Новые румынские реалии: «Взятка в законе»?

808
Ukrinform
Одно из изменений Уголовного кодекса просто шокировало румын - в стране практически пытаются узаконить взяточничество

Уже второе воскресенье на улицы больших городов Румынии выходят тысячи людей с требованием отменить законодательные инициативы правительства. В Бухаресте к протестующим присоединился даже президент Клаус Йоханнис, заявив, что эти документы подрывают основы правового государства.

Речь идет о подготовленных румынским правительством двух экстренных проектах постановлений: о помиловании и о внесении изменений в уголовное законодательство. Но если желание помиловать тех, кто украл «мелочь», а получил как за миллион, более или менее понятно (времена меняются), то к постановлению о внесении изменений в Уголовный кодекс у граждан Румынии возникли очень большие вопросы, которые они попытались «задать» правящей в стране коалиции, что едва не закончилось масштабной политической войной. 

«ВЗЯТКА В ЗАКОНЕ»? 

Почему же так болезненно отреагировало на эти два постановления румынское общество? Ответ кроется не столько в самих правительственных документах, сколько в причинах, способствующих, по мнению политологов, их «появлению на свет».

К примеру, один из пунктов постановления о внесении изменений в Уголовный кодекс просто шокировал  румын. Если чиновник, к примеру, получает взятку, размер которой не превышает 50 тысяч евро (около 200 тысяч румынских леев), то этот факт вовсе не будет считаться злоупотреблением служебным положением, а, следовательно, и состава преступления никакого в этом не усматривается, и к уголовной ответственности чиновника привлечь будет невозможно. Более того, если нанесенный государству ущерб также не превышает 50 тысяч евро, то и в этом случае чиновник избежит уголовной ответственности и «привлекать» его не будет никаких оснований. Так, детские шалости.

Есть еще несколько деликатных нюансов в предлагаемых изменениях в уголовное законодательство. Один из них заключается в том, что если даже чиновника взяли с поличным, этого факта недостаточно для привлечения его к уголовной ответственности. А для этого необходимо будет заявление того, кто эту взятку чиновнику дал, то есть, говоря юридическим языком, - взяткодателя. А ежели ж такого заявления нет, то и дела уголовного, разумеется, нет. Вот такие пируэты политической жизни в Румынии.   

КОГО И ЗАЧЕМ НУЖНО ПОМИЛОВАТЬ? 

Напрашивается логичный вопрос: а кому же понадобилось так спешно «огород городить»? Кому столь экстренно понадобился этот злополучный документ о помиловании, и почему он оказался настолько важным, что даже принятие бюджета на 2017 год было отодвинуто на второй план? И кто же они, будущие главные бенефициары помилования? 

Далеко не секрет, что процедура помилования и амнистии используются во многих странах мира, и приурочена она, в основном, к памятным в истории государств датам. В данном конкретном случае румынский документ о помиловании имеет несколько иной оттенок. И коль скоро памятных и исторически значимых дат в ближайшее время в Румынии не предвидится, то волей-неволей напрашивается вопрос: кого и зачем нужно экстренно помиловать, да еще с таким экстремальным внесением изменений в столь серьезный документ как уголовное законодательство? 

И какой такой подвох усмотрели в постановлении о помиловании граждане Румынии, что всего за несколько часов улицы румынских городов были заполнены протестующими? Один из экспертов высказался о том, что в стране практически пытаются узаконить взяточничество. Примечательно, что эта же мысль, только в более мягкой форме, прозвучала по этому поводу и в Парламентской ассамблее Совета Европы, где высказались о  «несвоевременности постановлений». 

Уместно обратиться к самому документу о помиловании, опубликованному на сайте румынского Министерства юстиции. Согласно проекту постановления, под помилование подпадают заключенные, приговоренные судебными инстанциями к пяти годам (но не более) тюремного заключения. Предусматривается также сокращение тюремного срока вдвое, если заключенным исполнилось 60 лет, за исключением рецидивистов и отъявленных преступников. Из тюрем на свободу выйдут беременные женщины, а также те, у которых остались дома несовершеннолетние дети. Казалось бы, ничего особенного, очень даже гуманный жест по отношению к беременным и молодым мамам, а еще и к осужденным преклонного возраста. 

Но за этим следует пункт, который, скорее всего, и стал одним из главных «раздражителей» для румынского общества. Помилование коснется и тех, кто был приговорен  к условным срокам тюремного заключения. А таких в Румынии бесчисленное множество, в том числе и приговоренных за коррупционные сделки. Самое время напомнить, что к условному двухгодичному тюремному заключению в апреле 2016 года был приговорен и спикер Палаты депутатов, лидер румынских социал-демократов Ливиу Драгня (за фальсификацию результатов референдума по импичменту президенту - референдум проходил в 2012 году). То есть, после утверждения постановления судимость с него автоматически снимается. И уже не трудно догадаться, что тогда препятствий на пути к премьерскому креслу у Ливиу Драгня больше не будет. А ведь, к слову сказать, согласно новому румынскому законодательству, именно этот условный срок и стал для него «подводным рифом» в политической карьере. Вот и засомневались румыны: а не нацелился ли лидер социал-демократов опять на премьерское кресло?! 

Кстати, условный приговор «не помешал» лидеру социал-демократов возглавить Нижнюю палату законодательного органа, Палату депутатов.  

Любопытно, что официальной аргументацией  для подготовки постановления о помиловании министерством юстиции была указана переполненность румынских тюрем. 

Эксперты же, политологи, да и сами граждане Румынии, привыкшие  читать такие документы, как говорится, не только наискосок, но и между строк, усмотрели в документе очень нелицеприятную для правящей коалиции деталь. И это была, отнюдь, не переполненность в тюрьмах, а явное стремление находящихся у власти политиков освободить из мест не столь отдаленных своих политических соратников, многие из которых уже весьма давно смотрят на небо сквозь тюремные решетки.

А НУЖЕН ЛИ РЕФЕРЕНДУМ?! 

После неоднократных обращений и призывов к правительству отказаться от попыток изменить уголовное законодательство по политическим мотивам, да еще путем принятия подобных экстренных распоряжений правительства, президент Румынии Клаус Йоханнис пошел на радикальный шаг  и «запустил механизм» подготовки к национальному референдуму по этому вопросу.

Клаус Йоханнис . Фото из открытых источников

Хотя предложенная президентом формулировка вопроса для референдума вызвала также некоторый «ропот» в народе и показалась многим весьма странной: согласны ли граждане Румынии с продолжением борьбы с коррупцией и дальнейшей декриминализацией властных структур? Довольно странно. А разве граждане могут ответить, что «не согласны» с искоренением коррупции?! 

 «Туманность»  восприятия этой инициативы заключается еще и в том, что на референдумах явка обычно намного ниже, чем на выборах. А, следовательно, возникает вопрос, а если явка будет ниже минимального порога в 33,3%, а сам референдум будет признан несостоявшимся, означает ли это, что граждане не согласны с продолжением борьбы с коррупцией? Весьма, скажем так, деликатная ситуация.

Возможно, именно это и дало повод румынскому профессору, преподавателю одного из вузов Вашингтона Драгошу Алиджикэ назвать противостояние между правящей коалицией и президентом «безответственным политическим шагом». В условиях продолжающейся глобальной и региональной нестабильности, Румыния, по его словам, не может себе позволить таких внутренних кризисов, которые, в конечном итоге могут привести к конституционному кризису. В условиях сегодняшней международной конъюнктуры, подчеркивает эксперт, властям Румынии (как коалиции, так и президенту) следовало бы отказаться от бессмысленных политических споров и таких же бессмысленных референдумов, и сосредоточиться на решении острых внутренних проблем и на урегулировании отношений с соседними государствами, а не заниматься политическим популизмом. Об этом заговорили и в самой Румынии. 

А некоторые СМИ напомнили, что в условиях, когда правительству необходимо сосредоточиться на поисках средств для закрытия уже существующей в бюджете дыры в два с лишним миллиарда евро, израсходовать еще 3-4 миллиона евро бюджетных средств на проведение референдума означало бы не только существенное расширение этой финансовой «дыры», но и прощание с такими предвыборными обещаниями, как увеличение зарплат и пенсий, субсидий и многих других социальных выплат. 

При этом надо учитывать, что результаты референдума, несмотря на то, что это голос народа, не имеют законодательной силы, а лишь консультативную. За более чем 25-летнюю историю демократизации Румынии в стране прошли несколько референдумов. Однако, они никак не повлияли на ход событий. 

Достаточно вспомнить лишь один из них. В 2008 году граждане на референдуме четко проголосовали за сокращение количества депутатов парламента с 488 до 300 и переход к однопалатному парламенту. С тех пор прошло почти 9 лет. Но ровным счетом ничего не изменилось. Депутатов в парламенте Румынии сегодня по-прежнему 466, а сам законодательный орган так и остался двухпалатным...  

Зинаида Гурская, Кишинев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-