ОБСЕ: трудности с консенсусом

ОБСЕ: трудности с консенсусом

Аналитика
503
Ukrinform
Позиции Москвы и членов ОБСЕ расходились уже давно. Ныне РФ винит во всем «украинский конфликт»

Первые дни июля Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, оказалась заложницей принципа, на котором базируется – необходимости принимать все решения консенсусом. К нему никак не могли прийти все 57 членов – стран Европы, Центральной Азии и Северной Америки. На этот раз в вопросе кадровых назначений.

Вряд ли кого-то удивит, что основная проблема возникла в расхождении позиций России и других членов. Хотя были в беспрецедентной для ОБСЕ ситуации – практически 2 недели, с 1 июля, оставались вакантными несколько руководящих постов – и другие подводные камни.

Себастьян Курц / Фото:  ‏@MFA_Ukraine

В начале этой недели в ходе неформальной встречи глав внешнеполитических ведомств (на которой, к слову, российский министр Сергей Лавров присутствовал, а министры США, Великой Британии, Германии и Франции – нет) наконец удалось согласовать кандидатуры. «Несмотря на массированную потерю политического доверия, нам все же удалось достичь согласия по заполнению лидирующих позиций в организации», – выдохнул с облегчением действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц.

Впрочем, состоятся ли назначения, мы узнаем лишь 18 июля.

ПРОЦЕДУРА МОЛЧАНИЯ

На своем заседании в Вене в среду Подготовительный комитет и Постоянный совет ОБСЕ официально подали главам МИД 57 стран-членов кандидатуры на заполнение 4 руководящих постов в Организации.

На пост генерального секретаря выдвинули бывшего постоянного представителя Швейцарии при ОБСЕ Томаса Гремингера, на главу Бюро по вопросам демократии и правам человека – экс-министра иностранных дел Исландии Сольрун Гисладоттир, на верховного комиссара по делам национальных меньшинств – экс-генсекретаря ОБСЕ итальянца Ламберто Заньера, на представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ – бывшего лидера французской Социалистической партии, экс-госсекретаря по европейским вопросам МИД Франции Арлема Дезира.

До полудня 18 июля в ОБСЕ будет соблюдаться «процедура молчания». Это означает, что если до этого времени правительства всех 57 стран «промолчат», не выдвинут своих возражений, назначения состоятся. До этого времени комментариев на официальном уровне от чиновников, связанных с ОБСЕ, можно не ждать. Как сказали в беседе с корреспондентом несколько членов разных национальных делегаций, все страны внимательно отслеживают реакцию других и не хотят «срыва процесса». Тем более, что консенсус был достигнут после долгих препирательств.

Кандидатура Гремингера, например, «подвисла», поскольку другие страны, в обмен на согласие утвердить устраивавшего всех политика, требовали уступок по «своим» кандидатурам. В частности, по данным швейцарской прессы, французы хотели непременно видеть представителем по вопросам свободы СМИ Дезира, но воспротивились ряд стран, в первую очередь – Россия. В ответ французы пригрозили заблокировать кандидатуру Гремингера и Гисладоттир заодно.

Фото: Twitter Kate Marie Byrnes

В итоге возникла идея «пакетного» голосования, которую особенно отстаивали США. Временный поверенный в делах Кейт Бирнс сказала в разгар дебатов: «Существует реальный риск того, что ОБСЕ будет подрываться и нивелироваться изнутри путем попыток ослабить ее институциональную целостность посредством вызовов установленным правилам и процедурам или лишением ее необходимых ресурсов и персонала».

Против идеи США выступала Москва, которая требовала рассматривать каждую кандидатуру в отдельности.

Перелом произошел после визита Лаврова в Париж 6 июля. Поговаривают, что глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан смог убедить российского коллегу согласиться с кандидатурой Дезира и одобрить остальных за компанию.

Очевидно, Курц имел в виду эту изменившуюся позицию Москвы, когда хвалил Лаврова. «Это предложение мы могли политически согласовать ... (Российский) министр иностранных дел (Сергей) Лавров сыграл очень конструктивную роль», – сказал тогда Курц.

НОВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ

Итак, новым, 6-м по счету генеральным секретарем очевидно станет швейцарский дипломат Томас Гремингер.

В его биографии в интернете значится, что родился он в 1961 году. В университете Цюриха изучал историю и политологию. Во время прохождения службы в армии дослужился до звания старшего лейтенанта в генштабе швейцарских вооруженных сил. Дипломатическую карьеру начал в 1990 году и занимал различные руководящие должности в МИД Швейцарии, в том числе работал заместителем начальника отдела по политическим вопросам и руководителем Центра компетенции по вопросам мира, прав человека, гуманитарной и миграционной политики. В последние годы был постоянным представителем Швейцарии при ОБСЕ.

Томас Гремингер

Кандидат исторических наук Томас Гремингер живет в Берне и имеет четырех дочерей. Увлекается горным велосипедом, современной и классической музыкой и фотографией.

Для Украины представляет интерес то, что Швейцария председательствовала в ОБСЕ, а Гремингер руководил Постоянным Советом Организации в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и начала агрессию на Донбассе. И именно он на переговорах в Вене убедил Киев и Москву допустить в зону боевых действий наблюдательную миссию ОБСЕ, дабы предотвратить неконтролируемую эскалацию насилия.

«Это была одна из самых сложных задач из всех, с которыми мне приходилось сталкиваться в моей карьере», – вспоминал впоследствии дипломат. Сегодня миссия насчитывает 700 человек. Будет ли она увеличена и наделена дополнительными полномочиями, от генерального секретаря напрямую не зависит (вспомним о принципе консенсуса), но поспособствовать он этому будет в состоянии.

«Томас Гремингер – опытный и способный дипломат, который отлично справился со швейцарским председательством в ОБСЕ в 2014 году. Он, безусловно, привержен принципам и целям ОБСЕ и мандатам, предоставленным ей для поддержки и осуществления таких миссий как Специальная мониторинговая миссия в Украине. Основываясь на своем многолетнем опыте в вопросах деэскалации, построения мостов доверия, как представитель нейтральной страны, он будет служить ОБСЕ в рамках согласованных обязательств и норм, а не отдавать особые предпочтения отдельным государствам-участникам ОБСЕ», - высказал свое мнение в комментарии Укринформу эксперт берлинского фонда «Наука и политика», специалист в области международной безопасности Вольфганг Рихтер, в 2005-2009 гг. возглавлявший военную секцию Постоянного представительства ФРГ при ОБСЕ в Вене.

Сам Гремингер свято верит в «потенциал инструментов и платформ ОБСЕ» в преодолении кризисов, противодействии терроризму и экстремизму, призывает всех осознать это. И считает, что «ОБСЕ нуждается в политических импульсах».

КРИЗИСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В КРИЗИСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе переживает, прямо скажем, не лучшие свои времена. Кто-то желает винить в этом преимущественно украинский кризис.

Вот и действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Австрии Себастьян Курц заявил в минувший вторник в Мауэрбахе, что рядом с Веной: «Кризис в Украине и вокруг нее расколол наш континент. У нас образовался кризис доверия между государствами-участниками ОБСЕ. Мы разделяем одни и те же цели и ценности, мы должны говорить о них, чтобы мы могли преодолеть наши разногласия».

В конце прошлого года в том же духе высказывался бывший уже генсек организации Ламберто Заньер. Он говорил о «расколе в ОБСЕ» в связи с украинским конфликтом.

«Мы должны бороться с массивной потерей доверия в ОБСЕ. Прежде всего, нам нужно руководство... Это было большая проблема за последние несколько месяцев, я мог бы даже сказать, лет», – сказал Курц.

Но на самом деле кризис наблюдался вовсе не последние 2 недели и не несколько месяцев и даже лет, а уже с начала 2000-х, как минимум.

ОБСЄ

Если посмотреть в открытых источниках протоколы, то выясняется, что позиции Москвы и остальных членов (подавляющего большинства, по крайней мере) расходились уже давно. Так, начиная с 2003 года, в связи с конфликтом между Россией и рядом стран-членов ОБСЕ (в том числе и по вопросу присутствия российских войск в Приднестровье), например, не принимались политические декларации. Москва их блокировала. В 2004 году российская сторона предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ – создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами. А потом Россия на саммите СНГ еще и обвинила ОБСЕ за ее спиной в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Несколько месяцев после этого РФ блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявив о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В 2006 году российский министр иностранных дел Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода России из ОБСЕ, «если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику». Перечень можно продолжить...

Так что события, начавшиеся в 2014 году – отнюдь не основная причина кризиса, переживаемого ОБСЕ. А война на Донбассе, напротив, даже придала ей новый импульс, взбодрила и вывела «подзапылившуюся» структуру в первые ряды активных участников процессов на континенте. И сейчас, говоря об урегулировании, выполнении Минских договоренностей, все (по крайней мере, на Западе) неизменно благодарят Специальную мониторинговую миссию за ее роль по контролю над ситуацией и отмечают – в каких опасных условиях вынуждены работать ее отважные 700 наблюдателей.

Ольга Танасийчук, Берлин.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-