Топ-10 уникальных древностей из самого маленького в стране скансена на Закарпатье
Коллекцию старейшего скансена в Украине собирали в 60-х годах прошлого века
Лонгрид 18.06.2017 09:30 103

Музей народной архитектуры и быта в Ужгороде называют «старым селом» – это старейший скансен в стране, его коллекцию собирали в 60-х годах прошлого века. Кто бывал в Ужгороде – обязательно в музей заходил: он разместился не на выселках, как столичный музей под открытым небом в Пирогово, а в самом сердце города, рядом с главной достопримечательностью Ужгорода – замком. Но туристам редко удается хорошо осмотреть музей и узнать о настоящих сокровищах, которые здесь хранятся: мало времени, насыщенная программа... Поэтому корреспонденты Укринформа сделали подборку уникальных вещей из закарпатского скансена – такого вы больше нигде не увидите!

1. Гигантский кадуб для хранения зерна (середина XIX века) – эта емкость сделана из цельного куска дерева – липы, который имеет свыше 1,5 м в диаметре. Высота кадуба – два с лишним метра, вмещает более 2 тонны зерна. Толщина стенок – 7 см.

- Нашли его ученые во время экспедиции в селе Гусный на Великоберезнянщине в 1976-м году, - рассказывает директор закарпатского скансена Василий Коцан. – Один дед в деревне узнал, что ученые ищут эксклюзивные вещи, так привел их в свой дом и показал этот кадуб. Интересно, что стоял он на чердаке, и когда его захотели снять, он не пролез в проем, который вел на чердак. То есть, кадуб туда вынесли еще тогда, каогда строилась хата – до перекрытия крыши. Ученые, конечно, расстроились, что не удастся забрать в музей эту уникальную вещь, но впоследствии выяснилось, что дед планирует сносить старый дом и строить новый. Поэтому через год, когда разобрали дом, этот кадуб таки сняли с чердака и доставили в музей. Интересно, что днище у него приставное, отдельное – за то время, что кадуб стоит в музее, оно уже дважды сгнивало. Сам кадуб ученые дважды в год обрабатывают антисептиками – чтобы не завелся шашель.

2. Срубная хата с приселка гуцульского села Ясиня (кон. ХVІІІ ст., примерно 1780-е годы) – одна из старейших сохранившихся срубных домов на территории Украины. Поставлена из огромных – до метра шириной – ясеневых бревен, для формирования одной стены использовано 4 такие тесаные срубные полуколоды.

- Хата очень интересна не только своим возрастом – хотя это на самом деле редкость, похожая по возрасту на эту нашу хату есть еще в Чехии, в Земплинском музее – датирована серединой 18 века. Она ставилась на горе, и то, что использовались бревна такой толщины, свидетельствует о плохом материальном состоянии хозяина – он экономил, поэтому для строительства дома купил меньшее количество, но более толстых бревен. Эта хата дважды переносилась с места на место – в последний раз в 1924 году, о чем есть соответствующие выцарапанные надписи возле окна на передней стене, что означает – выросло в ней не одно поколение.

3. Дубовый стол с выдолбленными тарелками – реплика сельских мастеров 40-х годов ХХ века. – уникальная мебельная конструкция. Стол сделан из двух толстых дубовых бревен, имеет шесть углублений – выдолбленных тарелок с отверстиями и деревянными затычками внизу. Посередине вдоль стола есть ящик – там хранили деревянные ложки – тоже по количеству членов семьи. По бокам стола прикреплены две доски, которыми закрывали стол – и на нем можно было работать, поверхность делалась ровной.

- Такие столы были в употреблении в гуцульских селах на Раховщине и частично – на Межгорье до первых десятилетий ХХ века, – комментирует Василий Коцан. – На момент, когда проводилась научная экспедиция для скансена, таких столов в употреблении уже не было, но его согласились воспроизвести по памяти народные умельцы из Ясини, которые родились в XIX веке. Они помнили, как делали и как использовали такие столы. Там могли вырезать тарелки на каждого члена семьи – тут видим шесть, рассказывали, что было три, а могла быть и одна большая – для блюда, которое все время набирали себе ложками. Мыли эти тарелки так: в выдолбленные тарелки наливали горячую воду, смывали, а потом вынимали затычки из отверстий внизу – и сливали воду в корыто, которое для этого ставили под стол. Потом стол закрывали двумя досками, которые были приделаны по бокам – и его поверхность становилась ровной.

4. Ручная ступа для зерна с Бойковщины (кон. XIX в.) – состоит из двух частей – желоба и толкачки.

- На Верховине не все могли позволить себе иметь жернова, потому что достать два камня, толщиной 7-10 см и соответствующим диаметром – дорого стоило, – говорит Василий Коцан. – А водяные мельницы, куда носили зерно молотить, появились в ХІХ веке. Поэтому до сих пор люди измельчали зерно вручную дома – в ступах. Чаще всего ступы были ручными, состояли из желоба – цилиндрической емкости, выдолбленной из цельного бревна, чаще всего из дуба, куда насыпали зерно (в этой умещалось до 1 кг) и толкачки, ударяя которой, это зерно превращали в крупу. В толкачку и дно желоба набивали железные гвозди – чтобы дерево не треснуло от ударов. Чтобы раздробить зерно на крупную крупу – надо было около получаса работы, а чтобы перетереть на муку – час-полтора. Работали на ступах исключительно женщины, работа не из легких: толкачка весит более 2 кг.

Были также ножные ступы – тот же принцип, когда зерно засыпали в отверстие, и толкли по нему бревном – но работала она как педаль, на которую надо было нажимать ногой. Такой себе вариант домашнего тренажера.

5-6. Поплеванец и роваш – оригинальные палки пастухов (артефакты нач. ХХ ст.).

- Поплеванец – это палка с надрезами, которая использовалась пастухами как сигнальный инструмент, роваш – это пастушья палка с нарезками, которая служила документом, - объясняет Василий Коцан.

- Поплеванец – это посох, длиной от 2 м, толщиной – 2-3 см в диаметре. Его очень интересно изготавливали: осенью на ивовой ветке делали ряд надрезов от верха до низа и оставляли эту ветку на дереве до весны. Эти надрезы естественным способом рубцевались за зиму на ветке, а срезали ветку поздней весной, в мае, перед выгоном стада на пастбища. С палки сдирали кожу, и места рубцов становились четко видны – такие черточки были вдоль по всей поверхности поплеванца. Палку использовали как сигнальный инструмент – ива дает звонкий звук, из нее поэтому и вырезали свирели, и когда этой палкой сильно ударить по дереву в лесу, получается звонкий сигнал. Так они давали друг другу знать, кто где во время работы: в лесу же между деревьями друг друга не видно. А с помощью поплеванца овцеводы вот так перестукивались. Интересно, что каждая палка имела свой звук – и пастухи знали, что так стукнул Иван, а на том берегу – Василий, а там, еще где-то – уже поплеванец Иосифа.

- Если у каждого чабана был свой поплеванец, то ровашей у каждого было несколько. Роваш – это палка с разными пометками, этимология которых, к сожалению, в основном остается неизвестной. Ровашами измеряли молоко от каждой овцы перед выгоном стада на пастбище. Пастух помечал себе, сколько овца дает молока, и сколько сыра он должен отдать хозяину. Интересно, что такие отметки делал себе и хозяин – по возвращению с пастбища, хозяин и пастух сверяли свои роваши, отметки должны были совпадать. Поэтому у чабана было несколько ровашей – в зависимости от того, скот скольких хозяев он выпасал.

Ровашами как документами до середины XIX века пользовались и в селах – например, при отмечании отработки на общественных работах: один роваш был у главы села, а другой – у гражданина, на нем делались зарубки по дням, которые тот отработал на благо общества.

Роваши вышли из обихода овцеводов примерно в 20-х годах ХХ века.

7. Церковный клепач (кон. XIX в.) – специальное оборудование-трещалка для церковной колокольни, его используют раз в год – в период от Страстного четверга до Пасхального воскресенья, когда нельзя звонить в колокола.

- Этот клепач – из села Пастиль (Великоберезнянщина), датирован концом XIX века. Это музейный экспонат, но такими клепачами и сейчас пользуются повсеместно на Закарпатье – от Страстного четверга до Пасхи не разрешается звонить в колокола, это символизирует то, что весь христианский люд скорбит из-за смерти Христа – поэтому церковные колокола молчат. Используют для созыва народа в церковь такие специальные клепачи (их еще называют клепала, доркотала) - деревянные механизмы, которые созданы для того, чтобы создавать грохот. Вот этот, который хранится в нашем музее – создает его с определенной последовательностью, то есть, имеет ритм. Бывают клепала самых разнообразных конструкций, в некоторых церквях из-за отсутствия такого механизма просто подвешивают доски и ударяют по ним деревянным клепачем-молотком. Обычно клепала хранятся в церковных колокольнях. Во время Пасхальной службы в воскресенье дьяк позволял ребятам крутить ручку клепала – это была большая честь, и каждый мальчишка пытался покрутить. Интересно, что используют клепач только раз в год – именно в пасхальный период.

8. Довганя – традиционная закарпатская рубашка жителей долин реки Боржавы (вторая пол. XIX в.) – это самый архаичный тип рубашек на Закарпатье, уникальный случай, когда рубашка украшалась вышивкой сзади.

- Эти рубашки считаются самыми старыми, – комментирует Василий Коцан. – Довгани боржавских долинян имеют уникальный крой (в нагрудную часть вставлялся тканый специальным способом кусок полотна, который заканчивался красной (реже синей) полосой возле шеи – «челленицей») и вышивку, выполненную в старинной технике «низь» и набирование, которое размещалось на рукаве сзади – «судьбы рукавом», по боковому шву и горизонтальная полоска вышивки вверху с интересной деталью – крестом-ромбом, который местные называли «хвост». Интересны также орнаменты (узоры «на столбики», «лягушки»), которые не изменились даже с засильем техники «крестик». Интересно, что рубашка также имеет разрез не спереди, что свойственно большинству женских рубашек, а сзади.

9. Свадебный венок «парта» – (нач. ХХ ст.), Хустщина – девичий свадебный головной убор.

- Парту носили на Хустщине и Тячевщине, – говорит Василий Коцан. – Ее надевали девушки на свадьбу, когда шли венчаться в церковь. Эти венки передавались в семье по женской линии – от бабушки к матери, далее – к старшей дочери, той, которая первой выходила замуж. В каждом поколении их дополняли новыми украшениями. Изготавливали их на основе из твердого картона или липовой коры, украшали цветным стеклярусом, зеркальцами, узелками из цветных шерстяных ниток, монетами. Монеты нашивали по диаметру в несколько рядов – чем больше их было, тем богаче, соответственно, была девушка. Спереди же, на лбу на венке была «корона» - возвышение, украшенное стеклярусом, лентами и зеркальцами. По обе стороны «парты» также свисали два овальных украшения, украшенные тем же материалами, которые использовались для всей парты.

10. Коллекция резных изделий из цельного куска дерева (XIX в.) Ивана Сильвая – известного священника, который знал толк в литературе, резьбе и живописи.

- Тут имеем два кухонных набора, цепи, терновый венок, сферу с шаром внутри – все эти вещи вырезаны из цельного куска древесины. Трудно понять, как это можно было так сделать – из одного куска древесины, – говорит Василий Коцан. – Родился и жил Иван Сильвай на Свалявщине, в селе Сусково. Его литературное наследие – это религиозная и светская поэзия, рассказы и повести, статьи, очерки, церковные проповеди, написанные на так называемом «язычии». Сам он печатал свои произведения под псевдонимом Уриил Метеор. В Закарпатском музее народной архитектуры и быта хранятся уникальные работы по дереву священника и одного из его сыновей - Сиона Сильвая. Все эти вещи музею еще в 1980 году передал потомок Сильваев.

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото Сергея Гудака

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-