
Волынская трагедия была трагедией двух народов - политолог
К тому же использование относительно Волынской трагедии термина "геноцид" возможно только после юридического решения международной комиссии ООН.
Об этом заявил известный украинский политолог и культуролог Тарас Возняк в комментарии Укринформу по предложению установить 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против поляков, с которой Сенат Польши обратился в Сейм.
"Состоялись трагические события в 1943 году на Волыни. Но они произошли не только на Волыни, но и на территории большой полосы, начиная с украинской Лемковщины и заканчивая едва ли не на Житомирщине. И происходили они с 1941 года до конца 1940-х годов. Это различного рода этнические столкновения, этнические чистки; действительно массовые уничтожения гражданского населения - взаимны, депортации - взаимны, переселения - взаимны. Если выдернуть одну Волынскую историю из того всего, то она будет выглядеть довольно неадекватно, и в этой Волынской истории можно увидеть только одного виновного и одну жертву. На самом деле так не было. Это была трагедия двух народов", - подчеркнул Возняк.
О возможности квалифицировать события, происходившие на Волыни, как геноцид, политолог подчеркнул: "Это юридический термин. На польском языке он переводится как "людобуйство" - умерщвление народа (люд – это народ). Но для того, чтобы квалифицировать так какие-либо события, нужно юридическое обоснование, то есть Украина или Польша должна обратиться в ООН для того, чтобы была создана международная комиссия, которая юридически квалифицирует эти события - как геноцид или не как геноцид. Если этой юридической квалификации соответствующей компетентной комиссией не будет, то все признания или непризнания, которые происходят в Верховной Раде Украины или в Сенате Польши, являются не чем иным, как политической спекуляцией. Все заявления - или Сената, или Сейма, или Верховной Рады - без такого юридического решения являются неправомерными и некомпетентными".
Политолог также считает, что нужен правильный подход к пониманию сегодняшних событий вокруг Волынской трагедии.
"Надо разделить чисто научные исторические исследования и политические спекуляции. Политики могут очень часто использовать эти события для своей актуальной политической борьбы и противостояния внутри Украины или Польши. А историки могут более или менее объективно определить это событие. В данном случае мы имеем дело с политическими спекуляциями и с использованием юридического термина неадекватным образом Сенатом Республики Польша", - убежден Возняк.
При этом он выразил мнение, что должен быть какой-День памяти погибших и скорее всего Сейм может "перенести почтение памяти жертв Волыни, но также и погибших во Вторую мировую войну, на 17 сентября, когда советские войска вошли в Польшу". "Отдельно выделять Волынь - это один подход, но Польша потеряла несколько миллионов своих жителей, а на Волыни погибло, возможно, - поскольку никто этого точно так и не знает и не подсчитал, - несколько тысяч. Это несоизмеримые величины, хотя меряться кровью "абсолютно аморально", - сказал политолог.
Если же Сейм Республики Польша установит День памяти погибших на Волыни 11 июля, то, считает он, "дойдет и до того, что в Украине зеркально так же установят день скорби - возможно, также 11 июля или в другой день, потому что было несколько этапов этого этнического конфликта и он разгорался с обеих сторон, это была глупость обоюдная".
Комментируя данные Института национальной памяти Польши, в 1943-45 годах на Волыни и в Восточной Галиции погибло 100 тысяч граждан Польши, Возняк еще раз подчеркнул:
"Никто точно так и не исследовал, сколько реально было жертв в этом конфликте. Они были, несомненно, много с обеих сторон. И все зависит от того, как проводить исследования. Можно собрать старших людей - и они будут вспоминать о погибших семьях. Но свидетельства этих людей не являются юридически подтвержденными. Здесь нужно проводить эксгумации, поднимать документы, потому что это частично документировалось, в том числе нацистской оккупационной администрацией. То есть действительно профессиональных исследований по этой теме нет. Есть фрагментарные. Есть спекулятивные. И происходит такое мегаломания, потому что если послушать одну сторону, то она скажет: нас 100 тысяч погибло, с другой стороны скажут: нет, нас 100 тысяч погибло. А это все - чистая беллетристика".
В то же время он уточнил, что Институт национальной памяти Польши не является историческим учреждением, он выполняет функции прокуратуры и открыл несколько десятков дел по выяснению обстоятельств Волынской резни, но так до сих пор и не доказал ни одного до конца. То есть цифра 100 тысяч не подтверждена решениями судов и прокуратуры, в том числе Польши.
"Но важно отметить, что это несомненно было, и десятки тысяч людей действительно были драматическим образом убиты с обеих сторон. Надо это должным образом освещать, иначе мы оставляем огромное поле для разного рода политических спекулянтов, когда с одной стороны говорят неправду и преувеличивают, иногда даже не осознавая этого, и с другой стороны - то же. И считается ли это каким-то патриотизмом. Но это ошибочный патриотизм", - подчеркнул Возняк.