему войску еще и большинство реестровых казаков. Сотник и не поднял бы. Но если ты внук славного гетмана...

А еще в Заславе жила княгиня Анастасия Заславская. Это она инициировала создание Пересопницкого Евангелия, на котором присягают сейчас украинские Президенты. Да, заканчивали работу над этим шедевром в Пересопнице (теперь Ривненский район Ривненской области). Но начиналась работа над ним именно в Заславе.

ЕЩЕ РУИНЫ, И СНОВА – ПОЛЬСКИЕ

Думал, после обратного пересечения Горыни город меня уже ничем не удивит. Ну, зеленый, ну, чистый... На площади перед райгосадминистрацией – пустой пьедестал, на котором еще недавно стоял вождь мирового пролетариата. На стене 5-й школы – надпись: «Сбор помощи бойцам на Восточном фронте». До фронта – тысяча километров.

За поворотом – еще один мост... Такое впечатление, что Изяслав лежит на островах, или, по меньшей мере, в дельте большой реки. Поднялся по лестнице к костелу Святого Иосифа, который стоит под охраной самоходной гаубицы времен Второй мировой. Повернул голову налево – какие-то развалины. С первого взгляда и не идентифицируешь – бывший дворец культуры или районная поликлиника, которая почему-то стала району не нужна.

И только когда подошел вплотную – ахнул от неожиданности: это же целое палаццо примерно тех времен, что и костел Иосифа: барокко, которое уже начало переходить в классицизм. Поразили не только остатки богатейшего декора – поразили размеры палаццо. Не знаю, в какой резиденции жил польский круль накануне первого раздела Речи Посполитой (1772 г.), но вряд ли резиденция волынских князей была намного меньше Зимнего дворца в Петербурге. По крайней мере, по площади. Впрочем, Зимний имеет три этажа, а у Новозаславского замка (нашел такое название в литературе) было только два.

Или все же больше двух? Сохранились изображения замка, на которых отдельные его части таки трехэтажные. И жили в нем все же не цари. Хотя... Если внимательнее присмотреться к генеалогическому дереву Заславских и Сангушко, которые построили, а потом жили в Изяславе, их род (Гедиминовичей) гораздо древнее и выше, чем у потомков «захудалого» московского боярина Андрея Кобылы. От которого и пошли будущие самодержцы Романовы.

...Я продирался сквозь кусты, которыми зарос не только двор замка, но и внутренние покои по самый второй этаж, ругал мысленно и вслух неизвестных мне тогда виновников – а потом понял, что восстановить эту роскошь не по силам не то что району – целой области. Да и вряд ли государство захочет теперь повторить подвиг Виктора Андреевича, который восстановил имение Кирилла Разумовского в Батурине. Там – гетманская столица, освященная именами двух гетманов – Мазепы и Разумовского. А кто в Украине знает о Сангушко? Разве кто-то из этого рода осмелится вложить сюда деньги... если они у него есть.

О, чуть не забыл назвать виновных в этой руине. В конце XIX века тогдашний владелец дворца Роман Сангушко вынужден был продать имение российскому правительству. А то не нашло лучшего применения, чем превратить палаццо в... военные казармы. В 1944-м, во время освобождения Изяслава от гитлеровцев, казармы сильно повредила советская артиллерия, и памятник барочной архитектуры опустился еще ниже в своем статусе – советская армия разместила здесь свои склады и амбары. После того, как москалики ушли оттуда, восстанавливать уже было нечего. Да и экономическое положение после московского господства было известно какое.

ИСТОЧНИК ТРОЕРУЧИЦЫ

До отправления автобуса на Хмельницкий времени было много, и я решил посмотреть, что там, вдали, за церковь у подножия зеленого холма. Она стояла уже явно за пределами города. Подойдя, прочитал надпись на импровизированной арке: «Источник Божей Матери Троеручницы».

Ну, все ясно: московские попы уже и на воду свои руки наложили. А местность здесь прекрасная. Называется Бабиной горой. «Попід горою гай...» «Тече вода з-під явора» – и просто в бассейн. Очевидно, в Изяславе живут только порядочные люди – даже трехметровый забор вокруг стройки не возвели. Я походил по территории и не встретил ни одной живой души (или никто ко мне не захотел выйти).

На высокой табуретке, покрытой ослепительно чистой салфеткой, стоял сундук для пожертвований «на строительство храма апостолов Петра и Павла на Бабиной горе возле родника». Не знаю, лежали ли там действительно какие-то деньги – но никто не боялся тот сундук оставлять на произвол судьбы.

Почему я об этом здесь написал? Не знаю. Запоминаются последние впечатления, вот такими они у меня и остались. О летописном городе Изяславе. Больше известном по польским хроникам.

Михаил Бублик, Хмельницкий

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-