Точка отсчета 9/11

Точка отсчета 9/11

Аналитика
1968
Ukrinform
США вместе с союзниками тратят сотни миллиардов долларов на борьбу с терроризмом

После масштабного теракта 11 сентября 2001 года Америка и мир не стали безопаснее. Соединенные Штаты вместе с союзниками за это время потратили сотни миллиардов долларов на борьбу с террористическими угрозами, преследуя это явление не только на своей территории, но и в операциях за рубежом. Тем временем, опасность новых атак не уменьшается, экстремисты все чаще напоминают о себе беспощадными терактами по всему миру, которые становятся все циничнее и не менее кровавыми. Последние 15 лет превратились в настоящую войну демократического мира с международным терроризмом, «точкой отсчета» которой стало 11 сентября.

ВОСПРИЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА В США

Сразу после событий 9/11 американское правительство во главе с Джорджом Бушем-младшим назвало борьбу с терроризмом главным приоритетом политики Соединенных Штатов. При этом внимание было сосредоточено на иностранном сотрудничестве и превентивных мероприятиях, в том числе силовых. С того времени стратегия антитеррористической борьбы лишь усиливалась и сейчас она остается в списке первоочередных заданий национальной безопасности США.

Сегодня защита от угрозы ИГИЛ и других радикальных группировок является одной из топ-тем президентских гонок, превратившись в неотъемлемую составляющую американской политики. В действительности это свидетельствует о реальном измерении террористической угрозы, которая нависла над США и демократическим миром в целом.

За полтора десятилетия после терактов 9/11 американцев не оставляет обеспокоенность относительно того, что очередная атака может выпасть именно на даты, близкие к годовщине этой трагедии. Причем большинство из них чувствуют не столько страх перед возможными новыми взрывами, сколько гнев и печаль за погибшими. Согласно данным опроса, проведенного в начале сентября телеканалом CNN и компанией ORC International, ровно половина (50%) американцев считает, что новое террористическое нападение является весьма вероятным именно 11 сентября. В то же время, приблизительно столько же опрошенных не разделяют подобного мнения.

Для сравнения приводятся собранные данные прошлых лет. Так, еще в 2011 году лишь 39% американцев выказывали подобную обеспокоенность, но в 2014-ом этот показатель достиг 53%. Объяснить такую тенденцию несложно. В этот период США испытали новый удар террористов (взрыв на Бостонском марафоне, апрель 2013), а в международном измерении вместо Аль-Каиды появилось «Исламское государство» (ИГИЛ), которое в июне 2014 года объявило всемирный халифат.

К сожалению, тогда это стало началом новой волны масштабных терактов, захлестнувших не только США, но и другие страны. Нападение на военный призывной центр в штате Теннеси, массовый расстрел в Сан-Бернардино, расстрел ночного клуба в Орландо, теракты в аэропорту Брюсселя, несколько терактов в Париже, серия взрывов в аэропорту Стамбула, Мюнхен... И это лишь неполный перечень: за последние два года террористические атаки произошли в Египте, Нигерии, Мали, Чаде, Йемене, не говоря уже об Ираке, Сирии и Афганистане.

ДЕЙСТВОВАТЬ НА УПРЕЖДЕНИЕ

Организовать и провести теракт, даже в стране с мощным правоохранительным режимом, относительно несложно. Зато выявить и предупредить его намного сложнее. Террористы обычно избирают места с большим скоплением людей, потому что так «под прицел» попадает больше жертв. Таким способом легче посеять панику и страх в обществе, что и является основной целью инициаторов нападения. Кроме того, в толпе силам безопасности сложнее отследить атаку. Чаще страдают аэропорты, вокзалы, рынки, кафе и рестораны, массовые спортивные, религиозные и другие мероприятия. Защитить все фланги невозможно, и для того, чтобы упредить теракт, недостаточно просто вывести больше вооруженных полицейских на улицы, или увеличить количество камер наблюдения. Добиться ограждения от терактов помогают действия на упреждение.

Этим занимаются специальные службы, однако, правда, их возможности в этом плане тоже часто ограничены. Они разведывают возможные угрозы, обнаруживают существующие сети и отдельные группы террористов, изучают их мотивацию и возможности, собирают данные о подготовке нападения и, наконец, предотвращают теракт. При этом наиболее важным остается мотив террористов, который дает понимание о крайностях, к которым они могут прибегнуть, – то ли пренебрежение жизнями детей, то ли самоподрыв в храме во имя радикальной идеи.

ИЗМЕНЕНИЯ В «КОНСТРУКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ»

События 11 сентября 2001 года коренным образом изменили структуру национальной безопасности Соединенных Штатов, усилив, в первую очередь, антитеррористический компонент. Для обеспечения надлежащего уровня безопасности в стране было создано Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security), учрежден  Совет по вопросам внутренней безопасности при президенте США (отдельно от Совета нацбезопасности).

Что это дало? Несмотря на то, что в Штатах и раньше действовало достаточное количество органов безопасности – в том числе ЦРУ, ФБР, структуры военной разведки – вновь созданные компоненты смогли обеспечить достаточный уровень координации разведывательного и правоохранительного содружеств, чего не хватало раньше.

В итоге, только согласно официальным данным, американцам с декабря 2001 года удалось предупредить, по меньшей мере, 31 резонансный теракт. Вот лишь несколько примеров того, чего не случилось: закладка бомбы в самолет американских авиалиний рейса 63 «Париж – Майями» (2001); взрыв на Бруклинском мосту в Нью-Йорке (2003); подрыв сети газопроводов (2005); взрыв в центре Вашингтона (2006); закладка бомбы в аэропорту им. Кеннеди (2007); минирование метро около Арлингтонского кладбища (2010); атаки на здания Пентагона и Капитолия (2011); подрыв взрывного устройства на мемориальных мероприятиях 9/11 в Канзас-Сити (2015). Об этих фактах немногие слышали, но они доказывают, насколько изменилась Америка в противостоянии терроризму после осени 2001-го.

УГРОЗА ИЗНУТРИ

Тем временем, террористические сети пытаются активно распространять свое идеологическое влияние на гражданское население «благополучных» стран, в том числе через социальные сети. Они вербуют обычных граждан, которые через определенное время готовы выполнять любые приказы. Чаще всего в этот круг попадают люди из недовольных социальных групп – этнических и религиозных меньшинств, иммигрантов, которые до сих пор не интегрировались в общество. Из-за этого процесс быстрой и безболезненной интеграции очень важен для того, чтобы не возникало подобных предпосылок. Он проходит по-разному в разных странах.

В Штатах, например, созданы условия, поддерживающие культурное многообразие, а также равенство прав независимо от расы, вероисповедания и пола. Вместе с развитыми экономическими возможностями это сокращает процесс интеграции к относительно непродолжительному времени. Деть таких иммигрантов, особенно те, которые родились в США, почти полностью чувствуют американскую национальную идентичность.

В других развитых странах, например, во Франции или Германии, многие иммигранты чувствуют себя гражданами второго сорта. Разжечь у них чувство ненависти к своим же более благополучным согражданам намного проще. Для этого порою хватает несложных приемов пропаганды и идеологического влияния. Очевидно, это определенным образом объясняет предпосылки такого количества терактов в этих странах.

В условиях нарастающего кризиса мигрантов в Европе угроза терроризма в этой части мира становится намного актуальнее. Это видно невооруженным глазом: на улицах, в аэропортах, вокзалах европейских городов вооруженные автоматами полицейские патрули становятся привычным явлением. Но такая картина, скорее, выглядит как борьба с симптомами тяжелой болезни, в то время как преодоление причины требует более глубокого вмешательства.

Борьба цивилизованного мира с международным терроризмом длится не первое десятилетие, и вряд ли ее можно назвать легкой для демократического сообщества. События 11 сентября, которые стали условной «точкой отсчета» не только для США, в действительности, впервые показали, на что способны радикальные экстремисты. С тех пор атаки террористов не стали менее беспощадными.

Сегодня же, в условиях растущей террористической угрозы, а также масштабного миграционного кризиса следует ожидать усиления контроля и мер безопасности не только в странах, которые страдают от атак террористов. Очевидно, это также частично объясняет, почему в США и Европе усиливается проверка на границах, или почему ЕС не спешит расширять безвизовый режим. К этому надо быть готовыми всем и понимать, что это лишь часть общей цены за право каждой из стран на собственную безопасность.

Ярослав Довгопол, Вашингтон.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-