Система образования Финляндии - в погоне за лидерством

Система образования Финляндии - в погоне за лидерством

Укринформ
Имея стабильно высокие показатели, Суоми продолжает усовершенствование образовательных программ

1 июня, календарное начало лета – день, который ассоциируется с детством, школой не меньше, чем 1 сентября. Не случайно, что именно в этот день во множестве стран мира, в том числе и в Украине отмечается Международный день защиты детей. И именно в этот день естественно поговорить о школе, о разных системах образования, обращая внимание, конечно же, на тех, кого считают лидерами. Финляндия – одна из таких стран.

В 1997 году была разработана, а с 2000 года каждые три года начала применяться на практике стандартизированная программа оценки знаний учащихся в разных странах. Programme for International Student Assessment, PISA / Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Оценивание проводится по трем категориям. Reading ("чтение и интерпретация" – по-нашему гуманитарные науки). Maths (математика). Science (собственно "наука", по-нашему – естественные науки). 

Финляндия в первых же оцениваниях заняла первые (Reading, Science) и вторые (Maths) места. Что было достаточно удивительно для экспертов, поскольку в этой стране традиционно короткий школьный день, длительные каникулы (летние – 10 недель) и сравнительно небольшие домашние задания. Но при этом такие результаты.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЩАЯ СИСТЕМА

В Российской империи Финляндия была регионом с самым высоким в среднем уровнем грамотности, образованности (в конце XVIII века, еще при шведах, грамотность уже превысила 50%; а в середине XIX века стала почти полной – до 90%). С 1921 года всеобщее первичное образование, обеспечивающее грамотность, было законодательно закреплено как обязательное. Планы реформ, планировавшиеся в 30-е годы, были прерваны сначала общеевропейской экономической депрессией, а потом Второй мировой войной, которая для Финляндии началась с советской агрессии в 1939 году. В ходе двух кровопролитных войн стране удалось отстоять суверенитет (в отличие от Восточной Европы, над которой опустился "железный занавес"). Влияние агрессивного соседа, Советского Союза ограничивалось навязанной политикой нейтралитета и тесными связями с неэффективной, дефицитно-плановой экономикой.

При этом в послевоенной истории Финляндии большую роль играл социальный аспект. С 1948 года были закреплены обязательные бесплатные школьные обеды (постепенно к этому добавлялось и многое другое – качественное медицинское обслуживание, расходы на транспорт или общежитие для регионов с разреженной сетью школ). Однако достаточно большое социальное расслоение все еще оставалось, поскольку детям из небогатых семей трудно было получить платное образование высших уровней.

В 50-60-е годы накапливались и проводились постепенные изменения. И, наконец, в 1972-1977 годах бесплатная 9-летняя школа стала обязательной. Реформа началась в 1972 году с севера – с Лапландии, где более суровые природные условия и разреженное население, и закончилась в столичным регионе в 1977-м.

Так сложилась нынешняя система так называемой "начальной школы" – девятилетки. Она начинается с семи лет. Но, кроме того, внедрена система дошкольного образования. 

Вообще, с 1990 года в Финляндии обеспечивается высококачественный общедоступный бесплатный дневной уход за детьми в возрасте от восьми месяцев. А с 1996 года – еще и год "дошкольного образования / детского сада". Это обучение не является обязательным, но используется практически всеми. Основная задача учеников детских садов – "научиться учиться".

ТРИ СТУПЕНИ – 1+9+3

То есть с шести лет можно пройти предварительное образование – по выбору в детском саду, семейном детском саду или школе. Считается, что в Финляндии детские сады очень высокого качества, в них не только формально обучают чтению и математике, но развивают навыки сотрудничества и общения. При этом одной из приоритетных задач является уважение к индивидуальности каждого ребенка, его личностным качествам. Вместо формального обучения чтению и счету предпочтение отдается урокам о природе, животных и "кругу жизни / жизненным циклам", а также материаловедению.

Издавна особое внимание уделяется формированию культуры чтения. Обязательной частью "материнского пакета" являются три книги, выдаваемые родителям ребенка, по одному для каждого родителя и одна книга для растущего ребенка. (И даже в эпоху гаджетов Финляндия остается лидером по изданию детской литературы для самых разных возрастов).

Далее – обязательное образование длится с 7 до 16 лет. Учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности являются бесплатными. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребенок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение второго государственного языка Финляндии - pakkoruotsi / обязательный шведский.

В 2010-е годы некоторые финские националистические организации, молодёжное движение "Suomen Sisu" и популистская партия евроскептиков "Истинные финны" (с 2015 года – имеет 37 мест из 200 в парламенте) начали борьбу за отмену pakkoruotsi. Отчего это слово приобрело негативный оттенок – "принудительный шведский". Но пока что эти изменения провалены. (В школах со шведским языком образования, а их намного меньше, зеркально - с 7-го класса изучается финский язык).

После окончания начальной школы идет вторая ступень образования. Приходится делать выбор – получать ли профессиональное образование или продолжить обучение в лицее (академические средние школы), где идет серьёзная подготовка к поступлению в высшую школу (классические университеты; университеты прикладных наук они же – политехника).

В первом случае можно продолжить обучение в профессионально-технических школах, профессиональном училище или непосредственно на производстве (по особому договору). А чтобы пойти в лицей, нужно показать достаточно высокую степень подготовленности (она определяется по среднему баллу оценок в начальной школе).

При этом описанная система не является жесткой, тупиковой для некоторых ветвей. Так, скажем, выпускники профессионально-технических училищ могут официально претендовать на университет прикладных наук или, в некоторых случаях, даже на классическое университетское образование. Также можно одновременно посещать как профессиональные, так и академические средние школы. Обучение бесплатное, здравоохранение и обед также бесплатны. Однако книги и другие материалы, приспособления уже нужно покупать самостоятельно.

ШКОЛА ПО-ФИНСКИ

Классы в финских школах небольшие – до двадцати учеников. 

Атмосфера внутри школы расслаблена и неформальна. Здания настолько чисты, что студенты часто ходят в носках и без обуви. Часто школы создаются по индивидуальным проектам, с предварительным обсуждением нюансов с педагогами и учащимися.

Мероприятия на свежем воздухе приветствуются даже в самую холодную погоду (а в Суоми она бывает весьма суровой). Домашняя работа минимальна, чтобы оставить время для внеклассных, внепредметных занятий. Среди них – кулинария, столярные работы, металлообработка, текстиль. А также – занятия искусством и музыкой!

Любители популярной музыки, рок-музыки хорошо знают о взлете финских исполнителей, рок-групп, длящемся уже несколько десятилетий – HIM, Nightwish, Apocalyptica, The Rasmus, Lordi. Это не случайно. По сути, музыкальное образование является в Финляндии своеобразной социальной программой, направляющей деятельность молодежи в творческое, конструктивное русло.

В дополнение к занятиям музыкой в школе многие учащиеся посещают многочисленные специализированные музшколы, финансируемые государством. За небольшую плату они также могут усовершенствовать навыки игры на инструментах, изучить основы сольфеджио и теории музыки. Стихийно возникающим группам предоставляются площадки для репетиций, а многочисленные праздники, конкурсы, фестивали дают возможность показать себя публике.

Активно поощряется чтение, как удовольствие. Что важно - ТВ показывает иностранные программы на языках оригинала, но с субтитрами. С одной стороны, дети привыкают читать даже во время просмотра телевизора. С другой, они с раннего возраста погружены в атмосферу иностранной речи (чаще всего, английской), ее интонации, произношение. И это очень помогает при обучении языку.

Специфично в финской школе происходит оценивание. В первые годы оно ограничивается словесными формулировками, а формальные оценки не выставляются. Начало четко фиксированного  оценивания определяется локально в разных регионах. Оценки присуждаются по шкале от 4 до 10. В качестве полубалла выставляются плюс и минус: "+" "-". Допускается как высшая оценка "10+".

Если в конце весеннего семестра ученик школы получает по конкретному предмету "4", то его обязывают за лето "подтянуть" предмет. Если ученик получает множественные неудачные оценки, то его, в принципе, могут оставить и на второй год. Но считается, что гораздо предпочтительнее предоставить отстающему учащемуся дополнительную помощь, репетиторство. В подобных сложных случаях решение принимаются учителями и директором школы после общения с учеником и его родителями.

СЕНСАЦИОННАЯ РЕФОРМА

Вот уже несколько лет, как в мировых СМИ живо обсуждается реформа, затеянная в финской системе образования. Говорится о том, что вместо привычных предметов начальной финской школы, как то Биологии, Здоровье, Физика, Химия, Математика, История, География, Социология, Этика, Язык и литература, Музыка, Иностранные языки и т.д. будут браться отдельные темы, явления, процессы. И комплексно рассматриваться со всех стороны.

Например, 5-й класс. На большом классном интерактивном дисплее 12-летним детям показывается видео: извержение Везувия и гибель Помпей. После чего с использованием планшетных компьютеров, помогающих получить дополнительную информацию, ученики, сгруппированные по несколько человек, совместно пишут короткие сочинения-эссе-исследования, сравнивая жизнь в древнем Риме с жизнью в современной Финляндии. Кто-то сравнивает римские бани и современные курорты, кто-то – Колизей и современные стадионы.

Тут же в классе стоит трехмерный принтер, с помощью которого школьники могут воссоздавать модели римских зданий, сравнить их с конструкционными особенностями  современных зданий. Таким образом, дети 5-го класса получают навыки в области сравнительной культурологии, коммуникации, технологии и методологии исследования. В такой работе велик элемент, как и игры, развлечения, так и самостоятельной работы, творчества. Это начинающие, но уже эксперты. 

Для ребят постарше берется, например, тема "Евросоюз". Она рассматривается комплексно, при этом задействованы знания по языкам, социальным наукам, истории, географии. Более того, появляется возможность оперативного реагирования на вызовы времени. В те месяцы, когда страны Западной Европы начал захлестывать поток нелегальных мигрантов, проектом, темой обсуждения стала "Иммиграция". 15-летние школьники проводили опросы на улицах, чтобы выяснить мнение об иммиграции местных жителей, своих земляков. Затем они посетили ближайший центр для нелегальных мигрантов, где беседовали с его обитателями, ожидающими решения о предоставлении им убежища в Финляндии. Систематизированные результаты работы обсуждались по видеосвязи с учащимися школы в Германии, где осуществлялся сходный проект. Итого в проект включены: Немецкий язык, История, География, Социология, Этика. И на выходе – самостоятельное, фактически научное гуманитарное исследование.

А если речь идет о профориентационной подготовке, то выбирается тема, курс уже совершенно конкретный. Скажем, "обслуживание в сфере общественного питания". Здесь также нужна подготовка по отдельным элементам самых разных предметов – математика, иностранные языки, навыки делового письма и общения.

Уже несколько лет, как эта реформа поэтапно претворяется в жизнь – в адаптивной, накопительной форме. Ежегодно школы страны проводят у себя "период тематического обучения", который длится несколько недель. И этот сегмент постепенно увеличивается. Полностью перейти на новую систему образования планируется к 2020 году. 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОО ПО-ФИНСКИ

В чем цель такой модели преподавания, которую специалисты называют проблемно-ориентированным обучением (ПОО)?

Объяснения дает профессор педагогической психологии в университете Хельсинки Кирсти Лонка: "Раньше обучение всегда подразумевало изучение определенных предметов и запоминание огромного количества фактов, например, грамматики или арифметики, – к этому добавлялись другие предметы, например, обществоведение. Но в реальной жизни наш мозг ведет себя иначе – мы не мыслим в категориях отдельных предметов, наша мыслительная деятельность носит характер синтетический или холистический. А если задуматься о проблемах современного мира – глобальные кризисы, миграция, экономика, "эпоха постправды", – выясняется, что мы не готовим наших детей к столкновению с этим новым интеркультурным миром. Я считаю, что было бы серьезной ошибкой внушать нашим детям, что они будут жить в простом и понятном мире, и что если они заучат определенное количество фактов, то всё будет в порядке. Мы хотим учить их думать, учить их понимать - именно это и есть самое важное в нашей системе. Это также приносит учащимся удовольствие и ощущение полноты и счастья жизни".

Есть, однако, у этой системы и скептики, критики. Имеются опасения, что получаемые таким образом знания не будут достаточно системными, глубокими для тех, кто захочет потом перейти к высшему образованию. К тому же групповой метод обучения увеличивает разрыв между менее и более способными учащимися (пассивность одних и активность других сглаживаются усредненными результатами, представленными группой). А ведь Финляндия всегда гордилась тем, что в прошлом этот разрыв был минимальным.

Объективно говоря, подобные эксперименты не новы, сто лет назад они уже были. В том же СССР в 20-е годы проектный метод, бригадный метод обучения использовались очень широко. Результаты были плачевными - безграмотность и очковтирательство, замаскированные идеологической трескотней. После чего пришлось вернуться к привычной классно-урочной системе (при ее разворачивании и совершенствовании большевики использовали разработки кадетов – Партии конституционных демократов).

Есть и совсем свежие негативные примеры. В 2014-2016 годах метод ПОО испытывался в 24 британских школах на учениках разных уровней способностей в возрасте 10-11 лет. Правда, многие из школ вышли из эксперимента, не закончив его. У них не хватило ресурсов на реализацию. Так что чистота эксперимента оказалась нарушенной. Но его сохранившиеся осколки показали, что ПОО, якобы, не оказало позитивного воздействия на уровень грамотности учащихся и на их мотивацию при обучении и посещении школы. 

Однако в Финляндии по-прежнему считают эксперимент необходимым. Какие есть основания для этого? 

Меняющийся мир постправды.
Европа, которую меняет иммиграция.
Жизнь, преобразуемая высокими технологиями, прежде всего информационными. 

Те, кто проводят эксперимент, считают, что просто нужно определить оптимальное соотношение компонентов – основ фундаментальных знаний и прикладного проектирования, групповой работы и индивидуальной, числового оценивания и морального поощрения и т.д.

И еще... В Финляндии об этом не говорят, но, возможно, именно это является одним из факторов, поощряющих к эксперименту.

В последние годы в рейтинге PISA Финляндия перестала занимать самые высшие строчки. К традиционным соперникам с Востока (Сингапур – лидер подсчета 2015 года по всем трем позициям; Гонконг – второй в Reading и Maths), потеснившим их, добавились европейские соседи, прежде всего Эстония. Правда, финские ответственные лица говорят, что о рейтингах и подсчетах вообще не думают. Но, возможно, при этом немного лукавят и все-таки хотят вновь оказаться на самом верху списка, как это было в "нулевых".

Кстати, в подсчете рейтингов PISA в 2018 году впервые примет участие Украина. Очень интересно будет узнать, на каком месте окажемся.

Олег Кудрин, Рига.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-