Ирина Верещук, вице-премьер-министр – министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий
Жилье для внутренне перемещенных лиц – это приоритет в повестке дня реинтеграции
27.01.2022 16:02

Об угрозах нового вооруженного вторжения России в Украину активно говорят украинские и зарубежные политики. В этих условиях не теряет актуальности тема реинтеграции временно оккупированных территорий Крыма и части Донецкой и Луганской областей. В частности, реинтеграция в измерении политики национального единства прежде всего должна осуществляться на территории, которую контролирует Украинское государство.

Об особенностях политики реинтеграции, правительственных инициативах на этом направлении и решении проблем переселенцев в интервью Укринформу рассказала вице-премьер-министр – министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук.

– В декабре прошлого года Кабмин принял решение, которое дает старт работе Украинского Национального Центра развития мира. Когда он полноценно заработает и когда мы увидим первые результаты его работы?

– На данный момент идет процесс комплектации Центра персоналом. Он должен полноценно заработать уже в текущем году. У Центра две задачи: документирование и диалог. Цель документирования - восстановление справедливости. Речь идет о фиксации нарушений прав человека и убытков вследствие российской агрессии. Цель диалога - восстановление доверия, здесь речь идет об организации реинтеграционных коммуникаций.

Сначала Центр будет фокусироваться на создании государственной системы мониторинга и документирования нарушения прав человека и международного гуманитарного права. Перед командой Центра стоит задача создать специальные реестры, которые будут наполняться данными о нарушениях прав человека и убытках, связанных с российской вооруженной агрессией на временно оккупированных территориях. Это кропотливая работа, но первые результаты мы увидим уже в этом году.

ГОСБЮДЖЕТ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ 51 МЛН ГРН НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ МИРА

– Сколько сотрудников будет в Национальном Центре развития мира, и будете ли привлекать к работе зарубежных экспертов для фиксации фактов нарушения международного гуманитарного права и диалога по восстановлению мира на оккупированных территориях?

–  На данный момент в центре предусмотрено 63 штатные единицы. Набор сотрудников продолжается. Что касается сотрудничества с зарубежными экспертами, то, конечно, Центр будет работать с иностранными правительственными и неправительственными структурами, а также с отдельными экспертами. Следует отметить, что международные партнеры хотят не только делиться с нами опытом, но и учиться у нас. Например, Центр уже планирует сотрудничество с соответствующим подразделением британского министерства иностранных дел – Офисом по конфликтам, стабилизации и медиации (Office of conflict, stabilization and mediation).  

– Сколько средств будет направлено из госбюджета на деятельность Центра в 2022 году, и сколько планируете получить от международных партнеров?

–  На старт работы центра в прошлом году выделено 5 миллионов гривень. В бюджете на этот год на финансирование Национального Центра развития мира предусмотрено 51 миллион гривень.

Что касается средств международных партнеров, то их направим не на финансирование Центра, а на поддержку конкретных проектов. Эти проекты и объемы их смет еще находятся на стадии обсуждения. 

МИНРЕИНТЕГРАЦИИ ФОКУСИРУЕТ РАБОТУ НА ГУМАНИТАРНОМ АСПЕКТЕ

– Когда вас назначили на должность в ноябре прошлого года, вы неоднократно подчеркивали, что сосредоточитесь на гуманитарном аспекте реинтеграции. Что уже сделали на этом направлении и какие дальнейшие планы?

– Да, гуманитарное направление считаю приоритетным. Человекоцентричность -- это ключ к реинтеграции. Внутренне перемещенные лица и наши люди на временно оккупированной территории нуждаются в помощи разного формата. Должны работать так, чтобы наши люди чувствовали заботу и дружелюбие со стороны государства. Стараюсь регулярно посещать прилегающие к временно оккупированным территориям районы, особенно на Востоке.

Сегодня мой фокус - на трех компонентах: контрольные пункты въезда/выезда, молодежь и международные доноры. Во-первых, мы улучшили комфорт пересечения КПВВ: оборудованы сервисные зоны, отменена обязательность установки приложения «Вдома», упрощен режим перемещения товаров на южных КПВВ, на некоторых КПВВ оборудованы пункты вакцинации.

Во-вторых, работаем с молодежью с временно оккупированной территории. Я хочу, чтобы как можно больше молодежи из ВОТ переехали на подконтрольную территорию учиться и работать. Мы будем работать над упрощением процедур и созданием стимулов. Приоритетом будет образование - как высшее, так и профессионально-техническое.

В-третьих, работа с международными донорами и гуманитарными организациями. Хочу, чтобы их деятельность стала сфокусированной и более практической. Меньше конференций, исследований, тренингов, побольше конкретной и адресной материальной помощи внутренне перемещенным лицам, которую они могут ощутить здесь и сейчас.  

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ ДОЛЖНА БЫТЬ СПРАВЕДЛИВОЙ И ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

– Ранее вы сообщили, что зарегистрированные в Верховной Раде законопроекты о коллаборантах требуют доработки. Сотрудничаете ли с народными депутаты на этом направлении, и какие именно ключевые изменения необходимо внести?

– Конечно, мы работаем с депутатами профильных комитетов Верховной Рады, а также с профильными общественными институтами и международными организациями. Сейчас на рассмотрении в Верховной Раде находятся четыре проекта законов о коллаборационизме. Такое многообразие законопроектов свидетельствует о разночтениях среди политиков относительно понятия "коллаборационизм".

Не все парламентарии имеют полное представление об определении этого понятия в контексте переходного правосудия. Следует помнить, что ответственность за коллаборационизм является составляющей реинтеграционного процесса. Здесь основной принцип – справедливость, а закон должен определить путь, как ее обеспечить. Сейчас в законопроектах прослеживается определенная размытость терминов, поэтому они требуют уточнения.

– Какие термины необходимо уточнить?

– Например, следует разграничить понятия «государственная измена» и «коллаборационизм». Является ли, например, работа на местных предприятиях или уплата коммунальных платежей в местные бюджеты поддержкой оккупационных администраций или финансированием терроризма? Будут ли считать коллаборационистом жителя ВОТ, который получил российский паспорт, без которого, например, он не смог бы получить работу. Итак, должны очень аккуратно подходить к определению понятия «коллаборант». Юридическая механика должна быть очень взвешенной. Ведь все это - человеческие судьбы. Потому что, в конце концов, освобождение территорий и реинтеграция – все это мы делаем для людей. 

В ГОСБЮДЖЕТЕ ЗАЛОЖЕНО 20 МЛРД ГРН ДЛЯ ДОСТУПНОЙ ИПОТЕКИ ВПЛ-БЮДЖЕТНИКАМ 

- Одним из наиболее актуальных вопросов для внутренне перемещенных лиц остается проблема жилья. Сколько средств направлено на обеспечение покупки жилья ВПЛ в 2022 году из госбюджета, и сколько планируете привлечь от международных партнеров?

- Жилье для внутренне перемещенных лиц - это самое острое и дорогостоящее направление нашей деятельности. К сожалению, на сегодня только 12% внутренне перемещенных лиц имеют собственное жилье. Сотни тысяч людей нуждаются в улучшении условий проживания.

Несмотря на экономические сложности, этот год должен стать годом предоставления жилья для внутренне перемещенных лиц. Это задача от Президента и Премьера. 20 миллиардов гривень зарезервировал бюджет для Минэкономики на финансирование доступной ипотеки для ВПЛ-бюджетников: государственных служащих, учителей, врачей и тому подобное. Доступная ипотека для приобретения жилья, например, на Донбассе, будет стимулом для привлечения в регион квалифицированных кадров.

Также на текущий год запланировано 113,6 млн грн субвенции госбюджета местным бюджетам в рамках программы 70/30, где 30% финансируется из местного и 70% - из государственного бюджета. На эти средства планируется пополнить фонды временного жилья для внутренне перемещенных лиц на 342 объекта недвижимости. А это более 1000 человек. 

В конце прошлого года распределена субвенция для местных бюджетов в размере 283 млн гривень на улучшение жилищных условий для ВПЛ-ветеранов, получивших ранения и инвалидность во время защиты государства. На 2022 год бюджетом Минветеранов предусмотрено более 5 миллиардов гривень на жилье для ветеранов из числа внутренне перемещенных лиц.

Что касается международной помощи, здесь мы прежде всего рассчитываем на Германию и Турцию. Правительство ФРГ будет помогать с финансированием льготных ипотечных кредитов для ВПЛ, что до конца 2022 года может обеспечить жильем около 680 семей. Правительство Турции профинансирует строительство 500 квартир для вынужденных переселенцев из Крыма. Жилье для внутренне перемещенных лиц – это приоритет в повестке дня реинтеграции.

Божена Кецмур, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-