Европейская оборона: пришло ли время собирать камни?

Европейская оборона: пришло ли время собирать камни?

905
Ukrinform
Эскалация ситуации на востоке Европы, миграционный кризис, теракты и нестабильность на севере Африки показали - Маастрихтское соглашение устарело

Пока докеры восточного побережья Америки грузили на корабли новенькие «Абрамсы» и «Брэдли» (бронетехника) 1-й танковой бригады ВС США, предназначенные для развертывания «Европейского оперативного подразделения» (EAS) и сдерживания российской агрессии на востоке Европы, в Париже собрались ведущие европейские эксперты по обороне. На конференции, организованной Институтом стратегических и международных отношений (IRIS), обсуждалось будущее Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).

РЕТРОСПЕКТИВА ПОЛИТИКИ ОБОРОНЫ ЕС

Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС предусматривает поэтапное становление Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Совместная оборона должна была бы расширить возможности Евросоюза в сфере кризисного управления и предотвращения конфликтов на международном уровне. Но ЕПБО не предусматривает создание европейской армии, поэтому развивается по согласованию с НАТО.

Впервые на законодательном уровне ответственность ЕС в сфкрк политики безопасности и возможности ведения совместной политики безопасности была принята Маастрихтским договором (1992 г). После вступления в силу Амстердамского договора (1999 г.) в Договор о Европейском Союзе (глава V) были включены новые задачи. Они, в частности, охватывают гуманитарную помощь и спасательные операции, меры по сохранению мира и применению военной силы для преодоления кризисов, включая миротворческие операции.

С целью реализации независимой и оперативной оборонной политики европейского сообщества были созданы долгосрочные политические и военные объединения: Комитет по политике и безопасности, Военный комитет ЕС и Военный штаб ЕС. 17 лет назад Европейский Совет в Хельсинки принял решение, согласно которому ЕС должен в случае необходимости быть в состоянии в течение 60 суток мобилизовать вооруженные силы численностью до 60 тыс. человек и поддерживать их боевую готовность минимум в течение 1 года. Все это было изложено на бумаге и скреплено несколькими десятками подписей и, похоже, положено в ящик.

Статус-кво сохранялся бы и дальше, если бы не Москва. Аннексия Россией Крыма, захват территории на востоке Украины пророссийскими сепаратистами и регулярными войсками РФ второй год подряд держат «в тонусе» Запад. Непомерные амбиции и провокации Москвы на востоке Европы, в частности в странах Балтии, которые являются членами НАТО и Евросоюза, уже заставили отреагировать Вашингтон. США заявили о намерении к 2017 году увеличить более чем в четыре раза - с нынешних $789 млн до $3,4 млрд - бюджетные ассигнования на размещение вооружений и военной техники в Восточной и Центральной Европе. Американские танки после 20-летней паузы снова постоянно будут присутствовать в Европе в качестве «средства сдерживания России».

Москва, в свою очередь, пообещала отреагировать на «наращивание военного потенциала НАТО в Европе» и уже в этом году на западных границах развернуть 1,1 тыс. единиц новой военной техники.

Эскалация ситуации на востоке Европы, миграционный кризис, теракты и нестабильность на севере Африки показали - Маастрихтское соглашение устарело.

НОВАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА

«Европа созрела для синергии оборонительных возможностей, которыми должна руководить стратегическая структура, но это вопрос политической воли», - заявила в ходе коллоквиума бывший министр обороны Франции, депутат Европарламента Мишель Альо-Мари. По ее мнению, ЕС предстал перед новыми угрозами на своих границах.

«Новые конфликты в Украине, Ливии, Сирии и Мали, террористические атаки со стороны ИГИЛ, АКИМ (Аль-Каида в странах исламского Магриба), Аль-Каиды, миграционный кризис, энергетические и демографические угрозы должны подтолкнуть европейских лидеров к волевому политическому решению», - подчеркнула она.

При этом французский экс-министр обратила внимание, что Европа с населением чуть более 500 млн человек существенно уступает миллиардным демографическим показателям Азии и Африки, поэтому для отстаивания жизненных интересов ей нужны человеческие ресурсы, инновации и совместная оборона. «Мы не сможем дальше развиваться, не будет новых возможностей, если мы не способны обеспечить безопасность наших граждан. Оборона - это наша свобода», - подчеркнула она, добавив, что ЕС для этого остро нуждается в соответствующей «дорожной карте».

В свою очередь, профессор Европейской бизнес-школы ESCP, ветеран немецкой дипломатии Йоахим Биттерлих назвал, какими могли бы быть пять главных элементов такой «Дорожной карты». Это - анализ стратегических данных и мощная разведка; адаптация и совместимость европейских армий; политическая поддержка военной промышленности; многофункциональность и специализация всех отраслей обороны; стратегическое командование и финансирование этого всего. Ключевыми странами для реализации эксперт назвал Германию, Францию, Великобританию и Польшу.

Посол Великобритании во Франции Джулиан Кинг напомнил присутствующим, что Лондон в этом контексте уже длительное время сотрудничает с Парижем. Обе страны совместно развивают флот, создают новейшие ракеты, тренируют 10-тысячный экспедиционный корпус и принимают участие в десятках совместных операций за рубежом. В то же время, по мнению дипломата, ведущая роль в европейской обороне останется за НАТО, а следовательно много важных решений будут зависеть от саммита НАТО летом этого года в Варшаве. Что же касается участия в любых интеграционных структурах европейской обороны самого Соединенного Королевства, то оно будет зависеть от результатов британского референдума относительно членства в ЕС в июне, напомнил Джулиан Кинг.

Президент аналитического центра Real Instituto Elcano (Мадрид) Эмилио Ламо Де Эспиноза назвал европейскую политику безопасности «наивной рефлексией». По мнению испанского эксперта, к такому положению вещей во многом привела внешняя политика президента Обамы, который переориентировался с Европы на Азию. Он прогнозирует, что европейская оборона во многом будет зависеть от будущего президента США.

Эксперты признали, что от экспансии с юга Европу защищает Средиземное море, а с востока сдерживающим фактором российской агрессии остается Украина, при этом как урегулировать конфликт, никто не знает. «Ни европейские лидеры, ни рядовые европейцы вообще не осознают глубины психологической, экономической и политической ситуации в Украине», - отметил Йоахим Биттерлих. Однако ЕС продолжает рассматривать как арсенал только санкции и переговоры.

При этом посол Джулиан Кинг заметил, что на жесткую санкционную политику Великобритании в отношении России не повлияет даже возможный Brexit.

А, по мнению Мишель Альо-Мари, Россия останется соседом Европы, которого «невозможно игнорировать», поэтому европейцы должны вести с Москвой твердый диалог.

Подытожил дискуссию бывший французский министр, а ныне специальный советник по вопросам европейской оборонной политики и безопасности президента Европейской Комиссии Мишель Барнье. Эксперт призвал не ждать «экспорта стабильности», а внести конкретные предложения в «дорожную карту» европейской обороны. По его мнению, ее реализация будет зависеть не только от политической воли, но и от трех факторов, в частности, от Brexit, Варшавского саммита НАТО и последствий крушения «культа финансов», вызванного скандалом «Panama Papers». «Европа должна найти коллективное решение на основе протекционизма и компромисса», - завершил обсуждение Барнье.

ПОКА БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОЕ НАТО

За несколько дней до дискуссии в IRIS два французских эксперта в своей статье проанализировали эволюцию отношений ЕС - НАТО и пришли к выводу, что, несмотря на все попытки обновить ЕПБО, НАТО будет оставаться в центре внимания каждый раз, когда речь пойдет о борьбе с Россией.

Научный сотрудник Фонда стратегических исследований (FRS), профессор политической географии Пьер Верлюз напомнил, что после распада СССР на Западе недолго шли дискуссии относительно необходимости существования НАТО, который создавался в противовес «империи зла». Благодаря инерции, способности адаптироваться к новым политическим условиям и призывам стран, которые боялись России, Североатлантический Альянс удержался от распада. И несмотря на протесты Москвы, НАТО открыл двери для новых стран бывшего советского блока. Москва обвинила Вашингтон в возврате к холодной войне, но это не помешало Венгрии, Польши и Чехии 12 марта 1999 года стать членами НАТО, и только 1 мая 2004 года получить членство в ЕС. За месяц до этого, 29 марта 2004 года Альянс открыл двери для Эстонии, Латвии, Литвы, Словакии и Словении (в ЕС они также вступили 1 мая 2004 года) и Румынии и Болгарии (которые вошли в ЕС только 1 января 2007 года). Итак с пятым расширением НАТО суммарная площадь территорий, оказавшихся под «зонтиком» Альянса, увеличилась на 738,300 кв. км, а население - на 74 млн жителей.

Пьер Верлюз обратил внимание на то, что стратегический контекст позволил интеграцию с НАТО не только бывших сателлитов СССР, но и трех бывших советских республик: Эстонии, Латвии и Литвы. Таким образом, по мнению эксперта, расширение НАТО и ЕС в период с 1999 по 2004 год свидетельствует о почти одинаковых процессах для «новичков»: сначала вступление в НАТО, а потом домашняя работа над критериями членства и присоединение к ЕС. Хорватия и Албания стали членами НАТО 1 апреля 2009 года. Первая получила членство в ЕС в 2013 году, вторая является потенциальным кандидатом на вступление. На членство в НАТО в этом году готовится страна-кандидат на вступление в ЕС - Черногория. Сегодня из 28 стран-членов ЕС 22 странами-участницами Североатлантического альянса. Отслеживается закономерность: каждое расширение НАТО увеличивает количество стран-членов ЕС.

Профессор университета Париж-Сорбонна Жерар-Франсуа Дюмон объясняет это: «Жители стран Балтии, Центральной и Восточной Европы уже слышали на их улицах грохот советских танков. Они ни в коем случае не хотят снова пережить этот кошмар. Поэтому их жажда безопасности играет на пользу США и НАТО». По его словам, членство в НАТО остается сложным процессом, но политический аспект доказывает преимущества.

Во-вторых, по мнению профессора, привлекательность НАТО лишь ослабляет общую оборонную политику ЕС, предусмотренную Маастрихтским договором. «Это доказано конфликтом 1990-х годов в бывшей Югославии, который продемонстрировал бессилие евросоюза в миротворческих операциях», - отметил Дюмон. Помня об этом, страны Балтии, Центральной и Восточной Европы не рассчитывают на ЕС, когда речь идет о безопасности и обороне.

В-третьих, стратегический контекст процесса расширения НАТО по своей природе является временным, считает эксперт. Другими словами, процесс продолжался, пока Россия была слабой и не затрагивались ее чувствительные интересы. Взамен Кремль получал символическую компенсацию в участии в формальных совместных с Альянсом структурах (наподобие Совета Россия-НАТО).

Таким образом, заключают оба эксперта, НАТО берет на себя ответственность за безопасность, даже де-факто ослабляя возможности совместной европейской оборонной политики, а ЕС взамен гарантирует стратегическое управление экономикой. Через привлечение фондов, региональную и аграрную политику Евросоюз оказывает логистическую поддержку. «И суть этих процессов заключается не только в экономическом укреплении ЕС, а, прежде всего, в национальных вкладах ради общего решения стратегических вопросов сообщества, оказавшегося в новой геополитической конфигурации», - подчеркивают ученые. По их мнению, хотя природа учреждений (ЕС и НАТО) и меняется аж через четверть века после окончания холодной войны, Евросоюзу до сих пор не удалось мобилизовать необходимые ресурсы для борьбы с Россией. В конце концов, именно поэтому на континент и направляются американские танки.

Роман Сущенко, Париж

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-