Референдум в Македонии. Между Европой и Россией

Референдум в Македонии. Между Европой и Россией

977
Ukrinform
Почему речь идет не только о названии страны, но и о безопасности на Балканах

30 сентября этого года в Бывшей Югославской Республике Македония должен пройти референдум об изменении названия страны на «Республика Северная Македония», в соответствии с поистине историческим соглашением, подписанным с греческой стороной 17 июня. Вопрос, на который граждане ответят на референдуме, будет звучать следующим образом: "Выступаете ли вы за членство в Европейском Союзе и НАТО, принимая соглашение между Республикой Македонией и Греческой Республикой?"

Сейчас в стране активизировались как сторонники смены названия и евроатлантического вектора, так и противники этого, симпатизирующие России. В Великобритании уже заявили о риске российского вмешательства России в этот референдум. Такая информация прозвучала в докладе комитета по международным вопросам Палаты общин. По мнению британских парламентариев, во время проведения референдума "Россия может попытаться сорвать или навредить ратификации соглашения". В упомянутом докладе говорится о том, что "Москва собирается воспользоваться проблемами региона для того, чтобы помешать установлению на Балканах мира и процветания". Официальная же Москва, как всегда, отрицает свое вмешательство во внутренние дела Македонии.

КОНФЛИКТ С ГРЕЦИЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ БОЛЕЕ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА

Территория современной страны Македонии занимает лишь 35% исторического региона под названием Македония, а именно - Вардарскую Македонию. Эгейская Македония входит в состав Греции, а Пиринская Македонию - в состав Болгарии.

У Республики Македония, или, как ее в 1993 г. признала ООН, Бывшей Югославской Республики Македония, с момента провозглашения независимости от Югославии в сентябре 1991 г. до этого лета был серьезный спор с Грецией из-за названия. Официальные Афины выступили категорически против самого названия республики и ее флага (в 1991-1995 гг. им был красный флаг с так называемой «Вергинской звездой» - символом античного Македонского царства). Греческие власти считали, что это посягательство на греческую историю, наследие и даже на территориальную целостность (в Греции есть административная единица тоже под названием Македония). При этом официальные Афины указывали на контроверсийность положений в Конституции Республики Македонии, в частности декларировавшей: «Республика заботится о статусе и правах людей, принадлежащих к народу Македонии и проживающих в соседних государствах». Это греки расценили как призыв к славянам на севере Греции отделиться и воссоединиться с соотечественниками. В столице Греческой Македонии городе Салоники в 1992 году состоялась демонстрация против использования имени Македония в названии республики. В протестной акции приняли участие более миллиона греков.

Афины отказались признавать Республику Македония и начали ее фактическую блокаду. Вместе с тем, заблокирована была и северая граница Македонии с Союзной Республикой Югославия (с Сербией), ведь Белград находился под жесткими международными санкциями. Фактически, единственное нормальное сообщение и открытую границу Македония до 1993 года имела только с Болгарией. Все это сделало социально-экономическую ситуацию в молодой республике просто невыносимой. Огромные массы населения оказались за чертой бедности.

В конце концов, переговоры о взаимопонимании между Грецией и Македонией принесли успех в апреле 1993 г., когда обе страны согласились на временное название страны: Бывшая Югославская Республика Македония» (БЮРМ). Это государственное образование было признано Великобританией 8 апреля, а соседней Албанией - 12 апреля. 13 октября 1995 г. были восстановлены полноценные дипломатические отношения с Грецией, а 8 апреля 1996 г.- с Югославией. Под этим странным названием Македония входит в ООН до сих пор.

В декабре 1993 г. с целью поддержания независимости и безопасности Македонии в виду войн между соседними государствами (Хорватия и Босния), в страну были введены миротворческие силы ООН.

Афины последовательно блокировали для Скопье любые возможности интеграции в ЕС и НАТО и вообще регулярно создавали для этой маленькой экс-югославской республики проблемы на международной арене. Таким образом, хотя Македония и избежала масштабных войн, разгоревшихся в ходе распада Югославии в той же Хорватии, Боснии и Герцеговине и Косово, она пребывала практически весь период своей независимости в перманентном кризисе.

Вплоть до 2018 года ситуация вокруг поиска компромисса относительно названия бывшей югославской республики оставалась патовой и прогресс не наблюдался. Переговоры проходили под эгидой ООН. Греция категорически блокировала любые македонские инициативы на международной арене до окончательного решения этого спора. Афины настаивали на изменении названия страны, предлагая сначала варианты без слова «Македония» вообще («Республика Скопье» и тому подобные названия), но в итоге согласились и на название с этим словом, однако с уточнением «какая именно Македония». К лету 2018 года стороны наконец сошлись на названии «Республика Северная Македония» (альтернативой было еще название «Республика Илинденская Македония»). Кроме того, греки требуют внесения изменений в македонскую конституцию и полного отказа от любых «посягательств» на греческое античное наследие. Так, в этом году аэропорт Скопье был переименован из «Александр Великий» на «Дружба», а в самом помещении аэропорта был демонтирован большой конный памятник Александру Македонскому.

Фото: Yorgos Karahalis / AP
Фото: Yorgos Karahalis / AP

Историческим моментом стало 17 июня 2018 года, когда премьер-министры Македонии и Греции Зоран Заєв и Алексис Ципрас на берегу озера Преспа на границе между обеими странами подписали соглашение о названии бывшей югославской республики. Македонский и греческий парламенты ратифицировали ее, несмотря на бурные протесты оппозиции в обоих государствах. Президент Македонии Джорге Иванов отказался подписать ратифицированное парламентом соглашение, однако македонское Собрание смогло преодолеть его вето.

30 июля македонские парламентарии поддержали предложение правительства об организации 30 сентября референдума о переименовании страны в соответствии с подписанным с Грецией соглашением, которое откроет стране путь к членству в НАТО и Европейском Союзе. За референдум проголосовало 68 из 120 депутатов македонского парламента. Более того, правительство Македонии уже запланировало начало переговоров о членстве в ЕС на июнь 2019 года.

АЛБАНСКИЙ ФАКТОР

Албанский вопрос был и остается одним из самых серьезных для современной Македонии. Когда весной 1998 г. в Косово развернулись боевые действия между югославскими силовиками и албанскими сепаратистами из Армии освобождения Косово, Македония в очередной раз оказалась на пороге нестабильности. Летом 1998 г. ООН приняла решение увеличить численность своих миротворцев в Македонии. Уже в марте 2001 г. на северо-западе Македонии (в районе Тетова и Куманова) произошел кратковременный вооруженный конфликт центральных властей с местными албанскими сепаратистами, поддержанными из соседнего Косово, где лишь недавно война завершилась: успешно для албанцев, которых в борьбе против Белграда поддержали США и НАТО. Конфликт в Македонии официально закончился 13 августа 2001 г., когда при посредничестве ЕС были подписаны Охридские соглашения между македонской властью и представителями албанского меньшинства (главным образом представленного Партией демократического процветания, или ПДП). Кстати, Украина во время того конфликта помогла македонскому правительству оружием. Об этом македонцы и сегодня хорошо помнят.

16 ноября 2001 г. парламент Македонии принял 15 поправок к действующей конституции. Были уравнены в правах с православием все религии, в том числе ислам. Официальным языком остался македонский, но вторым официальным языком в районах проживания не менее 20% албанцев признали албанский. Допускается использование албанского и в парламенте.

С тех пор в республике сохраняется шаткий мир, хотя албанское население выдвигает все больше требований, в частности, о признании албанского вторым государственным языком. В общем, в Македонии на сегодня отсутствует единая четкая национальная идея и консолидированность. Иногда доходит и до очередных вооруженных инцидентов. В мае 2015 г. в г. Куманово произошла вооруженная стычка между албанскими экстремистами и македонской полицией, в ходе которой с обеих сторон было несколько десятков погибших. Таким образом, Охридськие договоренности хотя и остановили силовое противостояние, но не решили вопрос македонско-албанского сосуществования в одном государстве. На бытовом уровне неприязнь между македонцами-славянами и албанцами ощущается и сегодня, особенно в районах смешанного проживания обоих этносов.

По переписи 2002 г., албаноязычными были 507 989 граждан Македонии - преимущественно албанское население, сосредоточенное в западной и северо-западной части страны (25% населения страны). Сейчас албанцы составляют, по разным оценкам, уже около 30% населения Македонии. И их доля, очевидно, будет расти вследствие высокой рождаемость среди представителей этого этноса, исповедующего преимущественно ислам. У македонцев уровень рождаемости на порядок ниже, а уровень трудовой эмиграции - все больше.

Немало местных албанцев действительно мечтают о «Великой Албании», что реально порождает опасения и недоверие к Западу у македонцев. На данный момент албанцы из Албании, Косово и Македонии уже довольно тесно связаны, главным образом через криминальные структуры - как известно, албанская мафия является одной из сильнейших и опаснейших в Европе. Именно албанские криминальные структуры были среди главных спонсоров албанских боевиков во время войны в Косово (1998-1999 гг.) и Македонии (2001 г.). В то же время, именно албанцы являются самыми ярыми сторонниками евроатлантического вектора в Македонии. Таким образом, ситуация в этой стране остается достаточно многогранной и неоднозначной.

ПОЧЕМУ РОССИЯ АКТИВИЗИРУЕТСЯ В МАКЕДОНИИ?

Российская Федерация ищет потенциальные возможности для усиления своего влияния в Балканском регионе, который исторически был интересным как для Российской империи, так и для СССР. В целом стратегия Москвы заключается в том, чтобы использовать неразрешенные межнациональные противоречия в регионе, раздувать конфликты и благодаря этому усиливать свое влияние и количество своих сторонников и союзников.

Но, учитывая, что все балканские страны, кроме Македонии, Сербии и Боснии и Герцеговины, на данный момент уже стали членами НАТО, а некоторые - и членами Европейского Союза, деятельность Кремля и российских спецслужб сосредоточены именно на трех вышеупомянутых странах. У каждой из них есть свои "болевые точки".

Для Сербии - это вопрос Косово.

Для Боснии и Герцеговины - серьезные вызовы с единством и межнациональным согласием, которые Дейтонскими мирными соглашениями 1995 г. так и не удалось установить. Республика Сербская во главе с Милорадом Додиком всячески стремится к отделению и, в идеале, объединению с Республикой Сербия.

Для Македонии - это спор с Грецией относительно названия, невозможность вступления в ЕС и НАТО без изменения названия, а также проблемы с албанским меньшинством.

Согласно опросам, около 45 процентов македонцев пожертвовали бы членством в НАТО и ЕС ради сохранения названия своей страны, а вот девять из десяти этнических албанцев, составляющих, как уже упоминалось выше, около трети населения страны, - нет.

Македонских националистов можно по-своему понять: они боятся албанцев, считая, что за их спинами - поддержка Запада и НАТО, считают себя окруженными со всех сторон хищными соседями (сербские и болгарские националистические круги отрицаают существование македонской нации и имеют собственные претензии на ее территорию и население - вся эта история уходит корнями еще в конец 19 - начало 20 в., когда относительно молодые государства Сербия, Болгария и Греция боролись за «умы» населения Македонии, находившейся в составе Османской империи вплоть до 1913 г.).

Антизападные македонские националисты и составляют главную целевую аудиторию спецслужб и пропаганды РФ в Македонии. Россия будет поддерживать их, заигрывая с традиционными, как и в случае с сербами и Сербией, славянофильскими чувствами и православной риторикой. Кремлю выгодно активно противодействовать положительным результатам референдума и не допустить интеграции Македонии в ЕС и НАТО.

Скріншот македонських розвідувальних файлів. Фото: OCCRP
Скриншот македонских разведывательных файлов. Фото: OCCRP

Британское издание The Guardian со ссылкой на утечку информации из документов македонской службы безопасности сообщало, что РФ уже достаточно долгое время распространяет пропаганду и провоцирует напряженность в Македонии, так же, как и в других экс-югославских странах. В этом контексте можно вспомнить и неудачную попытку государственного переворота в Черногории в 2016 г., направленноого против прозападной власти, в котором уже найден явный российский след.

В конце концов, и сам македонский премьер Зоран Заев уже успел заявить, что за некоторыми протестами против властей страны стоит Россия, которой выгодны конфликт между греками и македонцами и провал переговоров Скопье с ЕС и НАТО.

Російське посольство в Афінах. Фото: Агентство Анадолу / Getty Images
Российское посольство в Афинах. Фото: Агентство " Анадолу / Getty Images

Не стоит также забывать о том, что в ситуацию в Македонии Кремль вмешивается аккурат во время ухудшения своих отношений с Грецией после высылки Афинами ряда российских дипломатов за вмешательство во внутренние дела страны. Собственно, главной причиной выдворения россиян было именно обвинение в их вмешательстве в греческо-македонский договор о названии.

Одним словом, Кремль всерьез "взял на прицел" Балканы, а особенно Македонию, из-за специфической ситуации, в которой эта страна сейчас пребывает. И вовсе не исключено, что Москва будет активно использовать в регионе свои излюбленные методы гибридной войны. С другой стороны, опыт успешного вступления Черногории в НАТО показывает, что российские планы могут запросто и провалиться.

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ

Сейчас трудно делать точные прогнозы о будущем этой маленькой и проблемной балканской страны. Скорее всего, при положительных результатах референдума интеграция страны в ЕС и НАТО пойдет достаточно легко и быстро и при этом влияние албанской общины в Македонии будет все больше расти. Не исключено, что она потребует в перспективе изменения государственных символов, законодательного закрепления албанского языка как второго государственного и тому подобных уступок в свою пользу. Но членство в НАТО и ЕС сможет добавить стабильности Македонии. Националистические македонские силы, очевидно, и дальше будут занимать пророссийскую позицию, а возможно, и перейдут к проболгарской риторике. Однако любой вооруженный конфликт при победе евроатлантического вектора станет маловероятным.

Если же референдум и соглашение с Грецией провалятся, то Афины гарантированно вернутся к политике дипломатической блокады Македонии. Ситуация вернется к состоянию этакой «холодной войны», уже продолжавшейся 27 лет. Однако можно сразу отбросить возможность военного конфликта между Македонией и Грецией, к которому ни одна, ни другая страна экономически и психологически не готовы. Кроме того, у Афин нет ни малейших территориальных претензий к бывшей югославской республике.

Однако в случае неудачи референдума можно предположить возможность беспорядков или реального вооруженного восстания среди македонских албанцев. И в этом случае они будут иметь значительные шансы на успех вследствие слабости Македонии как государства, серьезного влияние албанских политических сил в парламенте этой страны и упомянутой уже не раз сплоченности, связей с серьезными криминальными структурами и высокого национального самосознания албанского населения страны.

Российская Федерация, если захочет, тоже сможет поспособствовать эскалации внутреннего противостояния в республике, используя своих симпатиков среди македонских националистов. Однако, в таком случае, свой шаг сделает и НАТО, членами которого являются соседние Греция, Албания и Болгария и чей солидный контингент размещен в Косово (миротворческие силы KFOR). Ведь укрепление российского влияния в центре Балканского полуострова явно нежелательно для Североатлантического альянса.

А возможно, до «горячего» конфликта не дойдет, и Македония просто останется депрессивной и бедной страной, которую постоянно расшатывают межнациональные противоречия и продвижение которой на международной арене будет последовательно блокировать Греция.

Независимо от того, по какому из вышеупомянутых сценариев будет развиваться ситуация, референдум 30 сентября этого года станет очень важной датой для дальнейшей истории как Македонии, так и балканского региона в целом. Поэтому будем ожидать его результатов с усиленным вниманием.

Анатолий Демещук, Киев.

Первое фото EPA/UPG

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-