Иван Гнатишин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Молдова
Я бы сравнил Приднестровье с неконтролируемыми районами Донбасса
18.08.2016 09:00 915

- Украина поддерживает Молдову в требованиях о необходимости безоговорочного выполнения решения Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года о выводе российских вооружений и техники с территории Молдовы. 

Нас беспокоит наличие большого количества этого "имущества" на складах около населенного пункта Колбасна в Приднестровском регионе (по некоторым оценкам, более 20 тысяч тонн). В случае "неосторожного" обращения с ним могут возникнуть печальные последствия регионального масштаба. 

Мы также поддерживаем инициативу молдавской стороны о замене российских "миротворческих" сил в Приднестровском регионе Молдовы на международную полицейскую миссию.

Относительно урегулирования Приднестровского конфликта, мы стоим на позициях территориальной целостности и суверенитета Молдовы, и поддерживаем предоставление Приднестровскому региону особого статуса в составе единого и неделимого государства Молдова. Украина считает, что именно политическое урегулирование конфликта должно быть основной задачей участников переговорного процесса в формате "5+2". 

Согласно заявлениям руководства Молдовы, к концу этого года будет разработана концепция предоставления особого статуса Приднестровью. 

Практически все участники переговорного процесса поддерживают необходимость мирного решения приднестровского конфликта в составе единой Молдовы. Но, руководство Приднестровья заявляет о признании независимости региона с дальнейшим его присоединением к России, ссылаясь на результаты так называемого "референдума" 2006 года. Это не только контрпродуктивно, но и бесперспективно. 

Что касается сравнения с Крымом, то я бы, скорее, сравнивал с неконтролируемыми украинскими властями районами Донбасса, хотя, благо, в Приднестровье нет войны: Кремлю нужен не "независимый" регион и не составная часть России, а рычаг влияния на ситуацию в Молдове и Украине, соответственно.

В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ И УКРАИНЕ, И МОЛДОВЕ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

- Кроме безопасности, одним из главных вызовов для двух стран является борьба с коррупцией. Молдова достаточно активна на этом направлении. Какой ее конкретный опыт был бы интересен Украине?

В первую очередь, нуждается в коренной реформе судебная система наших стран

- В Украине, хоть и несколько позже, чем в Молдове, сформирована система законодательной и институциональной базы по борьбе с коррупцией. Она соответствует стандартам и требованиям ЕС, поэтому наши системы не намного отличаются. Что касается деталей, то профессиональный обмен опытом и взаимодействие в расследованиях всегда будут полезны, тем более, что в обеих странах уже сформирована определенная практика, есть позитивные наработки и возможности для их совершенствования. Коррупция сегодня приобрела весьма изощренную форму и превратилась в мировое зло. И методы борьбы с ней надо искать совместными усилиями. Однако последовательность, системность и прозрачность, на мой взгляд, должны превалировать. В первую очередь, нуждается в коренной реформе судебная система наших стран. И при этом есть главное - политическая воля их руководства.

Хочу отметить также, что и Украине, и Молдове следует обратить внимание на позитивный опыт других стран, например Румынии. Успехи румынских коллег уже отражены в различных отчетах европейских институтов. 

ПРИОРИТЕТ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ - ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦЫ

- Одним из главных приоритетов двусторонних отношений Украины и Молдовы остаются экономические отношения. Какие конкретные шаги должны предпринять Киев и Кишинев для возобновления полноценного торгово-экономического сотрудничества в условиях реализации обеими странами Соглашения об ассоциации с Евросоюзом? 

- Я бы все-таки хотел подчеркнуть, что на сегодняшний день основным приоритетом двусторонних отношений Украины с Республикой Молдова является завершение процесса демаркации украинско-молдавской границы.

В течение последних лет совместная украинско-молдавская демаркационная комиссия завершила процесс демаркации около 1217 км межгосударственной границы, в том числе 447 км на центральном (приднестровском) ее участке. В то же время, осталось найти общее решение по обозначению линии государственной границы на 4 участках, что суммарно составляет около 5 км государственной границы.

В настоящее время ведутся работы по подготовке итоговых демаркационных документов. Проведено 36 заседаний совместной рабочей группы.

Что касается двусторонних экономических отношений, самым результативным был 2013 год, когда товарооборот между нашими странами составил более 1 млрд долл. США. В 2015 году этот показатель превысил 565 млн долл. США. 

При этом, сокращение двусторонней торговли в физических объемах, связанное с потерей части промышленного потенциала страны (Крым и Донбасс), стало не таким критическим, как в стоимостном выражении, что объясняется курсовой разницей валют (девальвацией гривни). 

Для возобновления и дальнейшего увеличения объемов двусторонней торговли необходимо сосредоточить усилия на трех основных направлениях.

Во-первых, активизировать взаимодействие в имплементации соглашений об ассоциации и Зоне свободной торговли с Европейским Союзом. 

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-