Два десятилетия у "Лемковской ватры" - 08.08.2018 14:25 — Новости Укринформ
Два десятилетия у "Лемковской ватры"

Два десятилетия у "Лемковской ватры"

312
Ukrinform
На Тернопольщине – Всеукраинский фестиваль лемковской культуры – съехались и лемки из-за границы

Вот уже почти два десятилетия одно событие на Тернопольщине из года в год собирает 20-30 тысяч гостей. Это – Всеукраинский фестиваль лемковской культуры «Дзвони Лемківщини», который его участники часто называют «Лемковской ватрой». На последнем таком фестивале побывал корреспондент Укринформа.

ЕДУТ, ЧТОБЫ ОЩУТИТЬ ДУХ ПРЕДКОВ

Наверное, впервые за последние годы сюда, в лесное урочище Бичова на границе Тернопольской и Ивано-Франковской областей, сразу за райцентром Монастырыська, приехало столько гостей из-за рубежа, что фестиваль смело можно назвать «международным».

С этим тезисом соглашается и председатель Тернопольского областного общества «Лемковщина» Александр Венгринович. Он – этнический лемко, один из инициаторов и организаторов фестиваля.

- Это правда, по всему видать, что уже в следующем году такая фестивальная импреза обязательно будет иметь международный статус. Ведь, смотрите, сколько здесь флагов – из Канады, Бельгии, Словакии, Румынии, Сербии, Польши, и конечно, из Украины. Лемки рассеяны по миру. Только на Тернопольщине их проживает около 200 тысяч. А фестиваль уже традиционно проводим именно в Монастырысском районе, ведь здесь компактно проживает наибольшее в области количество жителей с лемковским корнями.

Люди едут сюда, в это урочище, где расположен музей лемковской культуры под открытым небом не просто так, чтобы вместе повеселиться среди живописной природы. Их зовет дух предков, о котором напоминают воссозданные лемковские дома, вот эти орудия труда возле деревянных строений, светлицы с аутентичными бытовыми вещами. Я уже не говорю о самой атмосфере праздника, который вобрал в себя знаковые элементы лемковской культуры, - рассказал Александр.

КРАСОТА ВЫШИВАНОК И ЧУДО ЛЕМКОВСКОЙ ПЕСНИ

Действительно, «Дзвони Лемківщини» традиционно отличает насыщенная культурно-художественная программ. Вот и в этом году фестиваль, это такой себе микс фольклора, дефиле в лемковских вышитых костюмах, а еще – ряды с огромным разнообразием самобытных деревянных и гончарных изделий, которые вам предложат мастера-лемки.

Отдельная тема – вышивки. Это целый мир, в котором отразились уникальные элементы лемковского народного творчества. И это понятно, ведь искусство вышивки в лемковских семьях передается из поколения в поколение.

Привезла сюда свои неповторимые изделия и почтенная по возрасту лемкиня – Стефания Новацкая из села Слободки на Тернопольщине. Она – старейшая участница нынешней «Лемковской ватры», пани Стефании – 90! С первых лет независимости Украины, уже в пенсионном возрасте она взялась за изготовление образцов костюмов всех национальностей, проживающих в Украине. И коллекция ее – это не просто, так сказать, «витринный образец», музейный экспонат, она – «живая». Почему? Вот послушайте, что говорит мастерица.

- Сначала выкроила и расшила галицкий, потом волынский, позже – буковинский, далее – закарпатский народные костюмы. Сейчас уже есть 38 таких моделей. Уже около ста девушек брали те платья – на концерты, фестивали, свадьбы, сельские праздники, крещение. Никому еще не отказала. Хотят купить, но я то не продаю. Потому что там – моя душа. Я что-то свое, лемковское, добавляю к этим платьям, какие-то узоры, орнаменты, как на том 130-летний мамином платьице, которое до сих пор храню в сундуке, как самое дорогое наследие. Правда, платья, которые даю людям на разные дефиляды, немного износились, но это ничего, лучше так, чем если моль съест, – смеется пани Стефания.

И еще один художественный признак фестиваля – песенный. Ведь лемко без песни – не лемко. Поэтому и лемковская песня всегда в репертуарах певцов и коллективов, которые ежегодно выступают на «Лемковской ватре». А еще здесь с гордостью напоминают, что в свое время украинская певица Джамала с лемковской песней «Ой верше, мій верше» на Международном фестивале в Юрмале получила гран-при, а молодая львовская певица с лемковскими корнями Кристина Соловий на конкурсе «Голос країни» вошла в пятерку лучших голосов Украины. Поэтому звучат разноголосьем над лесными полянами лемковские песни. Веселые и грустные. И среди них – песня-плач Майдана. Вот уже пять лет в начале фестиваля, когда со сцены люди слышат лемковскую песню «Пливе кача...», они встают, отдавая дань памяти нашим героям...

О ЛЕМКЕ ИЗ СИБИРИ, МУДРЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И РЕЦЕПТЫ ЦЕЦИ МАРИЧКИ

Среди фестивального сообщества мое внимание привлек мужчина со странным лаконичным плакатом на груди: «Лемко из Сибири». Главу общественной организации «Украинская национально-культурная автономия Новосибирска «Лелека», лемко Владимира Павука, а это был именно он, на таком же фестивале встречал два года назад. И вот - новая встреча.

- Как же сейчас живет на сибирских просторах украинская община? – спрашиваю у него.

- Жизнь не слишком простая. И окна нам не раз в офисе били, и другие пакости делали. Но мы держимся. Главное, хотим сохранить украинскую идентичность, несмотря на войну. Поэтому и проводим различные вечера, отмечаем святые для каждого украинца дать. Даже памятник Тарасу Шевченко в Новосибирске открыли, – говорит Владимир Павук.

Прощаемся до следующих встреч, а я подхожу к еще одному знакомому с лемковскими корнями – заместителю председателя оргкомитета по проведению фестиваля, заслуженному работнику культуры Игорю Дуде, который что-то зачитывает девушкам в лемковской народной одежде. Замечу, что пан Игорь - автор книг «Лемківські приповідки», «Лемківський словник» и «Лемківській гумор».

Чем это вы, Игорь Никитич, так заинтересовали лемкинь?

- Та рассказал им несколько лемковских пословиц. В них – многовековая народная мудрость. Вот хотя бы такие – «Мудрий не вшито повідат, што зна, а глупий не вшито зна, што повідат». То есть, мудрый не всегда говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит. Или вот такое. «На чужих жінок смотрити будеш, то свого ся позбудиш», «За морьом бивай, але свого не забувай», «Знаш діти родити – знай їх і навчити». Думаю, перевод здесь не нужен.

- Вы – автор «Лемківського словника», сколько слов туда вошло?

- 26 тысяч слов. Но это еще не все слова, которые отражают многогранность и образность лемковской речи, – добавил Игорь Дуда.

Запах свежеиспеченного хлеба, смешанный с аппетитными ароматами пряностей, заставляет подойти к одной из хозяек, колдующей у костра. Это – тетя Маричка Тиханская, как ее называют участники фестиваля, хозяйка, которых на ежегодном пире немало на различных гастрономических локациях.

- Вот, только что испекла этот хлеб, он у нас, на Лемковщине называется "підпавок". Таков обычай, что у нас его пекут на особые праздники, а сейч именно такой случай. Это едва ли не главное блюдо на лемковском праздник, как мачанка из грибов, капуста или пирожки из капусты.

– А из чего испекли этот хлеб? Из обычной муки?

- Готовила дрожжевое тесто, такое же, как на обычный хлеб, но туда лучок кружочками нарезала, заправила маслом, укропчика добавила сушеного, перчика, и все, вкусно, попробуйте, – протянула еще теплую краюшку лемковского хлеба Маричка Тиханская. А еще она поделилась секретом приготовления традиционного лемковской блюда – киселицы, чем-то напоминающей суп.

- Такое блюдо готовят из овсяной муки, геркулеса или овсяной крупы. Для приготовления 3-3,5 литра киселицы нужно взять полулитровую банку овсяного изделия, 25 г дрожжей, кусочек черного хлеба, залить в посуде литром теплой воды, накрыть крышкой, поставить в теплое место на сутки. Потом отжать через марлю, долить еще 2-2,5 л воды, 1-2 чайные ложки тмина, варить, помешивая, чтобы не подгорело. Когда закипит, добавить лук (можно поджарить на масле), чеснок, соль, остальные приправы. Едят киселицу с картофелем, хлебом, вареными бобами, фасолью, – рассказала Маричка Тиханская.

...Горит-догорает большая ватра посреди лесной поляны. В разных уголках поля слышны заключительные песенно-музыкальные аккорды лемковского фестиваля, которые через год вновь прозвучат здесь, в лесном урочище Бичова.

Справка. Лемки как этническая часть украинского народа испокон веков проживали на обоих склонах Карпат на территории трех государств – Польши, Словакии и Украины. В начале прошлого века их численность достигала более 1 млн 620 тыс. лиц. В 1944-1946-х годах лемков принудительно эвакуировали с территории Польши в УССР, а тех, которые жили в Украине, – в Польшу. Тогда, по разным подсчетам, было депортировано почти 484 тыс. человек в юго-восточные области Украины. Но в голодные 1946-47 годы тысячи лемков разными путями сумели вернуться ближе к Карпатам, в Галичину, напоминающую им родной край.

Олег Снитовский, Тернополь-Монастырыска-урочище Бичова
Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>