Японский рёкан – стиль жизни. Когда долголетие становится традицией

Японский рёкан – стиль жизни. Когда долголетие становится традицией

Укринформ
О семейной гостинице, принимающей посетителей более 1300 лет

Вы даже не представляете: гостиница в традиционном японском стиле, или: рёкан (旅館), которая принадлежит семье Хоси (法師 旅館), считается старейшим семейным бизнесом в Японии и вторым по возрасту отелем в мире. По словам нынешнего владельца, представителя 46-го поколения собственников, господина Хоси Дзэнгоро (法師 善五郎), в наше бурное время наибольшее значение приобретает Традиция. Именно она в первую очередь вдохновила в Стране тысячи островов рост количества рёканов. А где еще по-домашнему могут позаботиться о постояльце?

Как-то в голове не укладывается, что такое 46 поколений. Объясню просто, рёкан семьи Хоси (法師) в районе Авадзу Онсэн города Комацу, префектура Исикава, открылся в 718 г. н.э. Его знаменитый древний лечебный горячий источник, безмятежная обстановка, 400-летний сад, классическая национальная кухня, несомненно, стали частью уравнения, из которого выводится Успех. Кроме этого, считается, что именно участливость этой японской семьи к гостю и внимание к деталям помогают процветать их семейному бизнесу на протяжении 1302 лет.

Хоси Дзэнгоро
Хоси Дзэнгоро

японский сад, которому 400 лет

Японский сад, которому 400 лет

Согласно семейной легенде, вся эта эпическая история началась с прапредка: хоси (法師) означает… буддийский монах, первым поселился в здешних горах. Со временем его обитель превратилась в монастырь. На старости лет монах, не имевший детей, усыновил мальчика по имени Дзэенгоро. И с тех пор каждое последующее поколение семьи Хоси называло в честь предка старшего сына, которому и передавался во владение рёкан.

Город Комацу, префектура Исикава
Город Комацу, префектура Исикава

*  *  *

Странная штука – время. Казалось, еще вчера семейные рёканы предлагали самый высокий из мыслимых в Японии уровень технологий и комфорта. Минуло каких-то пара десятков столетий, и перед семьей Хоси стоят новые вызовы. Теперь их домашняя гостиница должна конкурировать со всем национальным гостиничным сектором, который грозит утопить утлый рёкан в ностальгии. Поверьте, это всё – семечки. Фамилия справилась с более серьезными вызовами.

Центральный вход
Центральный вход

Представьте себе, до сих пор управление рёкана семьи Хоси переходило исключительно по мужской модели, передаваясь в наследство от отца к старшему сыну. Они прошли путь в 46 поколений, длинной в 1302 года, где каждое десятилетие трагическая утрата наследника мужского пола означала, что прервется Традиция. А как вы думали, по каким принципам создается знак времени?

Фойе семейной гостиницы
Фойе семейной гостиницы

Следует ли именно с таким лекалом подходить к нашим, украинским символам?.. Не знаю. Но уверен, что обсудить национальные символы, их место в нашем обществе, секрет впечатляющего долголетия, а главное – уместность модернизации – наша почтенная сыновья обязанность.

*  *  *

В одном из интервью с уважаемым отельером Дзэнгоро Хоси (Houshi Zengoro), нынешним владельцем гостиницы семьи Хоси, лично меня заинтересовал один фундаментальный вопрос:

- Как люди воспринимают рёканы в современной Японии?

- Повышенный интерес к рёканам объясняется любовью японцев к национальной истории и культурным традициям. Посетители приезжают к нам и останавливаются в гостинице семьи Хоси, чтобы насладиться горячим источником, который бьет более 1300 лет, полакомиться едой, которую подавали вашим прапрапрадедам, отдать дань уважения древней культуре. Да, повара неизбежно меняются, однако, наши рецепты и меню остаются традиционными, и нынешний главный повар тщательно обучает каждого нового преемника.

Горячий источник
Горячий источник

По окончании Второй мировой войны перед Японией остро стояла проблема продовольствия. В закусочных можно было выбрать четыре, максимум – пять блюд. Однако, люди верили, что в рёканах будут кормить лучше, – и шли к нам. Хотя большинству японцев в повседневной жизни приходилось в ту пору носить одежду низкого качества, они специально отправлялись в семейные гостиницы, надеясь, что им предложат красивое юката (浴衣), добротное хлопковое кимоно.

Во все времена, рёканы в Японии ассоциировались с уютом – домашней едой, одеждой, надежным кровом. В эпоху Мэйдзи (明治; 1868-1912) они каждому стали предлагать привилегии, недоступные многим в Японии, такие, как отопление, кондиционирование и телефон.

Закрытая терраса
Закрытая терраса

*  *  *

Модернизация патриархального японского общества и глобальная экономика изменили Страну тысячи островов. От десятилетия к десятилетию качество жизни возрастало, и люди больше предпочитали остаться в своих современных уютных домах, нежели отправляться в рёкан, где, возможно, осталось не так много удобств. Ведь в любом местном супермаркете теперь вы купите бесконечное количество изысканных блюд, подберете по вкусу красивое юката. Поэтому в семейной гостинице Хоси основной акцент сместился на рекламу уникального горячего источника и семейных купален, который пока никто дома не имеет, а также на обслуживание гостей самыми изысканными блюдами традиционной кухни.

Ужин
Ужин

Меняются тенденции в национальной индустрии туризма. Раньше в рёкане семьи Хоси, рассчитанном на 450 клиентов, останавливались гости из США, Европы и Гонконга, но в последнее время число и география иностранных посетителей изменились. Теперь в основном – это туристы из Юго-Восточной Азии, особенно – из Тайваня и Кореи.

Вместе с тем, иностранцы, в том числе из Европы, составляют 20 процентов семейного бизнеса, но потенциал для роста есть. Чтобы наслаждаться комфортом, большинству японцев рёканы больше не нужны, тогда как гости из других частей света ценят национальную историю и уникальный опыт, поэтому, предполагается, международный интерес продолжит расти в течение следующих десяти лет.

*  *  *

Естественно, вас заинтересует вопрос:

- Как рёкану семьи Хоси удалось остаться на плаву более тысячелетия?

Нынешний владелец гостиницы Дзэнгоро Хоси задумывается:

- Нас считают старейшим членом Ассоциации семейных предприятий “Les Hénokiens”. (Напомню: это объединение 47 компаний мира, непрерывно работающих и остающихся в семейном владении в течение 200 и более лет; название организация получила от библейского патриарха Еноха, который прожил 365 лет, прежде чем был взят Богом вместо того, чтобы умереть. – А.Р.)

Полагаю, есть две главные причины, почему наша семья смогла поддерживать рёкан Хоси более 1300 лет. Первая – это уникальные характеристики воды в нашем горячем источнике, что постоянно приводило к нам вереницу людей. Второе: во все времена мы умели хорошо заботиться о гостях. Ибо каждый, кто в Японии берет на себя управление рёканом, чтит и дорожит посетителем; вот она, ежедневная практика, передаваемая из поколения в поколение.

Кстати, это распространяется не только на посетителей – тут всё понятно! – но и на всех наших сотрудников: горничных, работников кухни, садовников, торговцев сувенирами. Все они очень важны для рёкана Хоси.

Философия нашего бизнеса глубоко корнями уходит в понимание Дхармы, буддийского учения. Говорят, все меняется в собственном ритме – иногда быстро, иногда медленно… Но самое главное – не перемены, нет, а оставаться добрым к людям, когда твои соплеменники переживают перемены. Для нас долголетие означает – прилагать усилия изо дня в день. В свою очередь, накопление этих усилий превращается в долголетие, которое в конечном итоге становится традицией. Я узнал об этом не от отца, а от трагически скончавшегося сына в 2013-м году. Он многому меня научил, в том числе простой мудрости: каждый день старайтесь изо всех сил, и результатом станут Традиции и Долголетие.

На балконе
На балконе

*  *  *

В эпоху цифровых технологий, изменения тенденций в мировой индустрии туризма, как рёкан с 1300-летней традицией может выжить в эру онлайн-бронирования?

Хисае – дочь господина Хоси
Хисае – дочь господина Хоси

Дзэнгоро Хоси готов к переменам, но главное, если помните, – не перемены, нет, а оставаться добрым к людям. А значить, передавать Традицию и Долголетие. Настанет время, и единственная дочь господина Хоси – Хисае, вступит во владение, а на смену в семейной гостинице заступит новое поколение. Здесь ничего не поделаешь, культура рёканов изменится в своем собственном ритме, но… чтобы соответствовать эпохе цифровых технологий.

Да что я тут прям! Уже сегодня в рёкане семьи Хоси есть возможность онлайн-бронирования, а изменения и уточнения на гостиничном веб-сайте, в частности, для англоязычных посетителей, выставляются ежедневно. Лично я поразился: номер на сутки здесь стоит меньше, чем в… Буковеле! 3810 грн.

Холл гостиницы
Холл гостиницы

Да, из-за пандемии COVID-19 теперь их гостями снова стали – в основном – японцы. Для семьи Хоси наступило тяжелое время. Впрочем, как и для всех нас. Кстати, у Хисае также есть философия бизнеса:

- Чтобы в течение последующих 100 лет – даже 1300 лет! – люди захотели посещать рёкан семьи Хоси, мы должны соответствовать каждому поколению и предлагать им что-то привлекательное, соответствующее времени.

*  *  *

Надумали ехать?

В рёкане семьи Хоси всего 100 номеров, где каждому дано поэтическое название. Стандартный обычно стоит $360, в период пандемии – значительные скидки: $136. Есть частная гостевая резиденция – ханаре (専門店). К услугам гостей – две закрытые и две открытые ванны с водой из горячих источников, только для постояльцев одного пола. Впрочем, можете забронировать одну из двух семейных бань.

Тут удовлетворят любой каприз. В наличии люкс-номера с собственной ванной и туалетом, а также большие (по японским меркам) комнаты в национальном стиле, где с удобствами разместятся четверо и более гостей. Бесплатно постояльцы получают домашнее юката, которое приятно набросить после горячей ванны.

По обыкновению, в семейной гостинице такого уровня подают завтрак и ужин, хотя удовлетворяют, как в моем случае, особые требования: например, только вегетарианские блюда. Мясоеды рассказывают, что в большинстве вкусных блюд использованы изумительные местные морепродукты.

Легкий завтрак
Легкий завтрак

Естественно, доступно обслуживание номеров. Да, в принципе, всё нацелено на полное удовлетворение каждого постояльца. Ай, да, едва не забыл… Чайная церемония – это традиционное японское приветствие. Почувствуйте гармонию с природой, научитесь тоньше понимать сезоны, а результатом и для вас станут Традиции и Долголетие.

Александр Рудяченко
Использованные источники: 1, 2, 3, 4

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-