Расширение ЕС: сначала "проглотить" Балканы - 08.02.2018 17:40 — Новости Укринформ
Расширение ЕС: сначала "проглотить" Балканы

Расширение ЕС: сначала "проглотить" Балканы

916
Ukrinform
Молодое пополнение Евросоюза может появиться не раньше 2025 года

На этой неделе Еврокомиссия одобрила и обнародовала стратегию относительно перспективы расширения Европейского Союза и усиленных отношений с Западными Балканами. Еще за несколько недель до презентации документ увидели европейские журналисты и эксперты, его текст вызвал значительный резонанс на фоне как положительных оценок, так и критики.

Относительно украинской информационно-аналитической среды, то один из главных сигналов можно сформулировать с помощью такой критической и возмутительной позиции: мол, опять зрада; стратегия расширения ЕС даже не содержит упоминания об Украине; это лицемерно; и мы там никому не нужны.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНВЕСТИЦИЯ В "МЯГКОЕ ПОДБРЮШЬЕ" ЕВРОПЫ

Крылатое выражение о Балканах как «мягком подбрюшье» Европы сформировали британские публицисты по мотивам выступлений Уинстона Черчилля.

Крылатая фраза означает уязвимость балканского региона Европы вследствие ряда географических, исторических, политических, экономических и национально-этнических особенностей.

Сегодняшняя стратегия ЕС касается шести стран Западных Балкан – региона, который остался анклавом, окруженным странами-членами Сообщества. Поэтому попытки «проглотить» эти небольшие страны считается «геостратегической инвестицией» единого европейского проекта ради утверждения стабильности, процветания, безопасности, верховенства права, демократии, искоренения коррупции в странах Западных Балкан.

Именно на это, а не, к сожалению, на украинцев, как одну из самых европейско-оптимистичных наций на сегодняшний день, нацелены приоритеты политики расширения ЕС.

По мнению аналитиков, новая стратегия расширения является едва ли не «последним шансом» для Евросоюза сохранить свое преобладающее влияние на Западные Балканы и вернуть доверие к европейской интеграции. Не секрет, что на протяжении последних лет среди граждан стран региона выросло разочарование отношениями с ЕС на фоне внутренних политических и экономических проблем, угроз безопасности, нелегальной миграции, агрессивного гибридного влияния России, а также кризиса в самом Европейском сообществе.

2025: ЧЕТКАЯ ПЕРСПЕКТИВА, НО НЕ ДЕДЛАЙН

Актуальная стратегия содержит ряд достаточно конкретных и довольно оптимистичных для западнобалканских стран положений, которые призваны стимулировать дальнейшие евроинтеграционные реформы. А конечной целью должно стать обретение полного членства в Евросоюзе.

В документе, и это довольно смелый шаг со стороны дипломатично сдержанного и забюрократизированного ЕС, определены четкие временные рамки для возможного присоединения к Сообществу Черногории и Сербии – до 2025 года.

Эти страны сейчас являются единственными среди западнобалканской «шестерки», которые ведут переговоры о присоединении.

В частности, Черногория (также является членом НАТО с 2016 года) подала заявку на вступление в ЕС в 2008 году; в 2010-м получила статус кандидата; в 2012-м начала переговоры о членстве, которые проходят с ощутОтносительноимым прогрессом.

Сербия официально заявила о стремлении присоединиться к ЕС в 2009 году; в 2012-м стала кандидатом; в 2014-м – начала переговоры о членстве, в процессе которого удалось достичь умеренного прогресса.

Следовательно, Еврокомиссия определила в стратегии для этих стран конкретные шаги на пути реформ, чтобы до 2025 года Подгорица и Белград реализовали перспективу стать членами Сообщества.

Здесь очень важно понять, что 2025 год не является крайней и окончательной временной границей или строгим графиком. «Для нас четко понятно, что это не является целевой датой, это не дедлайн, а перспектива», – пояснила ситуацию высокий представитель ЕС Федерика Могерини.

Относительно других стран региона, то они, по замыслу европейских чиновников в Брюсселе, должны брать пример с более продвинутых соседей и иметь стимул для продолжения реформ и выполнения определенных критериев, чтобы в относительно недалеком будущем присоединиться к ЕС.

Прежде всего это касается Албании и Македонии. Эти страны также имеют статус кандидатов, а переговоры о вступлении стороны стремятся начать в 2018 году.

Босния и Герцеговина является, так сказать, «кандидатом в кандидаты», которая подала заявку на членство в 2016 году. Сейчас Совет ЕС ожидает от Еврокомиссии оценку относительно возможного предоставления статуса кандидата для этой страны.

Что касается Косово, независимость которого в мире и в самом ЕС признана частично, то Еврокомиссия предлагает Приштине продолжать реформы в рамках имплементации соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС.

Стратегия содержит позитивные сигналы для Западных Балкан. Однако, несмотря на политическую волю и стремление Еврокомиссии достичь успеха в имплементации европейской политики расширения, реальное положение дел в регионе и вокруг, наличие почти непреодолимых на сегодняшний день проблем и противоречий не добавляют оптимизма, что в перспективе «2025» европейская семья будет включать более 27 членов.

Кроме всеобъемлющих внутренних реформ, борьбы с коррупцией, утверждения верховенства права страны балканской шестерки должны урегулировать имеющиеся международно-правовые споры.

ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ОПТИМИЗМ НА ФОНЕ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ПРОБЛЕМ

Даже учитывая огромные усилия и роль модератора со стороны ЕС, нормализация отношений между Сербией и Косово протекает тяжело и еще далека от взаимопонимания и гармонии. Для Боснии и Герцеговины нерешенным остаются территориальный спор с Хорватией относительно Адриатического моря.

Греция традиционно блокирует европейскую и евроатлантическую интеграцию Македонии (бывшей югославской республики) относительно названия страны.

Остается изменчивым и международно-правовой статус Косово, что вообще не признан как независимое государство пятью членами самого ЕС. Это Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия.

Испания, имея опыт каталонского сепаратизма, уже выдвинула требования исключить Косово из стратегического пакета западнобалканской интеграции.

Поэтому инициатива по расширению дает региону евроинтеграционный оптимизм, но не содержит ответа на ключевые вопросы в решении имеющихся проблем. Хотя перспектива расширения на восемь и более лет, потенциальные политические, экономические и безопасностные преимущества могут сыграть решающую роль для успеха геостратегической инвестиции ЕС.

Некоторые из этих преимуществ Западные Балканы почувствовали уже сегодня. Начиная с 2007 года помощь Евросоюза странам региона для подготовки к членству достигла почти 10 млрд евро. В частности, в 2018-м планируется выделить 1,9 млрд.

Важным решением также является приглашение западнобалканских стран к участию в некоторых заседаниях по формированию общих политик ЕС. Среди других предложенных преимуществ – более глубокая интеграция энергетического союза, единого цифрового рынка (включая уменьшение или отмену платы за роуминг), дальнейшая торговая либерализация.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА ДЛЯ УКРАИНЫ: ЧТОБЫ СТРЕМЛЕНИЯ СТАЛИ ПЕРСПЕКТИВОЙ

На официальном политическом и международно-правовом уровне Европейская интеграция Украины определяется среди наших партнеров в ЕС формулировкой в тексте Соглашения об ассоциации, а также – в общих декларациях саммитов «Восточного партнерства».

В отличие от «перспективы Европейского Союза», которую имеют страны Западных Балкан, Украина (а также Грузия и Молдова) находятся в состоянии признания только «европейских стремлений» без каких-либо политических и юридических обязательств со стороны ЕС относительно потенциального членства этих восточных партнеров.

Украинские дипломаты в жестких спорах с бюрократами ЕС и представителями правительств стран-членов пытаются договориться о более конкретной формулировке – о признании европейского будущего государства при условии достижения определенных критериев и согласно требований ст. 49 Соглашения о ЕС. Но их аргументы остаются без ответа со стороны некоторых наших партнеров в ЕС.

Собственно, и сам Киев не подавал заявку на членство в Евросоюзе. В среднесрочной перспективе углубление европейской интеграции Украины (и такие предложения уже предоставлены европейской стороне) может происходить путем участия Киева в энергетическом союзе ЕС, присоединения к единому цифровому рынку (отмена роуминга сотовой связи, развитие широкополосного интернета), обретения ассоциированного членства в Шенгенской зоне. Также обсуждается присоединение к таможенному союзу ЕС, но этот вопрос оценивается неоднозначно относительно выгоды и целесообразности для Украины.

Но самое главное, как традиционно напоминают украинцам в Евросоюзе, нужно добросовестно выполнять «домашнюю работу» по имплементации амбициозного Соглашения об ассоциации.

Андрей Лавренюк. Брюссель.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>