«Военный Шенген»: почему танки НАТО и ЕС должны путешествовать без виз

«Военный Шенген»: почему танки НАТО и ЕС должны путешествовать без виз

430
Ukrinform
Насколько эффективными и мобильными будут ВС НАТО, если для перемещений по Европе им понадобятся недели

Проблема передислокации личного состава, военной техники, оборудования, боеприпасов вооруженных сил стран НАТО через государственные границы в Европе рассматривалась и была частично решена еще во времена «холодной» войны. Тогда «старые» члены Альянса имели четкие межгосударственные договоренности и стратегические планы, которые упрощали перемещение войск по Европейскому континенту на случай возможной войны Запада с блоком Варшавского договора во главе с СССР. Но после волн расширения НАТО в 2000-х годах, коренного реформирования ЕС вопросу трансграничной военной мобильности не уделялось должного внимания.

Фото: Flickr/NATO
Фото: Flickr/NATO

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС НЕЗЫБЛЕМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА

И только после оккупации Россией Крыма и вооруженной агрессии на Востоке Украины, постоянных российских провокаций вблизи восточных границ союзников, в Альянсе начали реагировать на потенциальную военную угрозу со стороны Москвы и развязанную гибридную войну.

Справка. В конце июня этого года НАТО завершило развертывание и обретение способностей для боевого применения четырех батальонных тактических групп на своем восточном фланге. Усиление военного присутствия и укрепление коллективной обороны в регионе стало ответом союзников на агрессию России против Украины, а также существующую угрозу со стороны Москвы для всего евроатлантического сообщества.

Группировка включает более четырех тысяч военнослужащих с вооружением и боевой техникой, включая танковые подразделения, артиллерию, разведку.

Военные контингенты и их штабы представлены вооруженным силами 15 стран НАТО: США, Британии, Канады, Франции, Германии, Италии, Испании, Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Дании, Румынии и Албании, Люксембурга и Словении.

К этой группировке следует добавить собственные вооруженные силы стран Балтии и Польши, а также контингенты Соединенных Штатов, которые находятся в регионе на основе двусторонних договоренностей с правительствами этих стран.

В 2014 году, после появления «зеленых человечков» в украинском Крыму, штаб-квартира НАТО направила запросы европейским союзникам с просьбой проинформировать о требованиях внутреннего законодательства относительно предоставления разрешений для пересечения государственной границы, перемещения и условий пребывания иностранных военных контингентов на территории страны.

Как оказалось, национальные законодательства стран-членов предусматривают разные процедуры и сроки получения соответствующих разрешений, прохождения паспортного и таможенного контроля военнослужащими из третьих стран, а также особые таможенные процедуры для военных грузов, включая вооружение и технику. В некоторых государствах этот процесс должен пройти через одобрение национальными парламентами; в других – процедура проще, но также требует несколько дней для согласования компетентными органами. А, например, по законодательству одной из стран НАТО, на ее территории могут находиться не более, чем 1600 военнослужащих.

И вообще, как отмечается, вопрос допуска иностранных военных (даже союзников по военно-политическому блоку), да еще и с техникой и оружием, на территорию другой страны является очень чувствительным и касается незыблемости национального суверенитета и исключительного права государства принимать решения в этой сфере.

Фото: Flickr/NATO
Фото: Flickr/NATO

ВОЕННЫЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ЕВРОПЕ ТАК БЫСТРО, КАК ЭТО ДЕЛАЮТ МИГРАНТЫ

Но насколько эффективными, мобильными для немедленной переброски и развертывания, а также оперативно совместимыми для ведения боевых действий будут вооруженные силы НАТО, если для выполнения ст. 5 о коллективной обороне Вашингтонского договора надо будет ждать решения парламентов, проходить таможенные контроли?

Следовательно, одним из первых проблему передвижения войск НАТО через границы союзников поднял бывший командующий Вооруженных сил США в Европе, трехзвездочный генерал Бен Ходжес. В американском экспертном сообществе и среди представителей военных элит дискуссия об этом идет уже несколько лет. Но она актуализировалась после активизации военной деятельности НАТО на своих западных флангах и в регионе Черноморского бассейна.

Генерал Ходжес назвал это «военным Шенгеном». То есть речь идет о принятии договоренностей между странами НАТО, а также Евросоюза об упрощенных процедурах пересечения границ военными контингентами союзников.

Американский генерал лично ощутил эту проблему, когда перемещался на вертолете между Болгарией, Румынией и Венгрией во время многонациональных учений НАТО Saber Guardian под руководством США. Тогда главнокомандующий американских войск в Европе, а также другие высокопоставленные военные НАТО были вынуждены проходить формальный паспортный дипломатический контроль. Также таможенному контролю был подвергнут и вертолет американского генерала. Возможно, это были чисто формальные процедуры, но они существуют, требуют определенного времени и документирования.

«Я хочу, чтобы мы могли передвигаться по Европе так же быстро, как это делают мигранты», – пошутил тогда Ходжес. По его убеждению, лучшим путем для развития трансграничной мобильности вооруженных сил НАТО должно стать создание так называемого «военного Шенгена».

Фото: Flickr/NATO
Фото: Flickr/NATO

В ЕС «ВОЕННЫЙ ШЕНГЕН» ПРОДВИГАЮТ НИДЕРЛАНДЫ

В Евросоюзе (и в Альянсе тоже) главной движущей силой такой инициативы выступают Нидерланды в лице министра обороны страны госпожа Жанин Хеннис-Плассхарт. В начале лета нидерландский министр внесла в Совет ЕС соответствующее предложение о создании «военного Шенгена». По сообщениям дипломатических источников, этот вопрос уже обсуждается в Совете ЕС, Европейской службе внешней деятельности и Европейском оборонном агентстве.

Также нидерландский чиновник подняла этот вопрос в начале лета на заседании министров обороны стран НАТО и обсудила проблему с генеральным секретарем Йенсом Столтенбергом.

Среди других членов ЕС и НАТО «военный Шенген» поддерживают страны Балтии и Польша, которые имеют непосредственные границы с Россией. Они, кстати, в одностороннем порядке уже упростили свои внутренние правила в отношении допуска иностранных войск на суверенную территорию. Но, как отмечает генерал Ходжес, процесс передислокации американских войск из Германии в Польшу может длиться до пяти дней – за столько необходимо предупредить польские органы и ждать разрешения.

ТРАНСГРАНИЧНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВОЙСК В ЕВРОПЕ КАК ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ РОССИИ

Дипломаты НАТО и ЕС, отдельные правительства в целом с пониманием относятся к инициативе, одновременно отмечая необходимость политической воли для заключения такого соглашения. Ведь международно-правовая ситуация и конфигурация европейского и евроатлантического блоков, самой классической Шенгенской зоны являются непростыми. Не все страны ЕС являются членами НАТО и Шенгена и наоборот. Поэтому вариант копирования Шенгенского соглашения в этом случае не пройдет. Но «военный Шенген», если такое соглашение будет заключено, должно содержать главный принцип – свободное перемещение через границы участников договоренностей, в данном случае военных с боевой техникой и вооружением.

Трехзвездочный генерал Ходжес подчеркивает, что наличие «военного Шенгена», который упростит переброски войск НАТО в Европе, станет дополнительным фактором сдерживания перед агрессивной Россией, которая беспрепятственно перемещает многотысячные дивизии не только по своей территории, но и в Беларуси.

Фото: Flickr/NATO
Фото: Flickr/NATO

«ЗЕЛЕНАЯ КАРТА» ДЛЯ СИЛ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

На самом деле, определенный ограниченный «военный Шенген» уже существует. Речь идет об особом правовом режиме созданных в прошлых годах передовых сил высокой готовности (VJTF) НАТО. Их контингент в 5 тыс. военных должен быть готовым к переброске, развертыванию и боевому применению в регионе возможной агрессии в течение 48 часов. В отношении этой группировки страны-члены обязались принять законодательство, согласно которому разрешается использование сил быстрого реагирования Альянса без дополнительных национальных разрешений. То есть речь идет об определенном режиме «зеленой карты». Эти пятитысячные группировки находится в подчинении Верховного командования вооруженных сил НАТО в Европе (SACEUR), что в бельгийском Монсе, и могут быть применены и передислоцированы в зону конфликта по решению военного командования Альянса.

МОЖЕТ ЛИ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ УКРАИНА?

Вопрос возможного допуска, присоединения третьих стран к «военному Шенгену», в частности, и Украины, может обсуждаться в процессе потенциальных переговоров и будет зависеть не только от национальных интересов тех или иных столиц, но и от критериев, условий и требований, которые будут выдвигаться для участников таких договоренностей. По украинскому законодательству, допуск иностранных военных подразделений на территорию государства, а также отправка украинских контингентов за границу осуществляется путем принятия специального закона, который подается в Верховную Раду Президентом. Законопроект включает перечень и годовой план международных военных учений и четко определяет страны и количество военных, которые приглашены в Украину.

Но кроме учений ради мира, которые украинские военные проводят с дружественными партнерами по НАТО, Украина вынуждена противостоять так сказать оккупационному «военному Шенгену» от агрессора. Российские танки не требуют виз, бесконтрольно пересекают восточную границу и сосредотачиваются на украинских территориях.

Андрей Лавренюк, Брюссель.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-