Чем меньше министров, тем лучше. Молдова сокращает чиновников

Чем меньше министров, тем лучше. Молдова сокращает чиновников

Аналитика
392
Ukrinform
Половина госслужащих лишится должностей, но оппозиция остерегается "дележа портфелей"

В начале 2017 года, когда в Молдове (в который уже раз!) заговорили о  необходимости коренного реформирования центральных органов власти, в том числе и о сокращении "раздутого" чиновничьего аппарата, правительственную инициативу восприняли весьма скептически. Поговорят, дескать, как это не раз случалось за годы независимости, да и забудут. Не забыли.

Весной правительством было принято решение о сокращении почти вдвое количества министерств (с 16 до 9), и в начале лета парламент новую структуру правительства утвердил, а спустя всего месяц, в июле 2017-го в правительстве приступили к практической реализации поставленной несколько ранее задачи. Без красочных слов о реформах и привычной для таких процедур помпезности. Как говорится, без особого  "шума и пыли".

ПРЕЗИДЕНТ ТОЖЕ "ЗА", А ОППОЗИЦИЯ – "ПРОТИВ"

Надо отметить, что президент Молдовы Игорь Додон также не стал противиться реформе правительства, подписав без проволочек соответствующий закон, несмотря на то, что его сторонники из Партии социалистов называют правительственную реформу не иначе как популизмом. Однако, сокращение почти на 50% не только количества министерств, но и работающих там чиновников с определением "популизм" как-то не вяжется.

Фото: ziarulnational.md
Фото: ziarulnational.md

Другая же часть молдовской оппозиции, в частности, внепарламентские партии, усмотрели в реформе свои, оппозиционные аспекты: по их утверждениям, это не что иное, как "дележ портфелей между пропрезидентской Партией социалистов и правящей Демократической партией под руководством Влада Плахотнюка" накануне предстоящих в 2018 году парламентских выборов. При этом, заподозрить президента  Игоря Додона в симпатиях к  лидеру Демократической партии Владу Плахотнюку было бы необъективным. Где-то даже наоборот. Разногласия между оппозиционными пророссийскими социалистами и правящими проевропейскими демократами все больше и больше накапливаются, а противостояние увеличивается. И еще одно тому подтверждение – недавний запрет президента на участие молдовских военнослужащих в международных учениях в Украине и его отказ назначить министром обороны человека, выдвинутого правящей коалицией.

СТАВКА НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Возвращаясь к осуществленным реформам, следует отметить, что процедура реформирования (читай – сокращения) центральных органов власти – весьма болезненное для большинства чиновников "хирургическое" вмешательство. По предварительным данным, обнародованным правительственной пресс-службой, количество чиновников в министерствах сокращается более чем в два раза. И это только в министерствах. В самом центральном аппарате правительства своих кресел лишатся около 30% функционеров. И это при том, что не обнародованы пока данные о том, сколько чиновников покинут насиженные "тепленькие места" в государственных  агентствах и департаментах, которые также претерпели существенные структурные изменения.

Фото с сайта moldova.org
Фото с сайта moldova.org

Премьер-министр Молдовы Павел Филипп, отметил, в этой связи,  что реформа правительства – это не просто рутинное сокращение министерств, а первый шаг к реформе всей системы государственного управления, конечная цель которой – повышение эффективности работы органов государственной власти. Ставка, по словам главы молдовского правительства, делается не на количество госслужащих, а на качество их работы и профессионализм. Без реформы, убежден премьер, продвижение Молдовы вперед невозможно.

Весьма существенно и то, что ставка сделана не только на профессионализм, но и на финансовую составляющую реформы. Сэкономленные за счет сокращения госаппарата финансовые средства (около полумиллиона евро в год) будут направлены, прежде всего, на существенное увеличение оплаты труда государственных служащих. По предварительным расчетам, средняя заработная плата в министерствах составит чуть более 500 долларов. А значит, и спрос с чиновников будет двойной, и ответственность будет повышена. Есть предпосылки к тому, что со временем с постоянными "перекурами" и "кофе-паузами" придется распрощаться. В противном случае, любой "перекур" и чашечка кофе в рабочее время может стоить теперь уже в буквальном смысле "дорогого" рабочего места в государственном аппарате.

ТЕСТ НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ

При этом за будущие места в министерствах и в самом правительстве еще придется побороться. Само сокращение и набор новых кадров будет производиться не по принципу "одних увольняем, а других оставляем". До завершающего этапа реформы, который наступит в конце октября, во избежание всевозможных обид "с последствиями",  каждый из государственных чиновников пройдет так называемый тест на профпригодность. И только специальная комиссия, которую возглавляет экс-глава Центризбиркома, а ныне руководитель правительственного Центра по имплементации реформ Юрие Чокан, вправе будет определить, кто останется на государственной службе, а кто вынужден будет поискать свое собственное "я" в других структурах, в том числе и частных.

Всем провалившим тест чиновникам будет выплачена соответствующая, согласно законодательству, денежная компенсация. (Сокращение предусматривает выплату зарплаты за три месяца. Сейчас средняя зарплата чиновника – 5-6 тыс. леев, это 250-300 євро. Соответственно "отступные" составят – 750-900 евро).

В настоящее время уже завершается конкурс на замещение вакантных должностей государственных секретарей, которые заменят в министерствах бывших заместителей министров.

Таким образом, из 2053 чиновников к концу октября, когда под реформой правительства будет подведена черта, в оставшихся девяти министерствах будут работать 1158. К примеру, в министерстве финансов вместо 540 человек останутся 298, в МВД – из 158 выберут лишь 93, а в министерстве юстиции будут работать лишь 90 человек (раньше там трудились 158 чиновников).

Фото: deschide.md
Фото: deschide.md

По мнению экономического аналитика Романа Киркэ, эффективность работы будущего государственного аппарата будет основываться, прежде всего, на стараниях и стремлении самих чиновников к профессиональному росту. А там, где есть стремление совершенствованию, там всегда, по его словам, высока самоотдача и осознание того, что, чем меньше человек будет работать над повышением своего профессионального рейтинга, тем выше вероятность того, что на следующих конкурсах он останется невостребованным.

О результатах реформы, и о том, как она отразится не только на эффективности работы государственных институтов, но и на  экономике страны, судить преждевременно. Тем более, что это только первый шаг, за которым последует второй, не менее ответственный и амбициозный – реформа органов местного самоуправления, к работе которых у граждан накопилось весьма и весьма много весьма конкретных вопросов.

Зинаида Гурская, Кишинев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-