Как молдоване запутались в избирательных системах

Аналитика
1111
Ukrinform
Одни политики хотят, чтобы их избирали по спискам, другие жаждут мажоритарки

Четверть века назад во время работы первого демократически избранного парламента Молдовы (депутаты тогда были избраны по одномандатным округам) никто и предположить не мог, что внесение изменений в законодательство о выборах, точнее, переход от одной системы парламентских выборов к другой станет "яблоком раздора".

Сегодня по этому вопросу в Молдове развернулись настоящие политические баталии. Страна, практически, разделена на два противоборствующих лагеря. По одну сторону политических баррикад – те, кто выступает за сохранение существующей пропорциональной системы выборов (по партийным спискам), а по другую – сторонники  перехода к мажоритарной системе выборов. То есть, по одномандатным округам, что де-факто означает возвращение на круги своя, к ситуации начала девяностых. Инициаторами столь кардинальных изменений политической системы страны выступили представители правящей коалиции во главе с Демократической партией.

Фото: AllMoldova

ИГРА В "ПОЛИТИЧЕСКИЙ АРБУЗ"

Уместно напомнить, что четыре года назад, весной 2013 года, молдовские политики уже сталкивались с этой проблемой. Тогда также по инициативе одного из лидеров Демократической партии Влада Плахотнюка, этот закон был утвержден тогдашней парламентской коалицией, Альянсом за европейскую интеграцию. Причем, принят он был без особых дебатов. Однако, уже спустя два месяца после внесения соответствующих изменений в законодательство, вышеуказанный закон был неожиданно, в спешном порядке  отменен. За это решение  проголосовали, в основном, представители одной из правящих тогда партий - Либерально-демократической (партию возглавлял экс-премьер Влад Филат, ныне отбывающий девятилетний тюремный срок за коррупцию) и оппозиционные коммунисты. Тогда-то и "родилось" в Молдове крылатое выражение "политический арбуз" (символом либерал-демократов является зеленый дуб, а символом коммунистов - серп и молот на красном фоне).

Экспертам не пришлось в те годы долго гадать, в чем причина столь резких изменений в стане Либерально-демократической партии, которая сначала проголосовала за переход к мажоритарной системе выборов, а спустя два месяца столь же легко от нее отказалась. Чуть позже ситуация прояснилась. Аккурат в период обсуждения закона о мажоритарной системе Влад Филат лишился кресла премьера, причем за его отставку проголосовали и представители Демпартии. Либерально-демократическая партия, затаив обиду на демократов Влада Плахотнюка и, не думая долго, неожиданно объединилась с коммунистами, – закон отменили. Сегодня, правящей уже Демократической партии приходится вновь вернуться к, казалось бы, забытому уже законопроекту.

ВСЕ "ЗА" И "ПРОТИВ"

Аргументов "за" и "против" изменения законодательства о выборах выдвигается великое множество. Инициаторы законопроекта в лице Демократической партии продвигают, к примеру, идею острой необходимости изменения политического класса страны. По мнению демократов, гражданам будет предоставлена возможность самим выдвигать кандидатов, и голосовать они будут за конкретного человека, а не за ни кому не известных "душ" из партийных списков. Определенная доля правды в этом, естественно, есть. Ведь никто из избирателей  не владеет тайной, по какому принципу составляются партийные списки на выборах, и за какие такие заслуги перед обществом ни кому не известные люди попадают в эти списки. Проголосовать за человека, которого хотя бы в лицо знаешь, все же более надежно.

Фото: omg.md

Существует еще один аспект. Когда речь идет об известных партийных формированиях с ярко выраженной политической позицией и поддерживаемой значительной частью избирателей - это одно, а другое – никому ничего не говорящие аббревиатуры, которые также фигурируют в реестре министерства юстиции (их около 40 в Молдове), но напоминают о своем существовании, в большинстве своем, перед началом избирательной кампании. Многие из них даже специально создаются под те или иные выборы.

Главным же преимуществом мажоритарной системы, как утверждает спикер молдовского парламента Андриан Канду, остается не только и не столько ее простота. Выборы по одномандатным округам, по его мнению, позволят установить социальный контроль избирателей над своими избранниками, а в самом законопроекте учтены механизмы санкционирования, вплоть до отзыва, тех депутатов, которые не особо обременяют себя  выполнением своих же предвыборных обещаний.

Более того, новое законодательство позволит иметь своих представителей в парламенте не только зарубежной диаспоре, но и избирателям из неподконтрольного Кишиневу Приднестровского региона.  Часть экспертов утверждают даже, что при мажоритарной системе власть по-настоящему перейдет к народу. 

АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА?

Непримиримыми оппонентами изменений, как и следовало ожидать, выступают оппозиционные социалисты, соответственно, и  их бывший лидер, а ныне президент Молдовы Игорь Додон, и часть внепарламентских партий. Президент Додон изначально заявил, что не подпишет закон о переходе к мажоритарной системе, предложив в качестве альтернативной "золотой середины" свой вариант – обсудить и принять закон о смешанной системе выборов, когда 51 (из 101) депутат будет избран  по партийным спискам, а остальные 50 - по одномандатным округам. Пропрезидентские силы в лице социалистов даже зарегистрировали этот законопроект в парламенте, хотя шансов на его принятие никаких нет.

х

Как ни странно, но ради сохранения действующей пока  пропорциональной системы объединились, казалось бы, непримиримые до недавнего времени политические противники в лице таких партий, как "Действие и солидарность" (руководитель – экс-кандидат в президенты Майя Санду), Гражданская платформа "Достоинство и правда" (ее лидер Андрей Нэстасе возглавлял антиправительственные акции протеста в 2015-2016 годах), оппозиционная ныне Либерально-демократическая партия и  Партия коммунистов во главе с экс-президентом Владимиром Ворониным. И засвидетельствовали свое "политическое единство" под совместной петицией о недопустимости перехода к мажоритарной системе выборов. Заявив о своем неожиданном "альянсе" они назвали инициативу популистской, обвинив инициаторов избирательных преобразований  в том, что таким образом они  "стремятся любой ценной  сохраниться у власти" и  заявив, что изменение Кодекса о выборах приведет к ослаблению роли политических партий, а впоследствии и к их исчезновению с политического небосклона Молдовы.

Что касается стремления Демократической партии сохранить властные позиции, то многие политологи не исключают и обратного эффекта. По их мнению, если даже закон и будет принят, он бумерангом может ударить по инициаторам избирательных нововведений, то есть – по самой Демократической партии, так как неизвестно, кого выдвинут граждане кандидатами в депутаты, а уж предсказать, за кого они проголосуют, и вовсе  невозможно. При этом молдавские либералы, до недавнего времени поддерживающие правящую коалицию, неожиданно  заявили, что "мажоритарная система создаст предпосылки для прихода к власти пророссийских сил". 

КОНСТИТУЦИИ ЧУЖДЫ ЭМОЦИИ

В отличие от не лишенных определенной доли эмоциональности заявлений оппозиции, аргументы экспертов в области конституционного права выглядят все же более убедительными. По мнению бывшего члена Конституционного суда Николая Осмокеску, Конституция Молдовы не  предусматривает механизмов отзыва отдельных депутатов парламента. Прежде всего, потому, что с момента избрания того или иного человека депутатом законодательного органа, он перестает быть защитником интересов определенного населенного пункта, группы людей или предприятия, он становится защитником интересов государства, то есть всех граждан страны. 

А для создания механизмов отзыва народных избранников, необходимо будет, по мнению Осмокеску, внести соответствующие изменения в Основной закон государства. А это уже весьма длительная процедура. К тому же,  для правящей коалиции это и более проблематично, так как если для перехода от пропорциональной системы к мажоритарной необходимо простое парламентское большинство (51 голос), то для внесения изменений в Конституцию, придется заручиться поддержкой уже 68 депутатов парламента. А у правящей коалиции пока только 55 мандатов.

Дают повод для размышления аргументы части экспертного сообщества, утверждающего, что введение мажоритарной системы выборов невозможно без окончательного урегулирования Приднестровского конфликта. Тем более, что лидер непризнанного региона уже заявил, что жители Приднестровья не будут участвовать в парламентских выборах в Молдове.

Есть еще одно обстоятельство, во многом объясняющее, почему именно сейчас развернулись столь бурные дебаты по поводу изменения избирательной системы. Дело в том, что, согласно рекомендациям Венецианской комиссии, изменения в Кодекс о выборах могут производиться как минимум за год до парламентских выборов. Следующие выборы в Молдове запланированы на осень 2018 года, то есть в оставшееся до  осени нынешнего года время закон необходимо будет принять, подписать у президента, а в дополнение к этому еще и изменения в Конституцию внести. 

Удастся ли правящей коалиции пройти все эти ступени так называемого сближения избирателей со своими избранниками без политических потрясений? А времени у молдавских политиков, как всегда, в обрез...

Зинаида Гурская, Кишинев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-