Формула-1 как новое туристическое направление в Турции

Формула-1 как новое туристическое направление в Турции

Видео
Укринформ
«Королева автоспорта» собрала в Стамбуле полные трибуны болельщиков. Мокрая трасса, интриги, неожиданности и мега-шоу

В эти выходные в Стамбуле состоялись заезды гран-при Формулы-1. Двадцатка самых известных спортсменов гонки стартовала под дождем и определила тройку самых быстрых, среди которых не оказалось многократного чемпиона и фаворита Льюиса Хэмилтона. Зато его коллега по команде «Мерседес» Валттери Боттас получил свой шанс на первую победу в сезоне, а второе и третье места завоевали пилоты команды «Ред Булл».

На гран-при в Стамбуле хватило и интриг, и зрелища, которому поспособствовала дождливая погода. Турция планирует принимать на своей арене Формулу-1 и в будущем, превратив соревнования мирового уровня в туристическую приманку. Наблюдать за гонкой в Стамбул приехали болельщики со всего мира. Среди украинцев Формула-1 пока не самое популярное, но очень достойное внимания событие.

РАЗОЧАРОВАНИЕ ХЭМИЛТОНА И СТРАТЕГИЯ ОКОНА

Перед заездами в Стамбуле гонщики отмечали, что будет горячо. Пилот команды «Ред Булл» Макс Ферстаппен, который в квалификационной гонке, которая является генеральной репетицией гонки, стал третьим, а в гонке - вторым, подчеркнул, что стамбульская трасса интересна для гонки, а сам результат зависел от погоды и стратегии команд.

Интригу гонки создавал нынешний чемпион Льюис Хэмилтон из команды «Мерседес». Он стартовал одиннадцатым из-за штрафа в 10 позиций, полученного за замену элементов двигателя, и имел намерение подняться в турнирной таблице. Пилоты «Мерседес» (Боттас и Хэмилтон) стартовали с первой и одиннадцатой позиций. По результатам гонки Боттас стал первым, а Хэмилтон смог подняться с 11-го на 5-е место, но остался разочарован своим результатом, поскольку стремился и имел все шансы на первую тройку. "Разочарован собой за то, что не следую собственному разуму. Но я работаю в команде, поэтому сделал все возможное на основе полученных советов", – прокомментировал Хэмилтон свой результат в гонке. Гонщик считает, что замена шин за восемь кругов до финиша не была оправданной. По его мнению, делать остановку на пит-стопе следовало либо раньше, либо не делать вообще. Перед пит-стопом британец шел третьим, но потерял время из-за этой паузы и в результате стал пятым.

Вызовом гран-при в Стамбуле был не только дождь, но и прошлогодний опыт. В 2020 году к Формуле-1 обновили покрытие трассы и гонщики жаловались, что оно было очень скользким. Зрителям прошлогодняя гонка на скользком покрытии понравилась, потому что это было зрелищно. В этом году команды готовились к скользкой трассе, но таких проблем из-за покрытия не было. Организаторы учли жалобы. Скользким асфальт на трассе делал только дождь.

Удивил гонщик Эстебан Окон из команды «Альпин», который ни разу не заезжал на пит-стоп и проехал трассу на одном комплекте шин. Это очень редкое для Формулы-1 явление. Последний раз такое было в 1997 году в Монако. В том числе благодаря этой очень рискованной идее (ехать на стертых шинах до финиша), Окон вошел в топ-10.

Приятной неожиданностью дня стал Карлос Сайнс-младший из команды «Феррари», который, обогнав 11 соперников, поднялся на восьмую позицию. По результатам голосования болельщиков, испанец был признан гонщиком дня гран-при в Стамбуле.

Победителем 16-го этапа чемпионата мира по автогонкам Формула-1 на гран-при в Турции стал пилот команды «Мерседес», финн Валттери Боттас. Это первая его победа в нынешнем сезоне. Второе и третье места заняли пилоты «Ред Булл» Макс Ферстаппен и Серхио Перес. В топ-5 финишировали пилот «Феррари» Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон. В общем зачете лидером вновь стал Ферстаппен, он получил 262,5 очка, Хэмилтон – второй (256,5 очка).

УНИКАЛЬНЫЕ И СВЕРХМОЩНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Официальная история Формулы-1 как мирового чемпионата начинается с 1950 года. До этого в Европе, в 1920-30-х годах, проводили гран-при. Первый регламент гонки был сформирован перед Второй мировой войной, окончательный - в 1946 году. В 1948 году к Формуле-1 добавили класс Формулы-2, в 1950 году ввели младший класс – Формулу-3. «Формула» в названии означает набор правил, которых должны придерживаться все участники гонки. В 1950 году Международная автомобильная федерация приняла решение занести результаты гонки "Формулы-1" в общий протокол чемпионата мира. В 1958 году ввели Кубок конструкторов – отдельную награду для конструкторов болидов Формулы-1.

Болиды Формулы-1 уникальны, их разрабатывают на каждый новый сезон. Болид состоит из 80 тысяч компонентов, и все они важны для победы на трассе. Болид может разгоняться до 100 км/ч и с самой высокой скорости возвращаться до нуля за 4 секунды, что требует особого мастерства от пилотов. Тормозные диски на современных болидах могут нагреваться до тысячи градусов по Цельсию.

Скорость во время гонки (в зависимости от участка трассы) превышает 300 км/ч, поэтому двигатель болида Формулы-1 – воплощение самых современных технологий. Он требует всего 100 кг топлива и не требует дозаправки во время гонки. Сейчас на Формуле-1 используют четырехтактные V-образные 2,4-литровые двигатели с гибридно-электрическими системами турбонаддува, которые дают общую мощность в тысячу лошадиных сил. При создании двигателей запрещено применять системы предварительного охлаждения воздуха, а обороты ограничены 18 тысячами. Стоимость такого двигателя - до 3 млн долларов. В этом году болиды ездят на двигателях Ferrari, Mercedes, Renault и Honda. Двигатель болида работает до пяти гонок, затем его меняют на новый.

Формула-1 не отстает от современных экологических требований и уже объявила о переходе на топливо из возобновляемых источников. На нем будут работать двигатели нового поколения, которые появятся на чемпионате через пять лет.

Стоимость болидов не объявляют, но это примерно 7 млн долларов без базовых компонентов. Купить готовый болид для гонок невозможно, он должен быть создан с нуля. После сезона гонок болиды «списывают», большинство из них попадают в музеи или используются для подготовки гонщиков. Некоторые технические инновации Формулы-1 впоследствии применяют на обычных авто.

МОДА ФОРМУЛЫ-1: БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЛОТА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Пилоты болидов Формулы-1, которых часто называют гладиаторами, – это не только талантливые гонщики, им также нет равных по уровню физической и моральной подготовки. За кулисами гонок говорят, что стать гонщиком невозможно, им нужно родиться.

Формула-1, кроме значительных нагрузок, - сверхопасный вид гонки. Кроме скорости, например, температура воздуха в кабине может достигать 60 градусов по Цельсию. Пилот за одну гонку в результате перегрузок теряет 4-5 килограммов веса.

В самом начале истории Формулы-1 шлем и костюм гонщика не имели особой защиты. Гонщики надевали футболки поло, хлопчатобумажные рубашки и модные костюмы. В 1960-х годах были введены стандарты безопасности и с каждым годом уровень защиты растет. В 80-х годах прошлого века костюмы делали по стандартам NASA, из того же материала, что и скафандры для космонавтов. Они были большие и неудобные. Сейчас же такие костюмы специально разрабатываются для Формулы-1, выдерживают действие прямого огня и температуру до 1000 градусов и не загораются в течение более 20 секунд. Это дает гонщику возможность выбраться и спастись в случае возгорания.

Шлем гонщика Формулы-1 тоже имеет уникальную разработку и рассчитан на то, чтобы уберечь голову и шею пилота в случае аварий на сверхвысокой скорости. Его вес – около 1,2 кг, защитное стекло может выдержать удар камнем (или другим предметом), который летит на скорости 500 км/час.

Вес на гонке теряют не только пилоты – шины «худеют» в среднем на полкилограмма, а их использование и своевременная замена является одной из составляющих стратегии гонки. Замена шин занимает всего 2 секунды, но сам заезд на стоп-пит, где их меняют, требует от гонщика небольшого замедления и схода с трассы, на что в среднем теряется около 30 секунд.

Команда Формулы-1 насчитывает до 600 человек – от каждого из них и от слаженной работы в целом зависит результат гонки.

ГРАН-ПРИ В СТАМБУЛЕ: И РАЗВЛЕЧЕНИЕ, И ЗРЕЛИЩЕ

Первая гонка Формулы-1 в Стамбуле состоялась в 2005 году на новом автодроме Истанбул Парк. Она проходила каждый год, до 2011-го, потом был перерыв. За кулисами говорят, что не могли договориться о цене.

Формула-1 вернулась в Турцию в прошлом году. Инсайдеры отмечают, что сейчас идут переговоры о подписании 10-летнего контракта на проведение гонки Формулы-1 в Истанбул Парке. Вообще, проведение Формулы-1 - это больше об имидже и престиже, нежели о прибыли.

Гран-при Формулы-1 в Стамбуле в этом году собрало на трибунах более 70 тысяч зрителей, самых известных международных и местных экспертов, журналистов.

Фан-зону развернули за главной трибуной, где каждый желающий мог почувствовать себя пилотом болида на симуляторе, посоревноваться в гонке в составе команды, попробовать сменить шины на болиде, а также сделать фото с цифровыми гонщиками, с кем именно – на выбор.

Каждая из команд Формулы-1 выставила на продажу одежду со своей символикой. Особой популярностью пользовались кепки. Их стоимость колебалась от 55 долларов и не пугала настоящих фанатов Формулы-1.

Также в фан-зоне можно было увидеть, каким будет болид Формулы-1 в следующем сезоне.

Посетить фан-зону могли все желающие, пройти на трибуны – только те, у кого были билеты. Продажа билетов стартовала еще в июле. Цены зависели от размещения трибун и мест на них и стартовали от около 35 долларов за одноразовое посещение и от 400 долларов за три дня соревнования. Ближе к гонке цены росли.

Как советует украинцам известный турецкий спортивный обозреватель Окан Алтан, не стоит гнаться за местами на главной трибуне, потому что самые зрелищные моменты – обгоны, маневры и борьбу гладиаторов – лучше наблюдать с тех трибун, которые размещены на трассе, возле поворотов. Единственная сложность – в том, что они находятся дальше от фан-зоны и не имеют накрытия. Поэтому стоит запастись как дождевиками, так и защититься от солнца. На нынешней гонке первые были, бесспорно, более актуальными.

Следующая, 17-я гонка сезона, состоится в США на «Трассе Америк» 23-24 октября. Затем – в Мексике, Бразилии, Катаре, Саудовской Аравии и Абу-Даби.

Стать пилотом Формулы-1 – это удел избранных, быть фанатом – стиль жизни и развлечение по призванию сердца. Хоть раз посетить гонку, собственными глазами увидеть королевскую гонку, собственными ушами услышать рев моторов болидов – популярный в мире туристический тренд, который для украинцев с возвращением гонки в Стамбул стал еще более доступным.

Ольга Будник, Стамбул

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-