Мифы о шанхайской армии и «Большом камне» в путинский огород

Мифы о шанхайской армии и «Большом камне» в путинский огород

700
Ukrinform
РФ хотела бы превратить экономическое образование ШОС в военную организацию, чтобы снова показывать «кузькину мать» Западу и США

Несмотря на весь внешний лоск, который юбилейный, 15-й по счету, саммит Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте получил в российской прессе, была во всех этих многочисленных рассказах некая недоговоренность. Какое-то внутреннее противоречие, которое будто мозолит, а сформулировать трудно. Впрочем, такое часто случается, когда форма не соответствует содержанию. Когда желаемое выдается за действительное.

«В ШОС уже сосредоточена почти половина населения планеты и пятая часть ее экономики, а также две самые мотивированные армии - российская и китайская», - не сдерживает слюноотделения обозреватель российской правительственной газеты.

Может, и так. Но. Где ШОС, а где армия. Понятно, что Российская Федерация хотела бы превратить экономическое образование (кстати, без определенной дефиниции, - альянс, союз, объединение? - это не понятно по аморфному названию) в военную организацию, чтобы, в погоне за призраками прошлого снова показать «кузькину мать» всем этом коллективному Западу с цветным ЕС и коварными «пиндосами».

Но именно в этом контексте традиционная воинственность Кремля играет с ним весьма злую шутку.

В ШОС и близко не было единства позиций, необходимого для подобного уровня консолидации. Зато ШОС - это, осмелимся на определение - платформа, дискуссионный клуб для обсуждения и координации, прежде всего, экономических вопросов. В рамках такой платформы тот, кто сильнее и мощнее - тот и прав. И это давно не про Россию. Для России это было «обидно» даже в Ташкенте. Там в очередной раз и без особых комплексов было продемонстрировано, что нынешняя Россия уже давно не первая скрипка в этом оркестре экономических монстров типа Китая или Индии, которые используют этот очередной и сугубо региональный проект для укрепления своих позиций на новых для себя, но традиционно сырьевых рынках.

Так чем же является Шанхайская организация сотрудничества? Действительно ли она является «реальным противовесом» Западу, как это пытаются донести до собственного народа кремлевские пропагандисты, или же речь идет об очередном информационном «фейке», созданном для «поднятия с колен» и для того, чтобы угодить капризному местному вождю?

Попытаемся разобраться.

На фоне обострения последнего времени политических и экономических проблем Европейского Союза (в т.ч. связанных с результатами референдума в Великобритании относительно выхода страны из ЕС), руководство Российской Федерации продолжает проводить активные мероприятия по развитию альтернативных международных организаций, которые были созданы и действуют при ведущем участии Москвы.

В частности, это касается Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в состав которой входят Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей в ШОС имеют Белоруссия, Монголия, Индия, Иран, Пакистан и Афганистан. В 2015 году в ШОС была запущена процедура приема в организацию Индии и Пакистана.

Этот самый ШОС режим В.Путина и пытается целенаправленно противопоставлять Западному миру.

ДЕКЛАРАЦИИ И ОЧЕРЕДНОЙ «НОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Не стал исключением из этого правила и юбилейный саммит ШОС по случаю 15-летия организации на уровне глав государств-членов, который состоялся 23-24 июня п.г. в столице Узбекистана. Свидетельство этому, что называется, «на поверхности».

Именно по инициативе Москвы в итоговую декларацию саммита были включены «силовые» положения о необходимости усиления борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, обеспечения общей безопасности на пространстве ШОС, а также противодействие утечкам угроз из Афганистана путем содействия решению внутришнеафганского конфликта. Вместе с тем подчеркивается важность разрешения кризисов в странах Ближнего Востока и Северной Африки (прежде всего в Сирии). Не обошли стороной и конфликт на Востоке Украины, который предсказуемо рекомендуют решать за счет «неукоснительного выполнения Минских договоренностей всеми сторонами».

Наряду с декларированием взглядов сторон на упомянутые выше вопросы, участники саммита выступили против «одностороннего усиления систем ПРО» (такой себе прозрачный намек на усилия США и НАТО), которые были названы действиями по «обеспечению собственной безопасности за счет безопасности других стран, что угрожает международной и региональной стабильности».

Кроме того, страны-члены ШОС подписали меморандум о присоединении к организации Индии и Пакистана (процедура вступления указанных стран в Шанхайскую организацию сотрудничества была запущена в 2015 году).

Комментируя итоги саммита, президент РФ В.Путин отметил их «исторический характер в развитии ШОС», который «выводит ее на качественно новый уровень». По его словам, после завершения процедуры присоединения к ШОС Индии и Пакистана, организация объединит более 60% территории Евразии, 45% населения планеты и более 19% мирового ВВП.

Вместе с тем, за громкими декларациями относительно «успехов ШОС», режим В.Путина тщательно скрывает действительное состояние дел в этой организации, а именно: сохранение существенных противоречий между ее членами практически по всем направлениям во всем спектре взаимоотношений.

В своих предыдущих оценках Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» уже неоднократно касался этой темы, что делает нецелесообразным ее освещение в полном объеме. Остановимся лишь на наиболее важных аспектах, которые сейчас касаются дальнейшего углубления противоречий в отношениях между Россией и ее ближайшими партнерами - Китаем и Беларусью.

НЕПОСЛЕДНЕЕ КИТАЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

По результатам двусторонней встречи (в рамках юбилейного саммита ШОС) президента РФ.Путина и председателя КНР Си Цзиньпина были подтверждены общие подходы сторон к ключевым мировым проблемам, а также намерения продолжить реализацию всех предыдущих соглашений и договоренностей в экономической сфере. Однако, как и по результатам предыдущих встреч лидеров двух стран, большинство из такого рода намерений (в т.ч. в важнейших для Москвы энергетической и высокотехнологической отраслях), так и остались намерениями, то есть не были зафиксированы в форме четких договоров или контрактов.

В частности, до сегодняшнего дня так и не нашли практического воплощения ранее принятые и широко объявленные амбициозные решения. В частности, это касается продажи Китаю 20% доли восточносибирского отделения российской компании «Роснефть» в 2016 году, строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, которая включена в проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин. В этом же ряду - реализация программы совместной разработки и строительства перспективного пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, как и планы интеграции нового китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза.

При этом, по оценкам ведущих экспертов, проблемы экономических отношений РФ и КНР получили значительное дополнительное осложнение после начала вооруженной агрессии России против Украины. Причинами указанного называются снижение привлекательности для Китая РФ как надежного партнера, а также угрозы США подвергнуть санкциям банки и компании, в том числе китайские, которые связаны с Россией.

Абсолютно в соответствии с конфуцианской парадигмой, Китай демонстративно не спешит. Он спокойно сидит на берегу реки и наблюдает, как слабеет и теряет переговорные позиции бывший «тигр».

БЕЛАРУСЬ И «РУССКИЙ СТАНДАРТ»

В свою очередь, весьма показательным фактом стала отмена встречи В.Путина с президентом Беларуси А.Лукашенко, которая планировалась в кулуарах саммита ШОС. Вместе с этим, согласно предварительным договоренностям, состоялись двусторонние переговоры между А.Лукашенко и председателем КНР Си Цзиньпином, а также между Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Н.Моде.

По оценкам экспертов центра «Борисфен Интел», эта ситуация подтвердила наличие существенных противоречий между Россией и Беларусью в экономической сфере. Среди признаков подобных противоречий, которые сопровождаются элементами фактической торговой войны между двумя странами, отмечаются очередные угрозы Россельхознадзора в середине июня п.г. о введении запрета на ввоз в Россию ряда видов мясо-молочной продукции Беларуси в связи с «...несоответствием их качества российским стандартам». Кроме того, с 25 июня п.г. Москвой был введен запрет на транзит через Беларусь продукции отдельных африканских стран.

Еще более конфликтный потенциал существует в российско-белорусских отношениях в энергетической сфере. В частности, на днях глава Минэнерго РФ А.Новак обнародовал намерения России сократить объемы поставок нефти в Беларусь в III-м квартале п.г. на 2 млн тонн больше, чем предусматривает установленный график. Причиной этого была названа задолженность Минска за российский газ в объеме около 250 млн долл. США, а также невыполнение Беларусью договоренностей относительно обратных поставок в Россию нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. В свою очередь, Беларусь не устраивает значительное количество исключений из перечня товаров, которые не облагаются пошлинами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также значительно завышенные Россией цены на энергоносители (даже для Беларуси!).

Все это заставляет Беларусь искать других партнеров, в частности из числа стран Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего, в плане углубления высокотехнологичного сотрудничества с Китаем), Ближневосточного региона (прежде всего, в плане расширения энергетического и оборонно-промышленного сотрудничества с монархиями Персидского залива) и Африканского рога.

С учетом приведенных обстоятельств, политические обозреватели отмечают определенное изменение тональности публичных выступлений В.Лукашенко, который смещает акценты от позитивных аспектов развития отношений с Россией и странами ЕАЭС к необходимости укрепления независимости и государственности Беларуси, а также ее государственных границ (последнее, наиболее вероятно, связано с неординарной ситуацией вокруг русскоязычного населения в Гомельской и Витебской областях Беларуси, на которые в последнее время фактически посягает Россия).

Аналогичные проблемы с такими же или несколько другими причинами существуют и в отношениях между Россией и другими странами ЕАЭС, которые одновременно являются членами ШОС, в т.ч. Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Так, с начала этого года объемы взаимной торговли между Российской Федерацией и упомянутыми выше странами сократились почти на 20%.

Что касается двусторонних переговоров между А.Лукашенко и председателем КНР Си Цзиньпином, то они имели сугубо практический характер в плане расширения и наполнения реальным содержанием двустороннего торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Как пример последовательности в выполнении Беларусью взятых на себя обязательств, А.Лукашенко привел реализацию проекта по созданию Китайско-Белорусского индустриального парка «Большой камень» (по меткому выражению Си Цзиньпина - «жемчужины Великого Шелкового пути»).

Про эту «жемчужину» стоит сказать отдельно, ведь Китайско-Белорусский индустриальный парк является самым большим индустриальным парком в Европе из числа созданных Китаем. В проекте также планирует принять участие Сингапур.

На практике «Большой Камень» - особая экономическая зона в Белоруссии, созданная согласно межправительственному соглашению между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь в октябре 2010 года. Индустриальный парк создается на территории Смолевичского района Минской области вблизи Национального аэропорта «Минск». Там должны разместиться высокотехнологичные и экспортно ориентированные производства в «тонких» сферах, таких как электроника, биомедицина, тонкая химия, машиностроение и новые материалы.

Понятно, что в этот проект Беларусь планирует привлекать иностранных инвесторов «...благодаря налоговым льготам, либеральному законодательству в отношении зарубежной собственности и хорошо образованной рабочей силе».

Звучит хорошо. Но именно этот проект, по оценке даже влиятельных белорусских экспертов, может спровоцировать серьезный конфликт между Россией и Беларусью, поскольку Москва объективно вовсе не заинтересована в снижении зависимости Беларуси от российской экономики.

Но, россиянам - российское, а китайцам - белорусское. По результатам переговоров, Си Цзиньпин пригласил белорусского лидера посетить Китай с государственным визитом и заявил о готовности дальнейшего углубления сотрудничества между странами по всем направлениям.

ХИНДИ И ПОДНЕБЕСНЫЙ АЛЬЯНС

Вообще, ташкентская встреча в очередной раз продемонстрировала прагматичный подход как КНР, так и ее лидера. Показательны в этом контексте, опять же, двусторонние переговоры между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Н.Моде, для которых юбилейный саммит ШОС стал неким благоприятным фоном. Китай и Индия, два неоспоримых региональных лидера, обсудили между собой вопрос углубления делового сотрудничества, укрепления взаимодействия в сферах торговли, железных дорог, промышленных парков, энергетики, информационных технологий, экономии энергии и охраны окружающей среды.

Обе стороны выразили уверенность в готовности КНР и Индии укрепить деловое сотрудничество в различных областях, активизировать контакты и согласование по международным и региональным вопросам, надлежащим образом урегулировать существующие между странами проблемы.

По словам Си Цзиньпина: «Общие интересы КНР и Индии значительно превосходят существующие предметные разногласия». Он также выразил надежду на продолжение плодотворных двусторонних контактов в рамках октябрьского п.г. саммита руководителей БРИКС в Индии.

Таким образом, особенности «юбилейного саммита ШОС в Ташкенте еще раз подтвердили сугубо формальный характер этой организации, которая преимущественно является своеобразным «клубом по интересам», а не влиятельной международной структурой, способной к отстаиванию консолидированной позиции. Тем более призрачными являются и попытки России политически противопоставить ШОС «большому» Западу, с которым большинство членов и наблюдателей ШОС имеют давние, традиционные и прочные экономические связи.

В этом контексте скрытую радость от «Брексита» может разделять только Россия, ведь для большинства влиятельных и менее влиятельных игроков в ШОС он стал тревожным сигналом, способным пошатнуть стабильность мировых рынков и европейской безопасности. А отношения между государствами - они очень похожи на отношения между людьми. Нельзя радоваться, когда у соседа «корова сдохла».

Ну, и действительно будет радоваться тот, кто будет радоваться последним. Тем более, что, в отличие от КНР, Россия довольно стремительно и уже необратимо теряет свои лидирующие позиции в ШОС. И этому есть простые и понятные объяснения, разве что для России остаются «интригами мирового закулисья».

Юрий Радковец, вице-президент Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», кандидата военных наук, доцент, генерал-лейтенант запаса.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-