«Прогрессивный художник» Жан Эффель как солдат гибридной войны

«Прогрессивный художник» Жан Эффель как солдат гибридной войны

Блоги
1688
Ukrinform
При всем том и во Франции к Жану Эффелю относились и относятся вполне великодушно

Французский художник-карикатурист, график Жан Эффель (18 февраля – 110 лет с его дня рождения) в СССР был очень популярен, даже любим, причем людьми разных взглядов. Да и сейчас над его именем и творчеством витает в целом позитивная аура. Окарикатуренная Библия Эффеля под названием «Сотворение мира» издавалась в Советском Союзе огромными тиражами и на разных языках. Она имелась едва ли не в каждом доме. По ней драматург Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия» для Театра кукол Образцова. Одну из главных ролей в том спектакле играл Зиновий Гердт. И тот спектакль, имевший телевизионный вариант, стал культовым. (Кстати, в нынешней все более стремительно клерикализующейся РФ его что-то нечасто повторяют).

Работы Эффеля были действительно симпатичны. А его фишка – на каждом рисунке фирменная ромашка и мотылек – стала примером для подражания многих творческих людей. Как образец неназойливого и изящного брендирования. Кроме «Сотворения мира» у нас неплохо знали его политические карикатуры со смешной девчонкой Марианной в красном фригийском колпаке (традиционный символ Франции).

В Советском Союзе Эффель был увенчан многими наградами: Золотая медаль Всемирного совета мира (1958); Ленинская премия 1968 года; Орден Дружбы народов (11.02.1978). Но поскольку это были награды оттепельного или, в худшем случае, вегетарианского застойного времени, то они тоже не вызывали такого уж большого отторжения.

ЛЮДОЕД КАК ШУТКА И КАК ПРАВДА

Мне тоже Эффель был в целом симпатичен. Пока однажды случайно не наткнулся на отрывок из книги левой журналистки, писательницы Симоны Тери «Француженка в Советском Союзе» (1952). Это обычная для сталинских времен книга о прелестях жизни в тогдашнем «Славься отечество наше свободное». Причем книга именно что на экспорт, поскольку в Советском Союзе она была издана только в 1972 году в журнале «Иностранная литература».

Симона Тери восхищается новой породой человека, выведенной к тому времени в стране победившего социализма: «Моим самым поразительным открытием в СССР было именно открытие советского человека. Новый человек, его моральные качества составляют самую необыкновенную, самую удивительную, самую высшую победу советского строя».

А в конце этого куска Тери берет себе в союзники Жана Эффеля: «Побывав в Советском Союзе, замечательный художник Жан Эффель остался в восторге от всего увиденного. Его не замедлили упрекнуть в том, что он позволил «заморочить себе голову», стали уверять, что он видел то, что было «угодно властям». На все это Эффель ответил с лукавой улыбкой: “Выходит, что ради меня власти приказали миллионам людей притворяться, будто они счастливы?”».

И вот тут стало как-то противненько. Захотелось посмотреть рисунки Эффеля разных времен, в том числе и сталинских. Нашел. Все как положено, и подпись, и ромашка, и бабочка – все в наличие. Но вот содержание…

Злобный Сталин просит злобного повара приготовить ему обед из вот этого ребенка. Понятно, что так Эффель издевается (как он думает) над лживой буржуазной пропагандой, якобы, демонизирующей советского лидера. Самое любопытное, что Эффель в этом рисунке предрек прозвище, данное Сталину благодарным народом – Людоед.

ДОБРЫЕ ХРУЩЕВ И МАО, МЕРЗКИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ США И ФРАНЦИИ

Впрочем, Эффель с той же принципиальностью старался реабилитировать и остальных советских лидеров. Вот его рисунок о Хрущеве. Как видите – здесь повторение приема. Но если на прошлом рисунке нож был в зубах у Сталина, повара и даже собачки, то здесь нож в зубах у одного только Никиты Сергеевича. Причем это нож для разрезания бумаг. С его помощью новый великий советский вождь всего лишь вскрывает конверты с приглашениями со всего мира.

В знак особого благоволения к Хрущеву здесь не одна ромашка, а целый букет в вазочке... И тут, как видите, лживые западные пропагандисты, представляющие СССР и его лидеров злобными головорезами с ножом в зубах, посрамлены.

Сразу подумалось: а как же Эффель рисовал западных лидеров? Точно так же, как сегодняшние Киселевы-Соловьевы. Эффель известен тем, что иллюстрировал басни Лаффонтена. Но иногда он переносил эти сюжеты и в политические карикатуры. Советский Союз изображал в виде добряка медведя. А в кровожадном волке легко угадывались черты президента США Гарри Трумэна. Позже так же доставалось злобному президенту Эйзенхауэру.

В середине 50-х годов Эффель издал книгу «Все еще в оккупации» (с карикатурами 1947-1955 годов. В авторском предисловии сказано: «1947 год. Три года, как мы освобождены от немцев. Но не от освободителей. Напротив… Оккупация продолжается». Американские союзники представлены, как исключительно грубые и невежественные. Представьте себе, о ужас, они присвистывают вослед красивым парижанкам!

Как же это все узнаваемо. Ровно те же приемы использует сейчас российская пропаганда везде, где есть хорошо контролируемые пророссийские силы. А также американские, или просто даже натовские части – в Эстонии, Латвии, Германии. Но нынче уже простого посвистывания вслед мало. Американцы/натовцы представлены роспропом как исключительные алкоголики-драчуны-насильники.

А вот одна из самых знаменитых политических карикатур Эффеля. Знаменитая встреча де Голля и Мао Цзэдуна в 1964 году. Скромный улыбчивый китайский диктатор представляется «Мао». А наглый заносчивый президент Франции говорит «Муа», то есть "Я". Мао, на совести которого десятки миллионов жизней, и французский лидер, жесткий, но не упырь и не диктатор, представлены именно так.

Поразительное свойство «левых идиотов» растаптывать своих да, не идеальных, но все же демократически избранных, сменяемых лидеров, и превозносить коммунистических упырей!

ОТ ЭФФЕЛЯ ДО ФРАНЦУЗСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

При всем том и во Франции к Жану Эффелю относились и относятся вполне великодушно. Его карикатура «Мао-Муа» считается классикой. Эффель умер в 1982 году. На следующий год во Франции в честь Жана Эффеля (настоящее имя – Франсуа Лежён, псевдоним сделан из его инициалов – F.L.) была выпущена почтовая марка, посвященная карикатуристу. Что в этой стране бывает в исключительных случаях. Марка ценой 4 франка, конечно, сугубо нейтральная – просто изображение эффелевской Марианны. Так что для непосвященных и непонятно, о ком и о чем речь.

Такое отношение нормально для стран с устойчивой демократией. Великий кинорежиссер Жан-Люк Годар стал маоистом. Оливер Стоун – убежденный путинист. Эти страны и не такое переваривали. И это тоже, бог даст, переварят. Но все же иногда тревожно.

И изнутри это не всегда видно, нужен посторонний взгляд. Российский писатель Анатолий Гладилин, изгнанный из СССР в 1976 году, в 1984-м, накануне перестройки издал в эмиграции повесть «ФССР. Французская Советская Социалистическая республика». В чем там суть. В результате долгой, тщательной работы советского МИДа и КГБ Германия становится единой, нейтральной, дружественной для СССР страной. А следом еще более крупный успех – создание Французской ССР! Для украинцев (и не только) книга эта очень полезна для прочтения, потому что дает кратко и четко изложенную схему ведения гибридной войны, захвата чужой территории без открытого вторжения.

Самое любопытное, что с тех пор Глидилин сильно изменился, пересмотрел свои взгляды. Наследник СССР, путинская Россия его не страшит. Теперь он говорит о завоевании Франции (и всей Европы) мигрантами. А российская агрессия, российские гибридные методы войны, когда-то описанные им в «ФССР», – так, пустяки.

Что поделать. Это свобода слова. Это разнообразие мнений. С одной стороны, без этого нельзя. С другой стороны, Кремль издавна великолепно научился на этом паразитировать. Поэтому нужна осторожность. И нужно знание об этом.

Олег Кудрин
 

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>