Президент-правительство-правящая коалиция: политические Бермуды Румынии

Президент-правительство-правящая коалиция: политические Бермуды Румынии

610
Ukrinform
В создавшейся патовой ситуации трудно предугадать – что ждет страну после жесткого политического «пинг-понга»

Конфликт между президентом Румынии Клаусом Йоханнисом и правящей в стране коалицией во главе с Социал-демократической партией (в состав коалиции входит еще и Альянс либералов и демократов), возник далеко не на ровном месте.  Он вспыхнул еще в конце 2016 года, когда, после оглушительной победы социал-демократов на парламентских выборах и образования парламентской коалиции, президент обрубил «под корень» все надежды лидера социал-демократов Ливиу Драгня на премьерское кресло. Именно тогда Клаус Йоханнис заявил, что он ни при каких обстоятельствах не даст своего согласия на назначение главой правительства человека, у которого есть проблемы с законом.

У КОРРУПЦИИ НЕТ СРОКА ДАВНОСТИ

Уместно напомнить, что на тот момент у Ливиу Драгня таки были проблемы с законом и весьма серьезные. За ним уже тянулся шлейф компромата по уголовному делу, связанному с попыткой фальсификации результатов референдума по импичменту экс-президенту Траяну Бэсеску в 2012 году. Иными словами, решением судебной инстанции  лидера социал-демократов приговорили к двум годам условного тюремного заключения. 

Спустя некоторое время выяснилось, что Драгня замешан еще в одном, куда более громком – коррупционном скандале, связанном с махинациями при реабилитации автомобильных дорог и отмыванием около 20 миллионов евро. И несмотря на то, что скандал был не первой свежести, еще со времен, когда Ливиу Драгня был одним из руководителей родного для него уезда Телеорман. Но у коррупции срока давности не бывает. 

Конфликт между главой государства и парламентским большинством начал набирать обороты после назначения премьер-министром страны социал-демократа Сорина Гриндяну. Правительство под его руководством попыталось, не без помощи парламентского большинства, «протащить» через Кабмин скандальное решение – постановление о внесении поправок в уголовное законодательство, что привело бы к смягчении наказания для коррупционеров. 

 Фото: digi24.ro
Фото: digi24.ro

Напомним лишь один из пунктов того фатального для Гриндяну документа: согласно одному из пунктов, взятка, не превышающая 50 тысяч евро, не считалось уголовно наказуемым деянием для чиновников. Это решение, вызвавшее настоящую бурю протестных акций, которые охватили всю страну, стоило Гриндяну премьерского кресла и окончания политической карьеры. 

 Большинство аналитиков и экспертов усмотрели в тогдашнем правительственном постановлении (оно фигурировало под знаковым номером 13) попытки Ливиу Драгня не только освободить своих соратников из мест не столь отдаленных, но и снять с себя судимость и с чистой совестью пойти на штурм премьерской должности. Но, увы, штурм не состоялся. 

Постановление под давлением гражданского общества отменили, премьера отправили в отставку, а вот осадок остался. Кстати, это был первый в истории современной Румынии случай, когда правящая коалиция легко проголосовала за отставку ею же назначенного премьер-министра. 

НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ... 

Тем не менее, конфликт между президентом и правящей коалицией не был исчерпан, его удалось «заморозить» или «законсервировать» на какое-то время. Медики всегда настаивают, что если болезнь не долечить – она дает осложнения. Это правило работает и для политики. Скальпельные манипуляции с уголовно-процессуальным законодательством и изменение правил игры в сфере правосудия снова возобновились, но на этот раз уже в парламенте. Как говорится, не мытьем, так катаньем... 

Фото: site Preşedinţie
Фото: site Preşedinţie

Что и послужило поводом для президента снова забить тревогу и заявить, что попытки правящей коалиции изменить судебную систему есть не что иное, как подрыв основ правового государства. Однако, несмотря на несогласие президента, протесты гражданского общества и предупреждения международных партнеров Румынии, правящая коалиция поправки все же внесла и представила их президенту на подпись. Йоханнис поправки подписывать отказался и подал соответствующий иск в Конституционный суд, а также потребовал отправить принятые парламентом изменения в Венецианскую комиссию. «Для Социал-демократической партии стало настоящим хобби – изменить в Румынии все, что хорошо работает, в том числе подчинить себе судебную систему», – заявил на брифинге в Бухаресте Клаус Йоханнис. 

Кстати, согласно нововведениям, также существенно ограничивается роль президента при назначении судей и прокуроров. Теперь – это прерогатива министерства юстиции и правящей коалиции. Так что остается  только ждать – и решения Конституционного суда, и вердикта Венецианской комиссии. 

ПРЕЗИДЕНТ НАМ НЕ УКАЗ...

Тем временем, конфликт между президентом и правящей коалицией вышел за пределы страны – на международный уровень. Сначала Ливиу Драгня заявил, что правящая коалиция всерьез намерена начать процедуру перевода румынского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, а спустя некоторое время правительством был одобрен и секретный Меморандум. Причем, при принятии Меморандума на заседании правительства не был приглашен президент, в руках у которого, в соответствии с Конституцией, главные рычаги определения стратегии в международных делах. 

Фото: agerpres
Фото: agerpres

Премьер-министр Виорика Дэнчилэ заявила в этой связи, что президент мог бы и сам прийти на заседание правительства, а не ждать особого приглашения. 

Секретный Меморандум был принят, несмотря на неоднократные предупреждения президента о том, что перевод посольства – это нарушение и Конституции Румынии, и норм международного права. И даже вопреки заявлению Федерики Могерини о том, что «ни одно европейское государство не будет переносить свое посольство в Иерусалим». 

Тем не менее, Виорика Дэнчилэ нанесла «молниеносный», по оценкам румынских СМИ, визит в Израиль, в рамках которого с израильским премьером Биньямином Нетаньяху обсуждался среди прочего и вопрос о переводе посольства. К слову сказать, израильский премьер на своей странице в социальных сетях выразил надежду, что инициатива о переводе румынского посольства найдет широкую поддержку в политических кругах Румынии. 

И тут самое время перейти к главной интриге Бермудского треугольника румынской политической жизни. После возвращения из Израиля премьера Виорики Дэнчилэ президент Клаус Йоханнис пригласил ее в президентскую резиденцию для обсуждения острых социально-экономических вопросов, стоящих на повестке дня. Однако, премьер приглашение отвергла, отказавшись от встречи с президентом. Это вызвало настоящий шок в румынском политическом сообществе, ведь в истории страны это первый случай, когда глава правительства отказывается от встречи с президентом.  

При этом, до приглашения произошел еще один, беспрецедентный, по словам политологов, инцидент. Глава правительства на протяжении часа не отвечала на телефонные звонки президента. Дэнчилэ мотивировала это тем, что она находилась в это время на общественном мероприятии под названием «Симфония тюльпанов», а телефон не был при ней. 

В итоге, глава Румынии, выступая на экстренно созванном брифинге, заявил, что глава правительства нарушает Конституцию и данную при вступлении в должность клятву, и он вынужден «отозвать политическую поддержку премьера», потребовав отставки Виорики Дэнчилэ. Сама глава Кабмина заявила, что не видит никаких мотивов для отставки. 

Фото с сайта dic.academic.ru
Фото с сайта dic.academic.ru

Более жестким оказался и ответ на требование президента одного из лидеров правящей коалиции, руководителя Альянса либералов и демократов, председателя румынского Сената (Верхняя палата парламента) Кэлина Попеску Тэричану, заявившего, что президент, как и любой гражданин Румынии, вправе (сколько угодно!) требовать отставки премьера. 

В создавшейся поистине патовой ситуации и при полном отсутствии диалога и взаимопонимания между президентом и правительством, эксперты и политологи судорожно гадают, что ждет страну после такого жесткого политического «пинг-понга» между президентом и правящей коалицией. Однако при этом следует помнить, что президент – глава парламентской республики, и он не имеет права отстранить премьера от должности. А  сама отставка возможна лишь в двух случаях: либо при добровольном сложении полномочий, либо при объявлении вотума недоверия в парламенте.

 А парламентская коалиция устами своих лидеров – Ливиу Драгня и Кэлина Попеску Тэричану – твердо заявила, что премьер в отставку не уйдет. Существует еще и другой вариант – временное отстранение от должности самого президента путем начала процедуры импичмента. Однако, на этот шаг, как заявил сам Ливиу Драгня, коалиция не пойдет. 

 Сегодня на политическом небосклоне Румынии установилось временное и весьма тревожное затишье. Прогнозами страницы СМИ пока не пестреют. А граждане надеются, что у кого-то из действующих политических актеров хватит мудрости, чтобы наступить на горло собственным амбициям, поставив интересы страны выше личных.    

Зинаида Гурская, Кишинев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-