Иван Липтуга, президент Национальной туристической организации Украины - 14.03.2018 13:56 — Новости Укринформ
Иван Липтуга, президент Национальной туристической организации Украины
В этом году делаем акцент на гастрономическом туризме
14.03.2018 13:56 1136

Мировой туристический бизнес – на подъеме, показатели – лучшие за последние пару десятилетий, рост – на 6,5% в минувшем году. Люди путешествуют по планете, несмотря на войны, природные катаклизмы и угрозы терроризма. Туроператоры не жалеют сил, чтобы завлечь людей, постоянно повышая планку и расширяя предложения. 

О том, как обстоят дела с этим в Украине, Укринформ побеседовал на полях завершившейся в воскресенье в Берлине Международной туристической ярмарки – ITB BERLIN – с президентом Национальной туристической организации, советником первого вице-премьер-министра – министра экономического развития и торговли Украины Иваном Липтугой. Он – человек, что называется, в теме, в курсе того, что творится во вверенном ему хозяйстве, свободно оперирует цифрами, не подглядывая в «шпаргалки».

ТРЕНД ТУРИЗМА В УКРАИНУ – FOOD AND WINE

- Первый вопрос, естественно, о том, как была представлена в этом году наша страна на главной мировой «туристической бирже»?

Акцентируем на гастрономическом туризме. Но у нас есть и медицинский туризм, и Чернобыль, и развлечения, и экотуризм

- В этом году объединились Киевская городская государственная администрация с министерским (МЭРТ) департаментом. Также приняли участие 22 компании и 7 городов: Одесса, Львов, Харьков, Днепр, Черновцы, Ивано-Франковск и Киев. Национальный стенд – размером 110 кв. м. 

В целом, за последние 2,5 года в Украине удалось изменить идеологическое отношение к туризму во многих областях. Появились бюджеты, плюс бизнес начал понимать. 

- Организаторы еще до открытия анонсировали, что фокус в этом году будет сделан на «революционных формах путешествий», отдыхе в сегменте люкс, медицинском туризме и так далее. Насколько Украина отвечает этим трендам?

- Смотря что считать трендами. Украина – большая и разнообразная. Мы в этом году делаем акцент на гастрономическом туризме. Украине есть чем гордиться на направлении Food and Wine – выросло количество концептуальных ресторанов, появились новые фермерские хозяйства, винные производства. 

Но у нас есть и медицинский туризм, и Чернобыль, и развлечения, и экотуризм. Предлагаем все это на выставке. 

ТОП-З ИНТУРИСТОВ В УКРАИНЕ: МОЛДАВАНЕ, БЕЛОРУСЫ И... РОССИЯНЕ 

- А как выглядят цифры турпотоков?

- В 2017 году количество иностранцев, посетивших Украину, увеличилось до 14,6 млн – где-то на миллион по сравнению с предыдущим годом. На первом месте, как ни странно, молдаване. На втором – белорусы, которых в прошлом году к нам приехало почти 1,9 млн человек. Причем они и в Затоку едут, и в Карпаты, и на шопинг, и на отдых. Увеличилось количество туристов из Израиля и Турции. Средняя и Центральная Азия едет в наш Трускавец пить «Нафтусю», в Моршин, в Одессу – отдыхать на наши пляжи. 

Традиционная наша аудитория сосредоточена в Центральной и Восточной Европе. Это, в основном, постсоветские страны, которые привыкли к нашему уровню сервиса. Но, конечно, надо вести работу по популяризации страны в других регионах и континентах. 

- Насколько можно говорить сегодня о туризме из России? 

- Он находится на 3-м месте после Беларуси. Если раньше россияне приезжали в регионы Одессы, Николаева, Херсона, в Крым – у нас летом до 90% россиян там было, то сейчас это где-то 20-25% – 1,2 млн человек. 

Быстрыми темпами развивается внутренний туризм, поскольку не у всех есть финансовые возможности для путешествий за границу. Хотя, на фоне введения летом прошлого года безвизового режима количество украинцев, выезжающих за пределы страны, выросло до 28 млн, годом ранее эта цифра составляла около 23 млн. 

НА ОДНОГО ВЪЕЗЖАЮЩЕГО ТУРИСТА – ДВОЕ ВЫЕЗЖАЮЩИХ

- То есть, безвиз создает конкуренцию внутреннему туризму, подрывает его?

- Нет, не подрывает, просто увеличилось число выезжающих. Это нормально. До 2013 года было равное количество въезжающих и выезжающих. С 2014 года разница была почти в 2 раза: выезжающих осталось почти столько же, а вот въезжающих вдвое меньше.

А сейчас еще больше увеличился разрыв. 

- Много в свое время говорилось о туристах из Китая. В том числе и о том, что их можно привлечь «красным туризмом». Стали ли к нам ездить гости из Поднебесной?

- В прошлом году было принято решение об упрощении визового режима. Ну понятно, что из 130 миллионов китайцев, которые путешествуют, в Украину заезжает очень немного. В прошлом году было 20 тысяч. 

Мы к массовому китайскому туристу сами пока не готовы. Вообще, к этому надо достаточно осторожно подходить: с одной стороны, конечно, за китайских туристов все борются в мире. Мы уже видим вывески в магазинах, рекламные сайты на китайском языке для этой аудитории в Европе, в Америке, в России. 

С другой стороны, китайцы, уж если они «заходят» и им нравится куда-то ездить, то они этот рынок полностью заполняют собой – их туроператоры, их гиды... И с ними конкурировать очень сложно, потому что они работают по своей какой-то цепочке. 

- Одной из завлекаловок для туристов из КНР были комплексные, комбинированные маршруты – Украина-Россия и подобные. Концепция, должно быть, поменялась?

У любого туроператора, который на территории Украины предлагает туры в Россию, в Крым, забирают лицензию

- Сейчас за это СБУ лицензию забирает. У любого туроператора, который на территории Украины предлагает туры в Россию, в Крым, забирают лицензию. 

В целом же, комбинированные маршруты имеют смысл для туристов, приезжающих издалека, – таких как раз, как китайцы. Они специально в Одессу, например, вряд ли поедут, но, отправившись в Стамбул, захотят побывать и в Одессе. Поэтому мы проводили в Турции презентацию в декабре. Также возможны комбинированные туры с Польшей, с Молдовой.

Но нам надо гнаться не за количеством, а за качеством.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИСТ КАК СТРАШИЛКА ДЛЯ ИМПОРТНОГО

- Проблему качества, точнее, соответствия стандартам, мы с вами уже обсуждали год назад на этой же выставке... 

Средний чек в сутки на украинского туриста – 200-300 грн. А иностранного – 200 долларов. Наши любят поторговаться даже в музее

- Мы 2 года принимали международные стандарты ISO, сейчас мы занимаемся тем, чтобы сделать интегрированную систему качества в туризме и работать над улучшением качества сервиса у всех субъектов туристической деятельности – туроператоров, гидов, гостиниц. 

У нас внутренний туризм значительно превышает долю въездного. По всем опросам, порядка 80% – это внутренние туристы, и они готовы к любому качеству. То есть, туроператоры, гиды и экскурсоводы им не нужны. Поэтому туристическая отрасль от них ничего не получает. А вот в плане впечатлений – иностранных туристов наши внутренние туристы иногда отпугивают. И это ощутимо в местах с высокой сезонностью. Например, в Одессе летом невозможно купить куда-нибудь билет, потому что все заполнено украинцами из других регионов. 

Когда мы проводим социсследования, то оказывается, что средний чек в сутки на такого туриста составляет 200-300 грн. А средний чек иностранного туриста – 200 долларов, потому что он проживает в гостинице, питается в ресторанах, пользуется услугами гидов. Наши любят поторговаться даже в музее...

- И все-таки. Год назад вы говорили, что подавляющее большинство туроператоров не соответствуют лицензионным требованиям. Ситуация за год как-то сдвинулась?

Стандарты – минимальная планка, которая должна быть у всех, а дальше конкуренция происходит за пределами стандартов. И мы к этому стремимся

- В Украине в государственном реестре туроператоров – 2700 компаний, у которых есть лицензии, из них соответствуют лицензионным условиям 370. Из 4 с половиной тысяч мест размещения (2 тыс. – гостиницы и 2,5 тыс. – специализированные учреждения – санатории, пансионаты), имеют «звезды» (от 1 до 5) всего 270, хотя, по закону, все они должны.  

Вопрос в том, что стандарты качества - это добровольная история, мы не в плановой экономике, когда обязывают, это просто твое маркетинговое преимущество перед конкурентами. Ты должен или соответствовать, или не соответствовать, но тебя никто не может заставить проходить ISO 9000 или ISO 14000, или ISO 26000. Стандарты - это минимальная планка, которая должна быть у всех, а дальше конкуренция происходит за пределами стандартов. В мире, по крайней мере, так. И мы к этому стремимся. 

Поэтому мы сейчас вместе с SGS (ведущей мировой компанией по проверке, тестированию и сертификации) проводим добровольную сертификацию и будем по этим стандартам предлагать украинским компаниям все-таки подтягивать уровень. 

Ольга Танасийчук, Берлин

Фото: Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>