Кризис вокруг КНДР: война снова откладывается

Кризис вокруг КНДР: война снова откладывается

561
Ukrinform
Как США, Китаю и России удалось найти временный компромисс и оформить его в виде резолюции Совета Безопасности ООН

5 августа Совет Безопасности ООН неожиданно одобрил усиление санкций против КНДР. Неожиданно, потому что на этот раз Китай и Российская Федерация тоже голосовали «за».

Суть резолюции Совета Безопасности, предложенной США, в том, что в результате новых санкций КНДР должна потерять доходы от экспорта на один миллиард долларов. Это около трети всей экспортной выручки страны. Речь идет, в частности, о запрете экспорта Северной Кореей угля, стали и железной руды, свинца и свинцовой руды, а также морепродуктов. Резолюция также предусматривает запрет для западных фирм создавать новые совместные предприятия с северо-корейскими компаниями и вкладывать капиталы в уже существующие проекты. Кроме того, станут более жесткими правила на импорт технологий, которые могут использоваться в КНДР для изготовления товаров двойного назначения. «Ценой, которую руководство Северной Кореи заплатит за продолжение развития ядерной и ракетной программ, станет потеря трети экспорта страны. Это - самый суворый набор санкций в отношении любой страны на протяжении поколения», - так охарактеризовала во время заседания Совета Безопасности новые санкции против КНДР постоянная представительница США при ООН Никки Хейли.

UN Photo/Kim Haughton

Единогласное принятие этой резолюции означает, что США уступили в том, что на какое-то время снимают свою угрозу разрешить кризис военным ударом по КНДР, заменив его еще большим ужесточением экономических санкций, а Россия и Китай согласились усложнить жизнь северо-корейскому режиму. Кто больше выиграл от такого компромисса?

Вопрос пока без ответа. Его мы узнаем через некоторое время – несколько месяцев или даже несколько лет. Если КНДР реально откажется от ядерной и ракетной программ (хотя таких официальных заявлений мы от Пхеньяна не дождемся), тогда США могут считать себя победителем. Если же не откажется, и американцам таки придется разрешать кризис военным ударом, тогда нынешний компромисс будет лишь оттягиванием неизбежного, а следовательно, очень вероятно, что жертв войны тогда будет еще больше, чем если бы она началась уже сегодня.

Впрочем, вполне возможно, что до войны США и КНДР дело никогда и не дойдет, потому что режим Ким Чен Ына капитулирует без нее. Но это произойдет лишь в том случае, когда режим реально, а не на словах, потеряет поддержку Пекина и Москвы.

Очевидно, что главной целью России и Китая является сохранение действующего режима в Пхеньяне как постоянной проблемы для США и их союзников в регионе (Южной Кореи и Японии). Война однозначно будет означать крах Ким Чен Ына с компанией, вопрос только в том, сколько людей погибнет при этом. А нет войны – эта компания будет держать власть и дальше. Для США главным является обеспечение безопасности своих союзников, а с недавних пор, когда в КНДР появились межконтинентальные ракеты и ядерные заряды, и самих себя от военной агрессии северо-корейского режима. Пока что США могут решать эту задачу и без того, чтобы задействовать свою армию на полную мощность. Другими словами, американцы еще могут подождать, поэтому они и пошли на компромисс и решили попробовать экономическим давлением вынудить Пхеньян отступить.

Россия же и Китай пошли на компромисс, потому что боялись и дальше блокировать ужесточение санкций против КНДР, рискуя тем, что у США может лопнуть терпение и они таки ударят всей мощью по Ким Чен Ыну. В таком случае Москва и Пекин оказались бы в очень тяжелом положении: защищать КНДР военной силой они не решатся (как когда-то СССР помогал Вьетнаму), а военная победа США (она неизбежна, если будут воевать армии только США и только КНДР) на границе Китая и России будет означать для последних грандиозное геополитическое поражение с непредсказуемыми негативными последствиями. Поэтому и вынуждены они согласиться на экономические сложности для КНДР. Особенно это неприятно для Кремля, который провозглашает санкции принципиально неприемлемым методом ведения международной политики (имея, конечно, в виду санкции Запада против себя), а здесь поддерживает санкции против другого государства.

Однако вот вопрос: а можно ли вообще подавить такой политический режим, как сейчас в КНДР, только с помощью экономических средств, если за его спиной маячат такие государства, как Китай и Россия? Очевидно, что нет. То есть, для США проблема отношений с КНДР неразрывно связана с проблемой отношений с Китаем и Россией. Разделить их, сделав Китай и Россию союзником в отдельном вопросе относительно ядерной и ракетной программ КНДР, США не смогли, хотя такие надежды в администрации Трампа явно были еще три - четыре месяца назад. Трамп почему-то посчитал, что Пекин ради хороших отношений с США, которые дают ему миллиарды и миллиарды от двусторонней торговли и экономического сотрудничества, пожертвует даже не каким-то там Ким Чен Ыном, а только его ракетами. Кроме того, считал Трамп, Китай не может хотеть, чтобы у него под боком появилась новая ядерная и ракетная держава, которая тогда сможет шантажировать не только США или Японию, но и его тоже. А Китай посчитал иначе. При таком раскладе Ким Чен Ын может чувствовать себя более-менее уверенно.

Является ли потеря трети валютной выручки смертельной для северо-корейского режима? Вряд ли. Во-первых, потери от запрета торговать углем или рудой можно попробовать частично компенсировать торговлей в других отраслях. Во-вторых, есть немало способов обойти запрет, опять же – частично, если продавец (КНДР) и покупатель (Китай) этого очень захотят. В-третьих, бремя потери будет положено отнюдь не на тех в КНДР, кто там принимает государственные решения, в частности относительно ракет и ядерного оружия. Кроме того, мы на самом деле мало что знаем о реальном состоянии дел в экономике КНДР, то есть, какой еще запас прочности у нее есть. Вот, к примеру, в 2016 году ВВП Северной Кореи, несмотря на экономические санкции, вырос на 3,9% - это рекордный показатель с 1999 года. И основными причинами роста стало увеличение объемов продукции горной промышленности, в частности, добычи угля, а также энергетики, химической промышленности, сельского хозяйства и рыболовства. Страна на 4,6% увеличила свой экспорт - до 2,8 миллиарда долларов, импорт - на 4,8 процента, до 3,7 миллиарда долларов. Крупнейшим торговым партнером Пхеньяна, как и прежде, остается Китай. Все эти данные обнародовал Центробанк Южной Кореи, КНДР данных о своей экономике никогда не разглашает.

Как видим, пока нет оснований надеяться на близкую экономическую катастрофу, которая сметет политический режим в Пхеньяне. И Китай, и Россия сделают все возможное, чтобы этого не произошло. Итак, США для успеха своей политики в отношении КНДР надо сначала «разобраться» с Пекином и Москвой. А это, понятно, не легкое и не быстрое дело.

Юрий Сандул. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-