На трембите будешь играть, если заинтересован. Это надо полюбить

На трембите будешь играть, если заинтересован. Это надо полюбить

488
Ukrinform
Секреты карпатских трембитарей — в репортаже Укринформа с фестиваля “На Синевир трембіти кличуть!”

В воскресенье, 19 августа, на Закарпатье состоялся один из старейших фестивалей края — “На Синевир трембіти кличуть!”. Это праздник народной музыки карпатских горцев на берегу уникального горного озера Синевир, обычно завершающийся концертом с выступлением современных исполнителей, в этом году здесь “зажигала” группа “ТИК”. Но начинают его всегда трембитаннием — самым естественным музыкальным звуком среди Карпатских гор. Собственно, в этом году трембитарей на Синевире было мало — только пятеро. Вот мы и пообщались со старыми и молодыми музыкантами, умеющими играть на трембите, о прошлом и будущем традиции, которая, очевидно, под угрозой исчезновения. Мало молодежи играет, соглашаются старые музыканты, в свое время еще с трембитой за овцами на полонину ходившие. Но традиция не умрет, ведь за опытом к ним все-таки приходят. Даже девушки, которым приходится отказывать, поскольку не женское это дело - трембитать! Как и где научиться играть на трембите, что для этого нужно и сколько можно заработать — рассказали старые трембитари корреспонденту Укринформа.

“ТРЕМБІТАРІ — ТО ФІГЛЯРНІ МУЖЧИНИ!”

Первый мой собеседник - Василий Янюк из Богдана, Раховский район. Ему сейчас 68 лет, трембитает уже 35-ый год, научился этому сам, играл в оркестре народных гуцульских инструментов, сейчас чаще всего играет на фестах и каких-либо культурных оказиях в районе или области.

- Как так, что на Синевир, который на Межгорщине, зазвать едут Раховские трембитари?

- Мало трембитарей в Карпатах осталось, видите, что из Межгорья здесь трое ребят, да и нас из Рахова - двое. Традиция отходит: старые постарели, уже не могут играть, ну, а молодежь понемногу учится — но очень мало. Когда какой-то праздник — тогда идут играть.

- Трембита у меня видите, раскладная (внутри железный штырь, раскладывается на три части, — ред.), это из клуба, дома у меня такая же.

- Дорогой инструмент?

- 2500 гривен стоит, в Карпатах много мастеров, трембиты делают: их довольно хорошо разбирают на сувениры. Ну, и молодежь учится — им тоже надо. Учатся игре у нас, старших музыкантов.

- Что для этого нужно, какими качествами необходимо обладать?

- На трембите будешь играть, если заинтересован. Это надо полюбить. А принцип такой, как у игры на трубе: дуть. Но надо создавать мелодию.

- Сколько песен знаете?

- Две: “Зачую Коломию” и “Верховино, світку ти наш”.

- Скажите, а среди здешних чабанов уже совсем отмерла традиция ходить с трембитами на полонину?

- Нет, не совсем, есть еще пожилые люди, которые ходят за овцами с трембитами.

- Но ведь теперь есть мобильники?

- Да, но трембита есть трембита. На полонине утром лучше всего именно она будит!

- Жене нравится, что вы на трембите играете?

- Жена не любит, ведь она в церковь ходит. Там такого не понимают. Она бы не хотела, чтобы я с оркестром ходил, музицируя. Лучше бы у с нею дома оставался. Но я играть очень люблю, поэтому не поддаюсь.

- Скажите, а трембитари - хорошие мужья?

- Хорошие, панико, очень хорошие, ведь они "фіглярні".

ТРЕМБИТУ ВСЕГДА СЛЫШАТ И ПРИХОДЯТ НА ЕЕ ЗОВ

Иван Кокиш, 67-летний трембитарь из Рахова, играет на трембите с 10 лет, научился в четвертом классе. На фестивале он — с необычной металлической трембитой, похожей больше на удлиненную трубу.

- Это для удобства придумали, чтобы она удобна была, потому что давно когда-то телефонов не было, а с груня (вершина горы, диалектное - ред.) на грунь затрембитал — и знаешь, что делается. Но то надо было за собой носить! Поэтому и выдумали меньшую металлическую трембиту. Вот моему инструменту уже более ста лет, это еще моего прадеда. Он с ней за овцами ходил, затем перешла деду, отцу, а теперь — мне. Я, как и они, пас овец, до сих пор овец держу. Играли вечерами, когда овцы подоят, - овчарам к ужину. С утра, когда надо к стаду вставать, играли всем на работу. Так некогда было, - вспоминает старый музыкант.

- Среди пастухов на полонине того, кто с трембитой, больше уважают, не так ли?

- Но, а как же! Это ж еще и играть надо уметь. Больше всего возле овец, конечно, использовали, но трембита — это инструмент, который созывает: на работу, на ужин в долине, но и на свадьбу, на похороны, у группу... Трембиту всегда слышат и всегда слушают: идут, если она зовет.

- Как вы научились играть?

- Я научился от дяди, отца и деда — у нас в роду три брата, все трое умеем на трембитах играть.

- Только на металлической играете?

- Ум меня есть и деревянные, но большинство поотдавал в музеи — в Ужгородский скансен, в Киев, они старые, рассыхаются. Эта в старости мне лучшая, потому что легче носить, - иронизирует Иван Николаевич.

- А какая лучше звучит: деревянная или металлическая?

- Металлическая, конечно, потому что металл лучше звук дает. Это давняя цинковка, из таких желоба на дома делали.

- Много ли сейчас молодежи играет?

- Очень мало. Мои дети ни один не захотел научиться, а вот внук ходит за мной: дед, дед, научите. Радуюсь тому: как я умру, то пусть будет наследник. Смешно мне, потому и внучки просят: дидыку, научите нас играть. Но кто такое видывал, чтобы женщины на трембите играли? Им надо детей рожать, а не трембитать! Да у них вон и дрымба есть, пусть играют, - смеется Иван Николаевич.

- Что чувствуете, когда играете?

- Я чувствую, что словно молодею. Легкие у трембитарей, знаете, сильные должны быть, дышим полной грудью! Хотя бывает, что и курят трембитари — и очень часто.

- Как видите будущее трембиты: погибнет же традиция, или же и дальше в этих горах будуть трембитать?

- Не умрет, нет, не умрет трембита, ведь молодежь слабо, но все же учится играть на этом инструменте. Поэтому трембитари будут. Но, конечно, так, как наши деды играли, тут не будут играть! Я пока живу, буду учить игре на трембите. Сейчас у меня пятеро хлопцев, которые будут играть, остальные — такое... Для этого, прежде всего, надо иметь хорошие легкие и губы: должен ими чувствовать инструмент и умело управлять струей воздуха, который вдыхаешь в трембиту. Иначе ничего не получится. Ну, и еще важно: если у вас нет зубов, не будете играть.

- Сколько знаете мелодий на трембите?

- “Верховино, світку ти наш”, - начинает считать музыкант.

- Это программная вещь, я так поняла, ее все трембитари знают!

- Нет, только те, кто когда-то в оркестрах играл — я играл в оркестре при Раховском лесокомбинате. Я с этой мелодией и партийные съезды открывал в Киеве, и даже в Чернобыле играл.

- А местные мелодии, сигналы трембитные, есть какой-то их список, набор?

- Когда овцы идут с полонины вниз — то одна мелодия, такая вроде грустная, потому что уже ели гудят под ветром, грустно осенью, так: “у-у-у-у”, а птичек в лесу уже нет - улетели, вот и трембита поэтому грустно играет. А вот когда весной с овцами идешь на полонину, в лесу цветы цветут, кукушки кукуют — то и трембита веселеет, смеется, а не плачет! Она задает настроение.

- Еще знаю, что когда умирали раньше люди, на трембите играли... Тоже, наверное, печальную новту (на местном диалекте новта — мелодия, — ред.)?

- И сейчас так: дают в церкви зазвонить родственники, а еще просят и трембитаря заиграть. Часто играю за умершими. И часто зовут на свадьбы — играть, когда молодые из хаты идут в церковь венчаться, когда из сельсовета после росписи выходят.

- То есть, получается, что на трембите можно и заработать?

- Можно, - лукаво улыбается старик-музыкант, но не признается, сколько платят за такую работу. Говорит только, что скрипач — несопоставимо больше.

КОГДА ТРЕМБИТАЕШЬ В ГОРАХ, ОЩУЩЕНИЯ — НЕ ПЕРЕДАТЬ!

Под конец трембитари знакомят меня с Василием Сопко. Легиню 28 лет, это молодой музыкант - скрипач, трембетарь. Он, говорят, не только эту дедовскую традицию перенял, изучил и дает ей дальше жизнь, — он местная звезда: на билбордах со своей трембитой по всему Закарпатью вместе с Виктором Бронюком (нынешний хедлайнер фестиваля “На Синевир трембіти кличуть!”) на фестиваль на Синевир приглашают. Сегодня Василий, правда, без трембиты, потому что нужен был скрипач в группу троистых музык. Прежде всего в разговоре молодой музыкант Василий Сопко напоминает мне еще один бенефис местных трембитарей: недавно, говорит, играли для самого Президента на открытии нового Бескидского тоннеля.

- Трембита - мало того, что символ Карпат, это еще столь мощный звук, если играешь в горах: не передать! - говорит молодой трембитарь. - Когда хорошая погода и ветер дует в нужном направлении, ты можешь действительно на все горы передать трембитой — то радость, то печаль. Что у тебя за событие произошло — от этого зависит. Я пробовал в горах играть, это непередаваемое ощущение. Правда, если дождь или туман, то звук совсем не идет.

Фестиваль “На Синевир трембіти кличуть!” — один из старейших на Закарпатье. Впервые его провели в 2002 году. На фестивале все желающие могли испытать себя в игре на трембите. Межигорске и раховские трембитари с радостью рассказывали об этих музыкальных инструментах- и давали практические советы, как их освоить.

Справка. Трембита - украинский народный духовой мундштуковый музыкальный инструмент. Имеет вид деревянной трубы без вентилей и клапанов, длиной от 2,5 до 8 метров. Диаметр - около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется деревянный, роговой или металлический мундштук (дульце, пищик).

Согласно древней гуцульской традиции, трембиту надо изготавливать из молнии, то есть дерева, в которое попала молния. Считается, что такая трембита звучит лучше. Возраст дерева должен быть 120-150 лет.

Считается, что трембита — это чисто гуцульский инструмент. Но известно, что бойки также пользовались трембитами. Правда, конструкция бойковской трембиты - «трумбеты» - несколько отличается от гуцульской.

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото Екатерины Ирхи и автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-