Венецианская комиссия: выполнение закона "Об образовании" – путем диалога с нацменьшинствами

Венецианская комиссия: выполнение закона "Об образовании" – путем диалога с нацменьшинствами

522
Ukrinform
Выводы Венецианской комиссии и ее рекомендации для украинского правительства относительно имплементации закона "Об образовании"

Венецианская комиссия официально обнародовала выводы по результатам рассмотрения языковых положений закона "Об образовании". Языковой вопрос всегда был «важным фактором, если не главным фактором в процессе становления украинского государства, говорится в документе. Венецианская комиссия признает, что для каждого государства является «высокой целью» стремление укрепить позиции государственного языка. Вместе с тем, ряд положений закона "Об образовании" вызвал справедливую критику и должен быть доработан.

Полный текст документа на языке оригинала можно прочитать здесь. Укринформ публикует перевод заключения Венецианской комиссии и ее рекомендаций для украинского правительства относительно безболезненной и эффективной имплементации закона.

«IV. ВЫВОДЫ

116. Венецианская комиссия рассмотрела положение относительно языка образования – статьи 7 и статьи 3, параграф 18 заключительного и переходного положений нового закона «Об образовании», принятого Верховной Радой Украины 5 сентября 2017 года.

117. С тех пор как Украина обрела независимость, языковая проблема всегда занимала заметное место в национальных дискуссиях, ее по праву считали важным фактором, если не главным фактором, в процессе развития государства и нации. Вместе с тем, в условиях особого демографического, социального и геополитического контекста, который сложился в Украине, разработка языковой политики, которая бы могла удовлетворить ожидания и соответствовала бы интересам украинского общества, уважала бы существующие стандарты и лингвистические права как большинства, так и меньшинства со всеми различиями исторического прошлого, надежд и потребностей – является сложной задачей. Все это особенно справедливо в контексте ситуации, которая сложилась в стране сейчас.

118. Венецианская комиссия, прежде всего, хотела бы подчеркнуть то, о чем говорилось и в предыдущих выводах: для государства является законной и стоящей высокой оценки целью способствовать укреплению государственного языка и его обязательности для всех граждан, принятие необходимых мер для изучения языка всеми гражданами. Именно это является путем к преодолению диспропорций, которые существуют в обществе, и будет способствовать более эффективной интеграции национальных меньшинств в общественные процессы.

119. Несмотря на то, что комплексная реформа украинской системы образования, кажется, воспринимается положительно, новопринятый закон «Об образовании» предлагает новые принципы использования языков для получения образования и как отдельного предмета в образовательной программе. В частности, Статья 7 этого закона стала предметом серьезной критики и протестов как внутри страны, так и на международном уровне из-за сокращения объемов образования на языках меньшинств, особенно после завершения начальной школы.

120. Целый ряд причин указывают на то, что эта критика является оправданной. В том виде, в котором статья была принята, она значительно отличается от проекта, по которому проходили консультации с меньшинствами. Соблюдение соответствующих международных и конституционных положений имеет важное значение при внедрении комплексных реформ, которые затрагивают законные права национальных меньшинств. Четкость и правовая точность имеют важное значение для реализации соответствующих международных принципов. Однако непонятным остается точный уровень защиты языковых прав, предусмотренных Статьей 7 для национальных меньшинств.

Статья 7 содержит неоднозначные формулировки и не обеспечивает соблюдение ключевых принципов, необходимых для выполнения рамочного закона при применении международных и конституционных обязательств страны. Она дает определенные гарантии получения образования на языках меньшинств, однако, они в основном ограничены начальным образованием. Вместе с тем, объем таких гарантий очерчен недостаточно четко.

Этот закон фактически позволяет радикально изменить установленный языковой режим, в частности в среднем образовании, на систему, ориентированную на обязательное использование украинского языка в качестве языка обучения.

121. С другой стороны, поскольку Статья 7 является рамочным законодательным актом и не определяет, как именно должны имплементироваться ее положения, остается достаточно возможностей для толкования и применения статьи таким образом, как это больше соответствует потребностям защиты национальных меньшинств.

Венецианская комиссия приветствует то, что украинская власть готова использовать такие возможности.

В начальном образовании статья 7 содержит определенные гарантии только относительно продолжения обучения на языках меньшинств, но это не является барьером. Венецианская комиссия понимает, что украинская власть, видимо, намерена продолжать обучение по большинству предметов на языках меньшинств в специальных классах для национальных меньшинств.

122. Что касается среднего образования, то статья 7, хоть и направлена на повышение роли государственного языка и уменьшение роли языков меньшинств, все еще оставляет возможности для определенной гибкости. Закон об образовании является рамочным законом, и закон об общем среднем образовании, который еще должен быть принят, мог бы обеспечить более детальные и сбалансированные решения.

Если бы в рамках имплементации закона языки меньшинств можно было бы преподавать как отдельный предмет, а возможности изучать другие предметы на языке меньшинства не было, это бы стало свидетельством непропорционального вмешательства в права меньшинств. Однако параграф 4 Статьи 7 предусматривает правовую основу для преподавания других предметов на официальных языках ЕС.

123. Намерение украинской власти, по сути, заключается в том, чтобы использовать приведенные положения, чтобы обеспечить преподавание других предметов на этих языках. Это может быть приемлемым решением для этих языков, но лишь при наличии достаточных гарантий, что имплементация законодательства будет осуществляться только после необходимых консультаций с меньшинствами, что объем обучения будет достаточным для того, чтобы студенты могли владеть устным и письменным языком на достаточном уровне. Переговоры с государствами, которым соответствуют эти меньшинства, могут быть полезны во внедрении статьи 7.

124. Однако параграф 4 Статьи 7 не предусматривает решений для языков, которые не являются официальными языками ЕС, в частности – относительно русского языка, который после государственного наиболее широко используется. Трудно объяснить менее благоприятное отношение к этим языкам, поэтому возникает вопрос о дискриминации.

125. Принимая во внимание изложенное выше, правильным решением, безусловно, было бы внесение поправок в Статью 7, которые заменят это положение на более сбалансированное и четче ее сформулируют. В частности, должен быть решен вопрос дискриминационного отношения к языкам меньшинств, которые не являются официальными языками ЕС.

126. Однако, многие из указанных вопросов могут быть рассмотрены уже сейчас через другие законодательные акты и в процессе выполнения Статьи 7, в том виде, в каком она была принята, в частности - и через закон «Об общем среднем образовании». В связи с этим Венецианская комиссия рекомендует:

- в полной мере использовать при принятии имплементационного законодательства возможности, предусмотренные пунктом 4 Статьи 7, для обеспечения достаточного уровня преподавания на официальных языках Европейского Союза для соответствующих меньшинств;

- продолжать обеспечивать пропорциональность образования на языках меньшинств в начальной и средней школе наряду с преподаванием на государственном языке;

- улучшить качество преподавания государственного языка;

- внести изменения в соответствующие переходные положения закона «Об образовании», чтобы обеспечить больше времени для постепенной реализации реформы;

- освободить частные школы от новых языковых требований согласно статье 13 Рамочной конвенции;

- в рамках реализации нового закона об образовании ввести диалог с представителями национальных меньшинств и всех заинтересованных сторон относительно языкового вопроса в образовании;

- гарантировать, что выполнение Закона не будет угрожать сохранению культурного наследия меньшинств и непрерывности изучения языков меньшинств в традиционных школах.

127. Венецианская комиссия и Генеральная дирекция по вопросам демократии (DG II) Совета Европы и в дальнейшем готовы оказывать любую помощь по этим вопросам органам украинской власти.

* * *

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>