Европейская "облачность" над Польшей

Европейская "облачность" над Польшей

440
Ukrinform
Варшава сильно рискует ослабить свои позиции в ЕС, в частности утратить влияние на принятие важных решений

Отношения официальной Польши с Еврокомиссией, а также отдельными европейскими странами, в частности наиболее влиятельными Францией и Германией, переживают этап повышенной турбулентности. Перечень разногласий по многим вопросам между Варшавой с одной стороны и Брюсселем, Парижем и Берлином с другой, не сокращается, проблемы продолжают нарастать, а риторика обостряться.

Польшу, где правит партия "Право и Справедливости" (PiS) Ярослава Качиньского, уже давно ставят в один ряд с Венгрией Виктора Орбана как пример страны, где демократия находится под угрозой. Что дальше?

МАКРОН И САНКЦИИ

У новоиспеченного президента Франции Эммануэля Макрона с Польшей как-то сразу не сложилось. Еще на этапе избирательной кампании Варшава, рядом с Москвой, стала основным объектом критики со стороны будущего президента Пятой республики. Тогда Макрон, к слову, совсем не заслуженно, называл Ярослава Качиньского другом националистки Ле Пен и президента России Путина, обвинял Польшу в нечестной конкуренции на внутреннем европейском рынке и в случае избрания президентом обещал ввести санкции против Варшавы. Этими заявлениями он изрядно озадачил польских провластных политиков, которые откровенно не ожидали таких острых выпадов.

Уже после избрания Макрона президентом польский президент Анджей Дуда заявлял, что Макрон должен будет немало потрудиться над тем, чтобы восстановить к себе доверие в Польше. После этого президент Франции несколько раз говорил с Дудой и премьером Беатой Шидло, но своего мнения не изменил. Наибольшие претензии Макрона к Польше за то, что Варшава не соглашается на пересмотр европейской директивы ЕС об уравнивании условий труда между работниками всех стран ЕС, настаивая, что позиция Польши ведет к социальному демпингу и недобросовестной конкуренции на рынке труда.

Макрон
Эммануэль Макрон

Недавно он совершил турне по странам Восточной Европы, посещая Австрию, Чехию, Словакию, Румынию и Болгарию, будто показательно минуя Польшу. В ходе этого турне он заявил, что Польша, отказываясь сотрудничать по многим вопросам в рамках ЕС, сейчас находится на пути к самоизоляции в Европе, а польский народ заслуживает лучшей власти. На это сразу ответила польский премьер Шидло, подчеркнув, что Польша не находится в изоляции в Европе и не имеет конфликтов с другими странами Европы. Но Макрон идет дальше. В последнем интервью для французского еженедельника "Le Point" он вновь раскритиковал польское правительство за отказ от европейской солидарности и нарушение демократических стандартов в стране. Он также подчеркнул, что Польша не является представителем стран Восточной Европы. Этим он, наверное, больше всего бьет по самолюбию Варшавы, которая издавна выстраивала позицию регионального лидера и представителя интересов стран Восточной Европы в ЕС.

Ради справедливости стоит отметить, что отношения Варшавы и Парижа начали портиться не только с приходом Макрона в Елисейский дворец. Признаки охлаждения появились еще в прошлом году, когда Варшава неожиданно отказалась от уже фактически подписанного контракта на покупку у Парижа 50 военных вертолетов типа Сaracal на гигантскую сумму – 13,5 миллиарда злотых (более 3 млрд евро). Польша тогда объясняла срыв контракта тем, что французская сторона не соглашалась на условия польского правительства. Тогдашний президент Франсуа Олланд из-за это отказался от проведения саммита "Веймарского треугольника", который должен был состояться во Франции.

Сейчас ничто не указывает на то, что отношения между Варшавой и Парижем в ближайшее время должны были бы улучшиться. Скорее всего, и дальше будут слышны выпады Франции против Польши и наоборот.

МЕРКЕЛЬ И РЕПАРАЦИИ

Отношения между Польшей и Германией развиваются несколько по иному сценарию, чем с Францией, хотя и на линии Варшава–Берлин уже появились признаки охлаждения. Польша и Германия просто не могут себе позволить какую-то откровенную конфронтацию учитывая соседство и широкие экономические контакты. Товарообмен между странами в 2016 году стал рекордным за всю историю и составил более 100 млрд евро, а для Польши Германия - первый экономический партнер.

Едва ли не самым большим камнем преткновения между Польшей и Германией сейчас стало отношение к приему беженцев с Ближнего Востока. Канцлер Ангела Меркель активно выступает за квотное распределение беженцев между странами Сообщества и лоббирует этот вопрос в Брюсселе. А Варшава находится в авангарде стран, которые категорически выступают против этого, предлагая альтернативные решения, в частности оказание гуманитарной помощи беженцам в лагерях вблизи зоны конфликтов.

Как аргумент против приема беженцев в Европе, Варшава приводит примеры терактов с участием выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки в тех же Германии и Франции. Впрочем, позиция Варшавы в этом вопросе довольно слабо воспринимается властными кругами в Берлине. В ответ Варшава активно критикует Берлин за нарушение энергетической солидарности в ЕС и попытки пролоббировать в Брюсселе разрешение на дальнейшую реализацию совместно с Россией проекта газопровода "Северный поток-2".

В августе политики правящей в Польше партии PiS выступили с инициативой выдвижения требований к Германии о выплате Берлином репараций Польше за потери во Второй мировой войне, а премьер Шидло довольно неожиданно поддержала эту инициативу. Эксперты бундестага подготовили заключение, гласящее, что после "Договора 2+4" у Польши нет правовых оснований для таких требований, да и срок давности истек. Официальный Берлин пока не делал заявлений в связи с этим, однако, можно предположить, что немецкие политики не в восторге от появления этого вопроса в двусторонних отношениях.

Ангела Меркель
Ангела Меркель

До сих пор Меркель, в отличие от Макрона, пыталась избегать резких обвинений в адрес Варшавы. Впрочем, канцлер, которая уже через несколько недель четвертый раз подряд поборется вместе со своим ХДС за победу на парламентских выборах в ФРГ, недавно чуть ли не впервые выступила с откровенной критикой в адрес Польши. Она отметила, что не может дальше молчать о нарушениях норм верховенства права над Вислой. По ее словам, нельзя единство ЕС строить за счет верховенства права, таким образом в споре Еврокомиссия-Польша откровенно становясь на сторону Брюсселя.

Несмотря на то, что политики польского провластного лагеря призывают воспринимать это заявление Меркель в рамках предвыборной риторики, для многих это стало сигналом о том, что Германия наконец, окончательно примкнула к лагерю тех, кому не нравится политика нынешнего польского правительства. Это не сулит ничего хорошего Польше на внешней арене, кроме дальнейшего ослабления ее позиций в Европе.

"ВОЙНА" ВАРШАВЫ И БРЮССЕЛЯ

Отношения Еврокомиссии и нынешней польской власти издавна, мягко говоря, прохладны. Брюссель активно критикует Варшаву за нарушение демократических стандартов. Еще в начале 2016 года Брюссель ввел в отношении Варшавы механизм оценки состояния верховенства права за принятие в Польше довольно противоречивого закона о Конституционном суде Польши, предостережения к которому имела "Венецианская комиссия".

Дальнейшие внутренние реформы в Польше партии Качиньского лишь углубляли разницу взглядов между Еврокомиссией и Польшей. Очередное обострение произошло летом этого года после быстрых шагов польской власти по существенным изменениям в системе судопроизводства, что вызвало значительные общественные протесты в Польше. В конце июля, даже несмотря на вето Дуды на два из трех законов об изменениях в системе судопроизводства, Брюссель, фактически, поставил Варшаве ультиматум: в течение месяца представить свои предложения по решению проблем судебной системы страны. В противном случае Еврокомиссия пригрозила Варшаве применением 7-й статьи договора ЕС, предусматривающей наложение санкций на страну-члена Сообщества.

Франс Тіммерманс / Фото: www.themalaysianinsider.com
Франс Тиммерманс / Фото: www.themalaysianinsider.com

Накануне вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс заявил в Европарламенте, что ответ Варшавы на июльские рекомендации Брюсселя о соблюдении страной норм верховенства права не удовлетворяет европейских чиновников. Следовательно, дальнейшие шаги Брюсселя в отношении Варшавы будут зависеть от коллегиума еврокомиссаров. Обмен критическими письмами на линии Варшава-Брюссель уже давно стал печальной практикой в общении обеих сторон.

Понятно, что официальная Варшава отвергает все обвинения. Правящая партия подчеркивает, что действует в рамках закона и нормальных демократических процедур, а победа в парламентских выборах осенью 2015 года дает ей мандат на осуществление перемен, обещанных избирателям.

Активность Брюсселя на польском направлении Варшава оценивает в категориях абсолютно необоснованного вмешательства во внутренние дела демократической страны. Польша также отвергает обвинения в евроскептицизме. Польские правящие политики отрицают, что PiS якобы хочет вывести страну из ЕС. Наоборот, президент и глава правительства подчеркивают необходимость единства ЕС в свете внешних и внутренних угроз и необходимость не допустить появления Европы "нескольких скоростей".

И тут польские политики не лукавят: мыслей о выходе из ЕС и вправду нет. Пока. Сейчас подобные инициативы вообще были бы самоубийством для власти, ведь большинство польского общества (не менее 80%) поддерживает членство страны в Евросоюзе.

Тем не менее, Варшава критикует нынешний способ функционирования структур ЕС и настаивает на необходимости коренных внутренних изменений в Сообществе. С точки зрения окружения Качиньского, необходимо ограничить влияние евробюрократов на процессы в странах Сообщества и увеличить роль национальных правиельств в принятии решений в Брюсселе.

В ЛОВУШКЕ СОБСТВЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ?

Очевидно, что пока поддержка PiS в польском обществе будет оставаться высокой, как сейчас (примерно 40%), а макроэкономическая ситуация в стране – стабильной, правящие элиты в Польше могут себе позволить споры с Брюсселем, Парижем и Берлином. В краткосрочной перспективе это даже может усилить позиции партии Качиньского внутри страны как политической силы, которая отстаивает национальные интересы.

Однако в дальнейшем Варшава стоит перед угрозой потери ключевых союзников, даже ближайших по "Вышеградской группе". Пока Варшава убеждена в единстве "четверки" и поддержании позиции Варшавы со стороны этих стран. Но это может измениться.

Например, Чехия и Словакия, - а визит Макрона в этой страны это дополнительно подтверждает, - на каком-то этапе могут просто признать, что союзничество с Польшей им менее важно, чем хорошие отношения с Брюсселем и ключевыми западными столицами.

Віктор Орбан
Виктор Орбан

И тогда союзником Качиньского останется лишь Виктор Орбан. Именно на вето Венгрии надеется Качиньский, если дело дойдет до возможных европейских санкций против Польши. Впрочем, многие эксперты считают, что хотя Орбан и его однопартийцы из "Фидес" сейчас декларируют свою поддержку Варшаве и обещают заблокировать в ЕС любое антипольское решение, до конца на это надеяться нельзя. Орбан – хитрый и опытный политик, и он "остро" будет играть лишь до тех пор, пока это не будет угрожать лично ему и его политической позиции в Венгрии и Европе. В окончательном варианте он также может отказаться от поддержки польских партнеров.

Оставаясь наедине со своими взглядами, без достижения компромиссов в определенных вопросах с ключевыми партнерами по ЕС, Варшава рискует сильно ослабить свои позиции в ЕС, в частности утратить влияние на принятие важных решений. В таком случае "Европа нескольких скоростей", где Варшава будет вне основного ядра ЕС, может стать свершившимся фактом.

Все это – уже добрая весть для России, но не совсем – для Украины. Москва давно "играет" на ослабление Варшавы в Европе, ведь именно благодаря ее упорной позиции в Брюсселе Россия все еще не может быть уверена в успешной реализации проекта "Северный поток-2" и отмене европейских санкций за оккупацию Крыма и дестабилизацию Донбасса. Для Украины, даже несмотря на определенные споры в исторической плоскости, Польша есть и в дальнейшем останется ключевым союзником в ЕС и вне Сообщества, в чем Киев уже не раз убеждался. Поэтому, остается надеяться, что "облачность" в отношениях Варшавы с ключевыми западными столицами будет преодолена без значительных потерь и в недолгой перспективе.

Юрий Банахевич, Варшава.

Заглавное фото: EPA / TOMASZ GZELL

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-