Слова и войны: месседжи Украины в борьбе с пропагандой Кремля

Слова и войны: месседжи Украины в борьбе с пропагандой Кремля

546
Укринформ
Россия использует демократию в борьбе против самой демократии. Что сделать, чтобы не проиграть ей информвойну

В Страсбурге и Брюсселе недавно презентовали книгу-исследование «Слова и войны. Украина противодействует российской пропаганде». Авторы исследования систематизировали опыт ведения информационной войны против пропагандистской машины Кремля и призвали европейцев объединяться и действовать глобально. О тенденциях развития мирового информационного пространства и основных месседжах относительно эффективного противодействия российской пропаганде Укринформу рассказали эксперты «Интерньюз-Украина», руководитель проекта Андрей Кулаков и его главный редактор Владимир Ермоленко. Попробуем тезисно изложить основные месседжи исследователей.

Российская пропаганда перестала быть болью исключительно Украины, теперь это мировой масштаб проблемы. Отсюда потребность поставить изучение, исследование российской пропаганды на постоянную основу – определять тренды, изменения, трансформации и постоянно разрабатывать сценарии противодействия. Кроме того, должны осознавать, что такой феномен существует и закладывать это в стратегии развития информационной сферы уже с самого начала.

На Западе давно ждали обобщенной информации об опыте Украины в борьбе с российской пропагандой, ключевых инструментах в этой борьбе. Поэтому «Слова и войны. Украина противодействует российской пропаганде» стала своеобразной энциклопедией методов пропаганды Кремля, его ловушек, «архитектуры лжи», географических особенностей, уроков, вынесенных Украиной, рекомендаций по противодействию.

Опыту Украины на Западе доверяют – некоторые вызовы, которые мы имели три года назад, здесь появились совсем недавно. Эстония, Чехия, Венгрия... Над исследованием российской пропаганды и ее последствий работают уже не отдельные эксперты, а целые аналитические центры. На сегодняшний день задача – выходить на уровень транснациональных исследований и сравнивать разные ситуации. Это не дело одного дня, потому что те, кто работают над разоблачением дезинформации, в том числе в ЕС, часто сталкиваются с огромным сопротивлением среди отдельных политических элит.

Эксперты признаются, что внимательно следят за исследованиями, общаются, но пришло время на системные вызовы давать общие ответы.

КРИЗИС В ЖУРНАЛИСТИКЕ – ИЗМЕНЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ СЕЙЧАС

Отдельное место в борьбе с пропагандой должно занять журналистское сообщество, поскольку пропагандисты часто представляются журналистами, действуют, называя себя СМИ. Под «флером» свободы слова они пользуются всеми правами журналистов и медиа сообщества, хотя таковыми не являются.

Именно журналистское сообщество должно найти внутри себя возможности обновиться, пересмотреть и еще раз себе напомнить о стандартах профессии, поставить конкретные линии разграничения между журналистами и этими людьми, институциями, которые являются по сути информационными киллерами. Это четко должны осознавать как международные институции, так и глобальное журналистское сообщество. Мы должны установить новые правила, выработать линии распределения и вытолкнуть из своего очага тех, кто не являются журналистами и не могут пользоваться всеми правами и привилегиями. Для того, чтобы этот процесс не толковали как борьбу против свободы слова, он должен быть глобальным.

Журналистика вошла в такую стадию тектонических трансформаций, что процесс системных изменений следует начинать уже, потому что в дальнейшем неизбежно все большее и большее «съезжание» в манипуляции, игры, использование политиками, бизнесменами. Эксперты предостерегают, что журналистика без установки новых «границ» скоро перестанет выполнять свою социальную функцию – адекватно информировать людей для того, чтобы те делали сознательный выбор ежедневно, начиная с самого обыденного – по какой дороге поехать, в какую школу отдать ребенка, какие продукты покупать, куда вкладывать деньги, и заканчивая тем, за кого голосовать на выборах.

Именно поэтому эта внутренняя журналистская дискуссия неизбежна. Если следовать логике эволюции, то сейчас наступил кризис, и его надо пережить – создать новые нормы, чтобы состоялся новый раунд дискуссии относительно этики и тех вещей, которые являются абсолютно недопустимыми в этой профессии. Это нелегкий и болезненный процесс. Неизбежным будет и сопротивление. Но должны действовать быстро, без проволочек.

ЭФФЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО КОКОНА

Последние исследования установили, что 30% прямых переходов на информационные сайты осуществляется с сети Facebook. Это фактически означает, что почти треть украинцев доверяют выбор информационного продукта, который они потребляют, социальной сети. Подписываясь на страницы, выбирая своих друзей, мы фактически создаем свой информационный мир и комфортно в нем находимся.

И это не только украинская специфика, сейчас это тренд для всего мира. Исследование Reuters Institute показали, кто «фоловит» или следит за конкретными политиками в соцсетях – соответственно, им и симпатизирует. Только 4% из большой выборки опрошенных пытаются получить информацию из противоположных источников.

Эффект «Facebook-кокона» ведет к тому, что мы находимся в своей реальности, и это касается всех сфер жизни. Реальность на самом деле является совершенно другой. Когда человек сталкивается с повседневностью, с миром, то он оказывается не таким, как в соцсетях. И это – серьезный вызов для социальной жизни, политической, любых сфер, которые связаны со взаимодействием реальности с этим виртуальным миром. Общество уже дошло до той грани, что должно искать пути выхода из искусственно созданного индивидуализированного мира.

Это современный тренд, который больше показывает нашу эмоциональную природу, демонстрирует, что мы не всегда готовы взять весь набор фактов, проанализировать и сделать осознанный вывод, принять взвешенное решение. То есть, фактически, имея определенную гипотезу, мы ищем ее подтверждение и очень редко ставим под сомнение свои базовые принципы и предположения. Поэтому для тех, кто живет в «коконе», сотканном пропагандой, очень трудно из него выбраться.

ГРАНИЦА МЕЖДУ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И СВОБОДОЙ СЛОВА

Украинский вопрос в борьбе с российской пропагандой – это всегда баланс свободы и безопасности. Можно сказать, что это информационная война, значит мы действуем так, как на войне, но последствия могут быть опасными. Украина так иногда делает, например, запрещает некоторым журналистам, которые были в «ДНР» и «ЛНР», приезжать, время от времени даже звучат такие месседжи, что в условиях войны свободы слова быть не может, на самом деле – это опасно, поскольку может стать первым шагом к авторитаризму.

С другой стороны – на Западе немного преувеличивают значение свободы слова, когда вопрос действительно касается войны, безопасности, и нельзя к Russia Today подходить согласно тех же критериев, что и к Би-Би-Си. Соответственно, встает вопрос: как действовать. Эксперты указывают, что умным инструментом может стать, например, финансовый контроль. Речь идет об ответах на простые вопросы: откуда деньги, почему российские каналы системно поддерживают на выборах определенные силы и нарушают всевозможные стандарты. Соответственно, за нарушение стандартов к ним должны быть применены определенные санкции. Не обязательно запрещать, и здесь тоже должен быть контроль - и за соблюдением правил регистрации, и за финансированием.

Если Россия использует демократию в борьбе против самой же демократии, то и у демократии есть инструменты защищаться, например – вопрос правовой ответственности, законности деятельности и соответствия стандартам.

Ольга Будник, Страсбург

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-