Код Горянской ротонды

Код Горянской ротонды

Точка на карте
496
Ukrinform
Большие тайны маленького старинного храма на окраине Ужгорода

Горянская ротонда имеет статус третьего по возрасту храма-памятника в Украине – после Софии Киевской и Кирилловской церкви в столице. И вот в другом крае Украины – в Закарпатье, на окраине Ужгорода в бывшем селе Горяны, имеем третий – ротонду. Таких круглых церквей немного и в самой Европе – говорят, что Ужгородская ротонда имеет еще двух сестер в соседней Венгрии - в селах Кисшзомбор и Корчо. И вроде еще одну — в Армении.

Но суть этого храма, собственно, не только в признании. Эта маленькая церковь, на которую вы бы и внимания не обратили, проходя мимо, – настоящий сундук с кладом. Доподлинно неизвестно, кто и зачем ее здесь построил, почему она так хорошо сохранилась в этом месте на протяжении веков: говорят, что на этом холме было древнее городище, то ли замок, то ли дворец: и вот от него остались руины, а церковь стоит. Еще больше вопросов внызывают фрески ротонды, которые приписывают итальянским мастерам живописи. На этих росписях масса знаков и символов, разгадывать которые – интереснейшая задача. Собственно, этим занимается одна из закарпатских гидов Елена Кудря, и знакомство с ротондой именно при ее участии – это то, что перевернет ваши взгляды и заставит возвращаться сюда снова и снова. Поэтому мы и идем знакомиться с Горянской ротондой именно с Кудрею. Не каждый же день выпадает разгадывать коды древних храмов!

СКОЛЬКО ЖЕ ТЕБЕ ЛЕТ, ЦЕРКОВЬ?

Елена Кудря часто водит сюда туристов, разных людей — от рядовых обывателей до профессуры. И еще никто не ушел отсюда не пораженным феноменальным храмом. Потому что в этой маленькой церкви сконцентрировано столько тайн, что чувствуешь себя Дэном Брауном, когда начинаешь их разгадывать. Собственно, именно поэтому я и решила ехать.

По дороге до Горян успеваем поговорить о тайнах ротонды.

Первая из них — это ее возраст. До сих пор не определено точно, в каком же веке ее построили: ученые называют несколько вариантов (от Х до ХІІІ). Историческая справка дает, что эта маленькая церковь святой Анны на окраине Ужгорода простояла в забвении со Средних веков до конца XIX века, когда ею заинтересовались историки. Произошло это случайно. После того, как при очередном ремонте храма в 1879 году мастера обнаружили под старой штукатуркой цветные фрески. Находка стала настоящей сенсацией, а за ее изучение взялись венгерские ученые (Закарпатье тогда входило в состав Австро-Венгерской империи). Предварительный осмотр фресок позволил ученым сделать вывод, что они нарисованы в XIV— XV веках. Следовательно, ученые начали детальное изучение памятника, здесь побывали многочисленные экспедиции. Это сделало церковь с окраины Ужгорода известной на всю Европу.

По сей день между учеными разных стран ведутся дискуссии относительно происхождения Горянской ротонды, ее возраста и назначения. Одна из самых известных версий — что здесь, на этом холме, где сейчас стоит церковь, когда-то находился легендарный замок Унг, где сидел князь Лаборец — тот самый, которого, по легенде, победили венгры, которые перешли Карпаты. Это была их первая большая победа на землях новой Родины. Интересно, что на территории, где размещена Горянская ротонда, есть остатки стен и фундамента. Правда, сейчас археологи относят их к XIII в. и говорят не о замке, а о дворцовом комплексе, в который входила и ротонда.

- Но остается вопрос — почему замок или дворец, который здесь был, разрушен вплоть до стен — а церковь стоит столько лет целехонькой? - говорит Елена Кудря. – Очевидно, ее поставили здесь в честь того, что нечто важное на этом месте разрушили. Ротонду поставили во имя этой победы.

Еще одна изюминка — горянская ротонда единственная такая в стране, хотя у нас выявлено еще 22 храма-ротонды (второй пол. Х — первой пол. XIV ст.). Этот храм в плане шестиугольный, но шестиугольник этот настолько сглажен, что почти все исследователи изображали план фундамента круглым. В толщу стен (2-2,5 метра) врезано шесть полукруглых ниш, своды которых соединены между собой. На них строители поставили шестиугольный тамбур, пробитый шестью готическими окнами. Вторую часть памятника — прямоугольный готический неф пристроили к ротонде в ХV веке. В XVIII веке здесь построили большую башню, а в 1912 г. над западным фасадом церкви была надстроена деревянная колокольня. Тогда же были проведены первые реставрационные работы: укреплены фундаменты ротонды, очищены фрески, зашиты трещины, построена новая куполообразная кровля. В течение долгого времени храм принадлежал римо-католической общине, и только после 1949-го года перешел к православным верующим. В 1959 году в храм попала шаровая молния, после этого его закрыли из-за аварийного состояния. Позже церковь стала филиалом Закарпатского краеведческого музея. И только в 1991 году ротонду передали Мукачевской греко-католической епархии. С тех пор здесь действует храм в честь Покрова пресвятой Богородицы, проводятся регулярные богослужения.

Вторая тайна – это фрески Ротонды. Именно они, в целом, и прославили это место. По мнению ученых, они представляют эпоху проторенессанса и выполнены итальянскими мастерами школы Джотто. Фрески наносились на мокрую штукатурку, это и позволило им так надолго сохранить цвет. «Где Закарпатье, а где Италия с мастерами школы Джотто», - скажете вы. И будете неправы: присутствие мастеров школы Джотто на Закарпатье, за тысячи километров от Италии - не редкость, на самом деле, если принять во внимание факт, что этими землями с начала XIV века владели представители итальянского рода графов Другетов из Неаполя. Одна из семейных ветвей этой династии даже имела родовое поместье в Горянах и к своей фамилии добавляла слово «герени», то есть «горянские». Очевидно, Другеты пригласили итальянских мастеров расписать храм в Горянах, и это были мастера, – мы не можем говорить, что учились у Джотто, - но подражали его манере, ориентировались на нее. Следовательно, мы видим здесь «джоттовские» нимбы и троны, святые одеты в итальянскую одежду.

В ОДНОЙ ЦЕРКВИ — КАК БУДТО СРАЗУ В ЧЕТЫРЕХ

Между тем, мы подъезжаем к ротонде, пока собираемся вокруг храма, Елена Кудря делает интродукцию, настраивает нас на встречу с чудом.

- У нас, вспоминая ротонду, все время говорят, что это церковь, третья по значению после Софии Киевской. Есть такое признание – и все. А на самом деле Горянская ротонда – это загадка над загадками, как известный портрет Моны Лизы: за какой бы шнурок не потянул, выпадает новый вопрос, и ты снова ищешь ответ. Такой себе «код Горянской ротонды». Именно так у меня с ротондой, - рассказывает она. - Я была здесь много раз – и сама, и с туристами, и с учеными – историками и религиоведами. И каждый раз это встреча с чудом. Поражает тот факт, что находясь физически в одном храме, ты находишься сразу в четырех. Ведь исторически храм имел четырех покровителей: святого Георгия, святую Анну, Святого Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Интересна также сама форма ротонды. Кто-то говорит, что она напоминает шлем, другие – что перевернутую чашу для причастия, но прежде всего надо обратить внимание на то, что это – правильный шестиугольник, гексаграмма. То есть, имеем заложенную сакральную геометрию в построении храма. Существует поверье, что человек, который станет в центре такого храма, может мигом очиститься от злых сил. Когда находишься в ротонде, действительно есть ощущение, что фрески на этих выпуклых стенах «плывут», двигаются. Храмов такой редкой формы в мире – единицы.

Местные рассказывают жуткую историю, будто бы в 60-х годах в церковь попала шаровая молния – произошло это во время крещения в храме. Тогда погибло шесть человек – родители и родственники новорожденного, на удивление молния не повредила ничего в самом храме.

ФРЕСКИ, КАК РЕБУС, КОТОРЫЙ НИКАК НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ

Но настоящий детектив начинается, как только вы входите в ротонду (если вы мужчина, собственно, вам в этом не будут мешать, а вот женщинам, по церковному уставу, запрещено находиться в алтарной части храма, а в ротонде, именно в том шестигранном храмовом здании, находится ныне алтарь греко-католического храма св. Покрова). Но зайти туда стоит постараться (порой женщин все-таки пускают — если убедите, что вам ну очень надо увидеть эти фрески). Потому что именно там, в алтарной части и нарисованы на стенах эти знаменитые фрески, как их принято называть. Есть сведения, что нарисованы они во второй половине XIII или в XIV веке. Они как раз и сделали в свое время ротонду сенсацией в научном мире в конце ХІХ века, когда мастера проводили очередной ремонт и случайно на них наткнулись, то весьма удивились, что нашли такое сокровище.

С тех пор этими фресками все восхищаются — кто-то рассматривает, кто-то снимает фильмы, фотографирует. А кто-то, как Елена Кудря, разгадывает их — как ребус, который никак не складывается.

Собственно, с этой исследовательницей горянской ротонды я и рассматриваю знаменитые фрески. Это обычная экскурсия, перед которой мы успеваем услышать историю памятника, все его загадки, и теперь вот добрались до самого главного — фресок. На такую экскурсию надо идти вооруженным камерой, которая может увеличивать и привлекать изображения. Ведь фрески на самом деле не слишком хорошо сохранились, изображения нечеткие, и без соответствующего сопровождения вы ни за что не угадаете, что же там изображено и почему, даже, может, не обратите на это внимания.

А ГДЕ СВЯТАЯ АННА?

Прежде всего гид рассказывает нам, что фрески, которыми расписана Горянская ротонда, двух видов — ранние и поздние, византийского типа и собственно итальянского, те самые, которые относятся к школе Джотто.

- На византийских росписях имеем другую стилистику, таких фресок две, их герои - это Георгий Победоносец и еще какой-то неизвестный святой (сохранился только орнамент его плаща, и пальцы, сложенные в благословляющем жесте) — брюнеты, с типичными для византийских фресок глазами. Интересно, что когда заходить в ротонду с недавно открытого портала — эти фрески оказываются первыми как раз перед нашими глазами. И если склониться к теории о постройке ротонды в IX или X веках, и принять во внимание версию, что ее действительно возвели в честь какого-то значимого события в истории для венгров – имеем, что это церковь не святой Анны, а святого Георгия-Юрия Победителя. Потому что именно его образ встречает нас при входе, - говорит Кудря.

- Относительно святой Анны, в честь которой была освящена ротонда согласно легенде, то с ней вообще интересная история, потому что святой Анны нет ни на одной из фресок. Есть предположение, что фреска с ее изображением была уничтожена во время одной из перестроек – но если рассмотреть уничтожены части, то там образа святой Анны быть не могло по логике, потому что речь идет о других евангельских событиях - а ее изображение должно было бы быть до Благовещения. - говорит она. - Поэтому, либо ее здесь не было вовсе, либо она была позже показана поверх этого святого Георгия Победоносца – и уже навсегда утеряна при том же ремонте, когда мастера нашли фрески.

Зато интересная параллель – та четвертая, армянская, ротонда, которая очень похожа на эти три – нашу и две венгерские, и о которой редко упоминают историки, но она идентична нашей по строению и материалом, - расположена в армянском городе, который называется... Ани.

КАКОЕ ЖЕ ЕВАНГЕЛИЕ ЗДЕСЬ ИЗОБРАЖЕНО?

А тем временем мы начинаем рассматривать фрески, которые, считается, нарисованы художником или несколькими, которые придерживались в своем творчестве принципов итальянской школы Джотто.

- Я сотни раз думала, какое же Евангелие здесь изображено, - говорит Елена Кудря. – Нет ответа – и нет логики размещения событий: некоторые традиционные вещи отсутствуют вообще – как Нагорная проповедь, зато есть огромная фреска на тему бегства в Египет – хотя об этом вообще упоминается одним предложением в Евангелии от Матфея, но зато имеем кучу апокрифов, которые нам эту историю рассказывают. Поражает, как художник – или все-таки художники, потому что здесь прослеживается рука разных мастеров – размещают эти изображения. Такое впечатление, что они хотят расположить много сюжетов на одном уровне, в линии, хотя вокруг, казалось бы, есть куча свободного места. Но тем не менее, несмотря на то, что здесь все так уплотнено, ты не замечаешь какой-то каши – даже при том, что эти сюжеты не отделены линиями или рамками друг от друга. И ты сосредотачиваешься взглядом на одном изображении – и не замечаешь “соседей”. Ты плывешь по этим фрескам, как по волнам. Если долго смотреть, иногда даже кажется, что слышишь определенный ритм, музыку.

Но что меня больше всего восхищает во фресках ротонды – это то, что в них скрыта масса знаков и намеков. Иногда это выглядит как чушь. Ответ на это один – либо художники, которые это изображали, хотели нам что-то донести, либо они были просто невеждами и малярами, которые толком Писание не выучили (во что трудно верится, учитывая место, которое занимала эта церковь).

ЕГИПЕТСКИЙ ОСЕЛ НА ХРИСТИАНСКОЙ ФРЕСКЕ

Елена Кудря предлагает нам начать осмотр с фрески «Дары волхвов».

- И вот вам первая загадка: даже маленький ребенок знает, что волхвы, пришедшие с дарами к Младенцу Рожденному, были разных национальностей – а здесь у нас все европейцы, блондины. Причем, не похоже, что писал таки невежда – потому что идеально выписаны все другие детали этого сюжета.

После волхвов имеем изображение «Избиение младенцев» - там фреска состоит как бы из двух частей: внизу мы действительно видим детей, а рядом стоит какая-то группа людей, и кто-то из них - на коленях. Эта фреска испорчена граффити – латынью написано: «Здесь был Гавани Янош». Во времена Реформации, когда проходило иконоборчество, протестанты портили росписи в храмах, зарисовывали фрески и оставляли на них свои граффити.

- Дальше у нас моя любимая фреска в ротонде – это «Бегство в Египет», - говорит Кудря.

– Гляньте, на ней Мать закрывает Младенцу пальчиком рот. Это воспринимают вроде как мотивацию, чтобы ребенок не заплакал и семейство не было разоблачено во время бегства в Египет. Но учтем, что перед нами – не просто искусство, это сакральное искусство! И почему никто больше нигде не использует такой эпизод – когда Мадонна закрывает рот Младенцу?

Я привела сюда как-то именно чтобы показать эту фреску свою хорошую знакомую теолога, которая изучала историю религий. Мы посмотрели на эту фреску и начали искать ответы. Нашли в истории искусств массу изображений этого эпизода из жизни святого семейства – бегства в Египет – но нигде нет такого, чтобы Мать прикрывала рот Младенцу. Тогда стали искать, где вообще в истории сакрального искусства встречаются такие изображения? В конце концов, мы наткнулись на такой же образ Ребенка-Божества с пальцем у рта. Но это были изображения из совсем другой религии – это был Гор, египетский бог жизни, сын Осириса и Исиды. Исследователи пишут, что его палец у рта – это не то - «тс-с-с, не плачь, тихонько». Это означало, что даже в детском возрасте этому Божеству дано тайное знание. В целом, известный факт, что некоторые ученые приводят параллели между историей этого египетского семейства со Святым семейством из Нового Завета. Собственно, тогда при осмотре этой фрески знакомая обратила мое внимание на глаза святых, а особенно на глаза еще одного персонажа с фрески, которого никто не считает заслуживающим внимания. Это – осел, на котором сидит Мадонна с Младенцем, вот взгляните на его глаза, – акцентирует наше внимание Елена Кудря. – Они абсолютно типичны, еще и со стрелками, как на египетских картинах. И посмотрите, что делает этот осел: он тянет Иосифа за полу одежды! Относительно известного египетского сюжета с этими героями, то еще Плутарх описывал, что на таких фресках египтяне всегда изображали не тройку, а четверку действующих лиц: Гора, Исиду, Осириса и его брата Сета – в виде осла или крокодила. И на этих изображениях Сет всегда вредит Осирису, кусает его, тянет в обратную сторону от решения, читайте: с праведной дороги.

Осознав эту параллель, я поймала себя на еще одной: местность, где стоит ротонда, называется Горяны. Совпадение? Аллюзия? Опять же вопросы.

Есть и другая интересная деталь – если хорошо присмотреться (гид просит нас сделать снимок и увеличить изображение на своих гаджетах – авт.), на накидке Иосифа мы видим... изображение пирамиды.

И последняя деталь относительно этой фрески – обратите внимание на то, как изображены руки у героев: нескладно, при том, что сама фреска мастерски выписана. Такое впечатление, что руки перерисованы позже, что там что-то было закрашено.

Далее, что интересно – фреска Святого семейства, в центре Иисус Христос, Дева и Иосиф сидят за столом. Интересно, что на нимбе у Христа здесь еще нет креста – он есть дальше, на всех остальных фресках, которые по сюжету идут после Тайной вечери – такой интересный момент обозначения жертвы Христа. Здесь, на фреске “Святое семейство», Христос - ребенок, очевидно, семейство изображено еще во время пребывания в Египте.

ИУДА ПОВСЮДУ С ЧЕРНЫМ НИМБОМ

А дальше сразу имеем Тайную вечерю. Нет ни Нагорной проповеди, ни чудес Христовых – сразу ужин. Фреска эта разделена, интересно, что святые апостолы и Христос изображены как на знаменитой картине Леонардо, у всех ножи, на столе, кроме хлеба и вина – рыба (символ христианства). И еще – Иуда изображен с черным нимбом. Такая интересная деталь использована, чтобы выделить роль этого апостола – который вершил судьбу Христа, которая была Ему уготована на земле. Иуда держит кувшин – интересно, что в Евангелии от Марка встречаем это: «Он же сказал им: Вот, как войдете в город, встретится вам человек, кувшин воды несущий. Идите вслед за ним в дом, куда он войдет. И скажите хозяину дома: Говорит тебе учитель, где светлица, чтобы пасху с учениками моими есть? И тот вам покажет светлицу большую устланную; там приготовьте». В теологии рассматривают такую версию, что Иуда на самом деле не предатель, а тот, кто исполнил судьбу Христа. Этот кувшин как будто нам на это указывает.

Далее изображение «скачет» по диагонали на второй этаж, и имеем «Моление о чаше» - там интересное изображение апостолов вокруг Христа, их нимбы сливаются словно в чешую рыбы. И еще деталь – рука Бога сверху, тоже в нимбе.

А потом сразу имеем «Поцелуй Иуды» - где апостол тоже с черным нимбом. И дальше после такого страшного события из евангельского сюжета имеем... Ангела, который играет на скрипке, и сразу за ним кто-то кого-то коронует.

Принято считать, что это коронация Марии – но опять же, по логике рассказа, это невозможно, потому что Марию коронует после смерти Христос, а вон там, на следующей фреске, она еще стоит перед крестом, где распяли ее Сына. Коронует эту личность кто-то с нимбом, но нимб без креста (а мы помним, что со времени Тайной вечери художник изображает здесь Христа с нимбом, где вписан крест как знак мученичества). Поэтому неизвестно, кто кого коронует. Можно предположить, что это – указание не то, что в этом храме происходила какая-то коронация, или ротонда была построена в честь чьей-то коронации.

И ДВА ГЕРБА ТАМПЛИЕРОВ ПВ ЗАВЕРШЕНИЕ...

Дальше у нас Иисус перед Пилатом, а потом – Распятие. Уникальная штука, там среди прочих, кто стоит у креста Христова, есть воин со щитом.

На щите рисунок – полуовалы на синем фоне. Это гербовое изображение, которое легко читается, а в геральдике называется «мех белки», такой герб встречаем у одного из магистров ордена тамплиеров. Уникальна также фреска Воскресение – тем, что на ней - То, кто восстал из мертвых – без бороды, здесь имеем изображение Иисуса без бороды!

Это еще раз доказывает, что было несколько художников, которые здесь работали. Но есть еще одна деталь, которая нас снова отсылает к тайному ордену – у воина, который изображен упавшим возле гроба Господня, щит, а на нем герб – орлиная лапа. В геральдике этот герб также встречается среди тамплиеров, но символ орла имеет и другое значение в христианстве – это символ души, которая ищет Бога Воскресения, «обновится яко орля юность твоя» - имеем в 102-м Псалме.

МЕСТО ТЫСЯЧИ И ОДНОГО ВОПРОСА

После такого осмотра фресок, вопросов о Горянской ротонде действительно остается еще больше, чем до приезда сюда. Но вместе с тем возникает ощущение, что ты действительно коснулся чего-то чрезвычайного, Тайны.

Елена Кудря тем временем рассказывает о том, что сейчас необходимо, чтобы кто-то из ученых взялся за детальное изучение фресок Горянской ротонды – чтобы издали альбом с качественными снимками, с комментариями исследователей о той или иной детали, о символике этих фресок. Возможно, кто-то уже даже за это брался из иностранных ученых, говорит Кудря, следовательно, было бы хорошо перевести эти исследования.

- Все, кого я привожу в ротонду, всегда выходя из нее, спрашивают, а где еще об этом можно почитать. А на самом деле прочитать негде, потому что никто этим не занимался, - говорит она.

Сейчас это место на окраине Ужгорода так и остается местом, где можешь поставить себе тысячу и один вопрос – по истории, религии, искусству, символизму – дать уму удивиться и уйти отсюда, забрав с собой частичку души этого места.

Поэтому, будете в Ужгороде – обязательно найдите время и зайдите в ротонду. Возможно, именно вы будете тем Дэном Брауном, который сможет все-таки разгадать уникальный код Горянской ротонды...

А почему бы и нет?

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото Сергея Гудака и из личного архива Елены Кудри


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-