Федор Вениславский, член Комитета ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки
Гражданам вскоре будут представлены алгоритмы поведения в случае расширения военной агрессии РФ
21.01.2022 18:38

Несколько месяцев подряд Украина занимает одно из главных мест в повестке дня международного информационного пространства. Авторитетные зарубежные СМИ, ссылаясь на данные разведок, сообщают о военном обострении на украинских границах и даже об угрозе полномасштабного вторжения Российской Федерации. Лидеры государств выражают обеспокоенность этой ситуацией. 

Укринформ пообщался с членом Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федором Вениславским для того, чтобы узнать, какова на самом деле ситуация на украинских границах, чего ждать в дальнейшем, какова вероятность полномасштабной войны с РФ. 

В интервью агентству политик, в частности, рассказал о разработке плана информирования населения в случае расширения военной агрессии России, назвал причину для начала масштабной мобилизации в государстве и поделился предположением относительно цели кибератак, осуществленных на государственные сайты. 

В то же время Вениславский заверил, что пока нет оснований для того, чтобы граждане собирали "тревожные чемоданчики". Кроме того, он заявил о наличии прогресса в обеспечении Украины вооружением при содействии международных партнеров. 

РФ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОЕННЫХ НА УКРАИНСКИХ ГРАНИЦАХ НА СТО ТЫСЯЧ

- На украинских границах концентрируются сотни тысяч российских войск. Между тем первые лица Украины молчат или призывают не паниковать. Не свидетельствует ли это об отсутствии коммуникации со стороны власти? 

- Я бы не говорил об отсутствии такой коммуникации. Если посмотреть последние сообщения от руководства Министерства обороны, Министерства иностранных дел, руководителей разведки, а также представителей Офиса президента, то мы видим, что тональность сообщений об угрозе абсолютно совпадает с данными международных партнеров.

Более того, когда речь шла о первых публикациях о росте "российской угрозы" в ноябре-декабре, эта информация на 99% совпадала с теми сообщениями, которые нам, членам Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, на постоянной основе предоставляло и продолжает предоставлять наше разведывательное сообщество. Для членов комитета и для политического руководства государства нет новых сведений из той информации, которую распространяют западные СМИ.

Если анализировать вчерашнее (19 января – ред.) обращение президента к гражданам Украины, он абсолютно правильно и четко сказал, что угроза расширения российской агрессии существует с 2014 года. Если бы Российская Федерация и лично господин Путин не хотели вернуть Украину в сферу своего безусловного контроля, вероятно, угроз таких не было бы. Путин понимает, что Украина не сдается, Украина не смирилась с тем, что кто-то хочет решить ее судьбу без ее участия. Кроме того, с приходом к власти президента Владимира Зеленского очень активизировались международные контакты. Благодаря закономерным результатам международных усилий руководства государства мы получили поддержку и очень пристальное внимание к Украине, к возможному расширению агрессии России. Но еще раз подчеркиваю – угроза существует постоянно.

Российская Федерация отводит и подводит к Украине войска. На постоянной основе с 2014 года возле наших границ размещены 36-45 батальонно-тактических групп, в зависимости от "сезонных" колебаний. Личный состав войск РФ возле границ Украины на сегодня колеблется от 80-90 тысяч военнослужащих. Причем, стоит понимать, что прежде всего речь идет о боевом составе, то есть об ударных подразделениях. Кроме ударных подразделений, еще есть обеспечение.

- Если угроза существует постоянно… 

- ...Так почему сейчас этот вопрос является предметом внимания наших западных партнеров? Потому что по состоянию на вчера (19 января – ред.) возле границ находилось 104 тысячи военнослужащих РФ боевого состава и, наверное, несколько десятков (приближается к ста тысячам) подразделений обеспечения. Плюс, если взять оперативную глубину российской территории, около 200-300 км, там еще есть войска. Учитывая имеющуюся логистику, свои коммуникации, Российская Федерация может в течение недели увеличить на десятки тысяч или даже до ста тысяч количество военнослужащих.

Оценивая все это, мы понимаем, что существует большая угроза, но о ее превращении из потенциальной в реальную разведка точно предупредит руководство государства как минимум за неделю или за десять дней. Когда президент увидит, что угроза из потенциальной превращается в реальную, конечно, граждане Украины будут проинформированы.

Следует понимать: как только начинают распространяться панические настроения, экономика несет очень существенные потери. Риски растут, инвесторы опасаются... Если мы постоянно будем говорить, что все пропало и завтра будет расширение агрессии, то тем самым позволим Путину реализовать выгодный для него сценарий.

И президент Соединенных Штатов Америки, и руководители других стран, которые реалистично оценивают ситуацию, говорят, что Путин боится и не хочет нападать. Он хочет нанести Украине очень существенные экономические потери. В свою очередь, экономические потери приведут к снижению уровня жизни людей, а это, в свою очередь, приведет к социальным беспорядкам, а социальные беспорядки будут использованы определенными политическими силами для раскола. О таком сценарии нас предупреждают разведчики. Внутренняя нестабильность, особенно социально-политическая, может быть основанием для расширения агрессии.

КИБЕРАТАКИ И МАССОВЫЕ СООБЩЕНИЯ О ЗАМИНИРОВАНИИ - МЕТОД ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ 

- Тревожные настроения среди населения усиливаются также из-за кибератак и регулярных сообщений о заминировании многих объектов. Служба безопасности Украины заявляет о признаках причастности спецслужб России к недавней кибератаке на правительственные сайты и предполагает наличие российского следа в сообщениях о массовых заминированиях. По вашему мнению, это серьезные предупреждения от РФ или манипуляции в контексте гибридной войны?

- Это однозначно метод гибридной войны. Кибератаки на объекты критической инфрастуктуры, на сайты органов государственной власти, на банковские учреждения, на финансовые учреждения осуществляются даже не десятки, а сотни раз в год. Они нейтрализуются нашим центром киберзащиты в составе Государственной специальной службы защиты информации, Службой безопасности Украины, киберподразделением Национальной полиции.

Есть разные всплески. Они были и в прошлом году, и в 2015 году, и в 2016 году. Все это, конечно, прежде всего, элемент гибридной войны, потому что это влечет за собой, как вы правильно отметили, тревогу среди населения.

Когда происходят кибератаки, когда понятно, что из-за блокирования информационных ресурсов потенциально может быть утечка персональных данных (слава Богу, в Украине служба киберзащиты не допустила ни одного такого случая), потенциально это может иметь достаточно серьезные последствия.

Как по мне, последняя кибератака была не только составляющей общей гибридной войны, но и одним из направлений действия непосредственно Российской Федерации и ее союзников в нагнетании истерической ситуации, которая продолжается в последнее время.

Скажем так, это составляющая как широкого общего информационного противостояния и информационной борьбы, так и того, что происходит в последнее время. Стоит понимать, что в случае возможного расширения агрессии, блокирование информационных телекоммуникационных систем, которые обеспечивают жизнедеятельность граждан, функционирование органов государственной власти, финансовых систем, может быть синхронизировано (с военными действиями — ред.), и как следствие – привести к ослаблению сопротивления, чего пытается достичь Российская Федерация.

УГРОЗА ПОЛНОМАСШТАБНОГО ВТОРЖЕНИЯ ОСТАЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ, НО ПОКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛЬНОЙ 

- Все-таки, как вы оцениваете вероятность полномасштабного вторжения?

- Исключать возможность расширения агрессии, возможность более массового, скажем так, полноценного вторжения – мы не можем.

Кроме господина Путина, спрогнозировать, будет это или не будет, никто не может. Возможно, даже он сам не может. Учитывая его психологический портрет, представление о котором мы можем составить, посмотрев видеосюжеты, выступления, биографические особенности, он, вероятно, уже десять раз изменил свое мнение относительно того, начинать или нет, в каком объеме, в каком направлении. Поэтому говорить, может или не может, не имеет смысла. Конечно, вторжение может иметь место.

Более того, если отойти от военной к политико-правовой оценке, то видно, что Путин сам себя загоняет в угол. Он выставил Западу ультиматум, который был отвергнут на всех уровнях: и в Брюсселе, и в Женеве. В связи с этим он стоит сейчас на очень тонкой психологической грани. С одной стороны, если он согласится с тем, что ультиматум отвергнут, он продемонстрирует свою слабость. А значит, с точки зрения его психологического портрета, он должен совершить какие-то действия. Эти действия могут быть эскалацией.

Не случайно руководители Кремля устами пресс-секретаря, министра иностранных дел, заместителя министра иностранных дел говорят об ожидании письменного ответа на свои требования безопасности, фактически на свой ультиматум. Буквально сегодня (20 января – ред.) Песков заявил, что РФ ожидает этого ответа, возможно, не на днях, а на следующей неделе. То есть они очерчивают четкую временную границу для того, чтобы иметь возможность сделать какой-то следующий шаг.

В то же время, я думаю, пока есть возможность решить это нагнетание ситуации дипломатическим путем, над чем работают все дипломатические ведомства Украины и наши западные страны-партнеры. Угроза остается потенциальной, но пока не является реальной.

ПОКА ЧТО ПРЕЖДЕВРЕМЕННО ГОВОРИТЬ О ПОДГОТОВКЕ "ТРЕВОЖНЫХ ЧЕМОДАНЧИКОВ" 

- Если полномасштабное вторжение все-таки произойдет, что в таком случае делать украинцам? Вы же понимаете, если сейчас опросить прохожих, то условно – каждый третий из них не ответит даже, где находится ближайшее убежище, в котором можно укрыться во время возможных обстрелов. Политика информирования относительно действий в этой ситуации будет усилена?

- Конечно, разрабатывается план информирования и алгоритмы действий граждан в таких угрожающих ситуациях. К сожалению, с начала агрессии до недавнего прошлого сценарии и алгоритмы поведения мирного населения в случае расширения агрессии не были разработаны. Сейчас они разрабатываются. В этом направлении продолжается абсолютно системная работа. Я думаю, что в ближайшее время все граждане увидят эти алгоритмы действий.

Кстати, в прошлом году, 15 октября, был утвержден План обороны страны. Этот документ является тайным. Он предусматривает действия органов государственной власти и военных формирований Украины по отражению конкретных угроз, которые могут стать реальными, или которые будут реализованы. Там на любое развитие событий есть соответствующий алгоритм действий. Говорить о том, что власть не готова – это политические спекуляции. Это делают люди, которые не понимают, как происходит организация деятельности в управлении сферы безопасности и обороны. Любая ситуация получит адекватное реагирование со стороны Вооруженных Сил и в целом сектора безопасности и обороны Украины, в первую очередь, военно-политического руководства.

Что касается информирования мирного населения, это то, что нарабатывается и в ближайшее время, я думаю, эта сфера будет иметь конкретное наполнение.

- Так все же, украинцам стоит готовить "тревожные чемоданчики"? 

- Я думаю, что "тревожный чемоданчик" гражданам следует держать всегда, несмотря на наличие или отсутствие состояния войны, угрозы войны, особого периода, потому что может возникнуть чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, следствием которой может стать, например, уничтожение документов.

У каждой семьи должен быть чемоданчик, где будут документы и другие важные вещи. Пока что преждевременно говорить о том, что сейчас надо специально готовить "тревожный чемоданчик" для того, чтобы реагировать в случае расширения агрессии.

БЕЗ ПОЛНОЦЕННОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В СЛУЧАЕ ВТОРЖЕНИЯ РОССИИ НЕ ОБОЙДЕТСЯ 

- Масштабная мобилизация возможна? Достаточно ли имеющихся украинских военных формирований для противостояния военной агрессии? 

- Это зависит от масштаба возможного вторжения. Когда речь идет о локальном обострении, конечно, вооруженных формирований, которые на сегодня находятся в подчинении Главнокомандующего Вооруженных Сил, достаточно для того, чтобы оперативно реагировать. Если речь идет о той картине, которую рисуют наши западные партнеры, распространяя карты сосредоточения боевых подразделений Российской Федерации вокруг Украины, конечно, здесь без полноценной мобилизации вряд ли обойдется.

Хочу уточнить, что многое было сделано и продолжает делаться в сфере упорядочения центров комплектования, то есть бывших военных комиссариатов. А также продолжается совершенствование законодательства о мобилизации и мобилизационной подготовке. Буквально вчера (19 января – ред.) на заседании комитета мы в очередной раз рассматривали в этом направлении инициативы Министерства экономики. 

- В контексте мобилизации, что будет делать власть, если увидит реальную угрозу? 

- Я думаю, если мы увидим реальное расширение агрессии, то быстро сможем мобилизовать как минимум тех, кто имеет опыт ведения боевых действий, а таких в Украине уже почти 400 тысяч. То есть, кроме нашего постоянного состава Вооруженных Сил и других военных формирований сектора безопасности и обороны, есть резерв, который имеет опыт ведения боевых действий и готов быстро выполнять задачи по назначению. 300-400 тысяч мы можем оперативно поставить, а это уже та сила, которая точно нанесет неприемлемые потери для нашего врага, страны-агрессора.

Добавлю, что мы в прошлом году сделали важную вещь, приняли Закон "Об основах национального сопротивления". Благодаря этому документу, с 1 января по 15 января 2022 года состоялось развертывание бригад территориальной обороны в восьми приграничных областях Украины. До конца зимы - начала весны этого года получим развертывание бригад территориальной обороны по всей территории государства. Это около 27 бригад и более трехсот батальонов, что является очень мощной сдерживающей силой.

Кстати, вчера (19 января – ред.) оборонный комитет рекомендовал Верховной Раде принять во втором чтении и в целом законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уточнения задач и основ подготовки и ведения национального сопротивления". Этим проектом предусматривается возможность для членов добровольческих отрядов территориальной обороны использовать не только стрелковое, но и другое оружие. Другими словами, если возникнет необходимость, документ позволяет предоставлять бригадам территориальной обороны не только стрелковое оружие, например, винтовки, автоматы и пулеметы, но и более серьезные виды оружия – противотанковые ракетные комплексы, переносные зенитно-ракетные комплексы. Это уже точно будет способствовать тому уровню потерь в вооруженных силах страны-агрессора, который точно может привести к непредсказуемым последствиям для режима Путина. 

- Когда Верховная Рада может рассмотреть и принять этот документ? 

- Я думаю, что мы примем этот законопроект в очень короткий промежуток времени. Возможно, даже на пленарной неделе, которая начнется в понедельник (24 января - ред.).

- Теоретически, мобилизация будет распространяться на женщин, которые стали или станут на воинский учет после соответствующего приказа Министерства обороны? 

- Эта истерия и распространение фейков, с одной стороны, обусловлены тем, что мы как законодатели перенесли уровень принятия решения о перечне военноучетных специальностей, которые могут замещаться женщинами, с уровня Кабинета министров на уровень Министерства обороны. В Министерстве обороны кто-то из исполнителей, а затем и предыдущее руководство, приняли приказ, которым совершенно непродуманно расширен этот перечень. Как известно, президент дал поручение пересмотреть этот вопрос, потому что, действительно, предложенный список - очень широкий.

Вообще, еще до этих законодательных изменений женщины, которые имели военно-учетные специальности, которые могут пополнять Вооруженные силы и другие военные формирования, обязаны были состоять на учете. Другое дело, что по состоянию на 2014 год система этого учета была почти разрушена, но мы пытаемся ее восстановить.

Думаю, что после того, как будет скорректирован приказ министра обороны, перечень военно-учетных специальностей значительно сузится.

Я думаю, что всеобщей мобилизации женщин точно не будет. Если будет мобилизация, будут мобилизовывать только тех, кто будет обеспечивать обороноспособность нашей армии. Это узкий круг специалистов, в частности, военные медики, возможно, связисты, а также представительницы других профессий, которые выразят добровольное желание защищать страну.

Кстати, в 2014 году было много женщин, готовых добровольно служить, однако у них не было возможности реализовать свое право, потому что не предусматривалась возможность замены определенных военных должностей женщинами.

- Кстати, многие женщины, которые уже пытались встать на воинский учет, возмущены, что военкоматы не готовы к этому. Возможно, совершенствование этой процедуры планируется на законодательном уровне? 

- Мы над этим работаем. Есть законодательные инициативы относительно совершенствования законодательства о мобилизации и мобилизационной подготовке. Фактически возможность взятия на учет женщин – это одна из составляющих подготовки к мобилизации, передмобилизационной деятельности. Соответствующие нормативно-правовые акты должно разрабатывать Министерство обороны, в подчинении которого находятся центры комплектования. Я думаю, что это уже сделано и будет в ближайшее время доведено до сведения исполнителей.

Известно, что есть проблемы с прохождением военных медицинских комиссий, но на уровне принятия соответствующих подзаконных актов этот вопрос решен. Специальный закон для этого принимать не нужно, но в процессе дальнейшей законопроектной работы над усовершенствованием закона о мобилизации и мобилизационной подготовке этот вопрос обязательно будет рассматриваться с точки зрения оптимизации и усовершенствования таких процедур. 

НА СЕГОДНЯ ОЩУТИМ ПРОГРЕСС В ОБЕСПЕЧЕНИИ УКРАИНЫ ВООРУЖЕНИЕМ ПРИ СОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРОВ

- Возвращаясь непосредственно к теме возможного вторжения: что нам гарантируют международные партнеры в плане поставок вооружения? Например, Великобритания активно направляет в Украину техническую помощь, а другие страны? 

- Нужно искать плюсы от той ситуации, в которой мы сейчас оказались. Знаете, я общаюсь со своими знакомыми, друзьями в странах Европы. Все население Словении, Чехии, Швейцарии, Италии до конца прошлого года даже не понимало, что идет война практически в центре Европы. Они где-то что-то слышали, но представления о том, что может быть такое масштабное военное столкновение между двумя центральными европейскими странами, не было. Благодаря этой информационной кампании мы достигли того, что сейчас о войне и угрозе ее расширения знают значительно больше граждан европейский стран.

Отвечая на вопрос о поставках вооружения... Политики конкретных стран, например, Франции, Германии, Испании, Италии, Британии, Соединенных Штатов Америки прежде всего в своих месседжах и выступлениях ориентируются не на Украину и не на Россию, а на своих избирателей, потому что все обеспокоены собственным политическим будущим. Однако, благодаря тому, что значительно больше граждан этих стран проинформированы о потенциальной угрозе, которая может привести к очень тяжелым последствиям для Европы, их правительства меняют свое отношение к войне в Украине.

Теперь – о ситуации последних дней, о которой вы сказали. Мы получили значительный объем вооружения – противотанковые ракетные комплексы от Великобритании. О готовности предоставить нам оружие заявили все балтийские страны. Соединенные Штаты Америки системно предоставляют оружие и предусматривают большое ассигнование в государственном бюджете. Скандинавские страны сейчас также активизировались в этом направлении. Мы имеем поддержку со стороны Турции, которая предоставляет нам, в частности, известные беспилотные летательные аппараты, которых боится Российская Федерация.

На сегодня ощутим прогресс в обеспечении вооружением Украины. Канада также заявила о готовности предоставить помощь. Очень многие страны сейчас расширяют военную помощь. Я думаю, что пример Великобритании будет стимулировать другие страны.

К сожалению, имеем и противоположную ситуацию, прежде всего с Германией. Нынешний канцлер Шольц заявил, что будет придерживаться той политики, которая была давно выработана, что они не вмешиваются, не поставляют оружие. И если бы они сами не поставляли! Но они ведь еще и блокируют поставки вооружения, которое поступает по линии НАТО. Они имеют право вето.

Известна всем ситуация с противодроновыми ружьями, которые являются стопроцентно оборонительным оружием и никакой потенциальной угрозы наступательного характера в принципе не могут создать, но они были на год заблокированы. Благодаря гигантским усилиям этот вопрос удалось разблокировать, и мы только сейчас можем получить это оружие.

Ситуация неоднозначная. В то же время визит министра иностранных дел Федеративной Республики Германия Анналены Бербок и ее поездка на линию разграничения – это, думаю, те шаги, которые могут привести к разблокированию процесса даже в Германии. Над этим работают и Министерство обороны, и Министерство иностранных дел Украины.

Ангелина Страшкулич, Киев

Фото Геннадия Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-