Путин знает, как остаться после 2024-го. Но надо подмять Беларусь...

Путин знает, как остаться после 2024-го. Но надо подмять Беларусь...

Аналитика
633
Ukrinform
«Союзное государство» – это ключ к новому «единому и могучему»? Лукашенко для этого можно использовать, но не более того

Переговоры президентов Беларуси и России Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи 21 сентября уже «обросли» слухами, конспирологическими версиями и утечками информации. Точнее, дезинформации... Однозначно сформулировать пока сложно. Но очевидно: Россия не будет терпеть рядом с собой каких-либо проявлений самостоятельности. И на белорусском примере это будет наглядно демонстрироваться.

Союзники по инерции

Общеизвестно, что в международной политике существуют учреждения, которые на бумаге есть, но неизвестно зачем. Вот, например СНГ – было нужно, как оформление цивилизованного распада СССР и раздела совместного имущества. Но, на самом деле, все превратилось в чиновничью структуру и инструмент Москвы для контроля за «младшими братьями». Это «братство» закончилось полностью в 2014-м – аннексией Крыма и началом вторжения России на территорию Украины – после чего стало ясно: никакого СНГ уже не существует.

Нечто подобное можно сказать и о Союзном государстве РФ и Беларуси. Формально оно было создано в два этапа, в 1997 и 2000 годах, но сказать, что было слышно о дальнейшем развитии этого образования – нельзя. Окончательно все затормозилось после 2007 года – когда партнеры не договорились о единой валюте. Фактически все это время существовали некие административные органы: союзный парламент, совет министров, высший государственный совет, даже, свой государственный секретарь – но когда они заседали, и о чем была речь – оставалось и осталось тайной.

Между тем, также общеизвестно, что белорусская экономика и якобы «чудо», приписываемое особой политике правительства республики и ее бессменного руководителя – Бацьки Лукашенко – поддерживается исключительно благодаря льготным отношениям с Россией и поставке энергоносителей из последней по низким тарифам. Собственно, это и было главной идеей Лукашенко еще с 90-х: для обеспечения определенного уровня жизни Беларуси добиться как можно лучших условий от восточного соседа. И таким образом демонстрировать эдакое «чудо» за чужой счет. К этому надо добавить, что самого Лукашенко и его окружение два десятка лет Европа и США держали под санкциями, а белорусская экономика была изолирована от свободного перемещения товаров и денег. Этот фактор – трактуется экономистами по-разному, но, если говорить просто – если в бывшем СССР и сохранился «заповедник социализма» советского образца – то это именно в Беларуси.

Но время шло, и менялись обстоятельства. В 2008 году «проснулся» российский агрессивный «дракон», первой жертвой была избрана Грузия. В Кремле, конечно, ожидали, что ближайшей союзник – как говорится в прямом смысле из Союзного государства поддержит международный авторитет РФ и признает «независимость» аннексированных территорий. Но Лукашенко промолчал. Далее – в течение «десятых» годов шли споры о поставках белорусской продукции на российский рынок (то в молоке, то в колбасе «внезапно» что-то оказывалось не по стандартам), затянула Москва и газо-нефтяную удавку – под шантажом Беларусь была вынуждена передать свою газотранспортную систему «Газпрому».

А 2014-го – после Крыма и Донбасса – вообще произошло «похолодание»: Александр Лукашенко не то что не выступил с поддержкой Кремля, а в прямом смысле сделал наоборот. Не прямо, но недвусмысленно: он приехал в Киев на инаугурацию Петра Порошенко, он вел себя соответственно, даже, сказав, что Украина должна сделать все, чтобы аннексированную территорию себе вернуть. За последние четыре года отношения между Киевом и Минском, несмотря и на голосование в ООН, и на «шпионский» скандал, нельзя враждебными, а вот отношения Москвы и Минска – настороженные.

Оно и понятно: РФ раздражена самостоятельностью Бацьки, зато Беларусь получила от «украинского кризиса» целую кучу бонусов – это и статус организатора переговорного процесса, получившего название «Минского», это и снятие санкций с самого Лукашенко и абсолютного большинства белорусских чиновников Европой и намек от Брюсселя и Берлина о том, что контакты вполне возможны. И главное – Россия после 2014-го стала «токсичным другом», у которого начались проблемы со средствами не то что для считанных полусоюзников, но и для себя. Что это такое – Лукашенко очень хорошо знает, но ждать ответа от Путина пришлось довольно долго.

Денежки, действительно, «врозь»

Переговоры 21 сентября в Сочи сопровождались информационной блокадой. По настоянию Минска, никаких заявлений по итогам сделано не было. Но – уже более-менее известен смысл долгого и, как оказалось, неприятного, разговора. Во-первых, Россия еще в августе прекратила перечислять пошлину за ввоз на территорию Беларуси темных нефтепродуктов. Дело в том, что после ввоза нефтепродукты из России – прежде всего, мазут – перерабатывались на белорусских заводах и продавались дальше на внешних рынках – в том числе, в Украину. То есть, белорусский бюджет получал двойную прибыль, теперь же Москва поставила условие: или мы отменяем таможенные льготы, или – белорусские предприятия должны обосновывать свои сверхпотребности в темных нефтепродуктах, ведь для внутреннего спроса Беларуси вполне хватает обычных поставок. Понятно, что это имеет большое значение для Украины: ввоз нефтепродуктов из Беларуси сейчас составляет примерно 40% всего рынка, изменения условий или дефицит сразу вызовут рост цен на топливо, а это – неизбежный рост и других потребительских цен. Есть вопросы к Москве и по газу – «Газпром» хочет поднять экспортную наценку, Минск считает, что вообще-то в Соглашении о Союзном государстве есть формулировка про одинаковые условия для хозяйствующих субъектов обеих стран, и что неплохо было бы продавать газ по внутренней российской цене. Якобы сейчас Москва предложила выбрать: или отмена пошлин на нефтепродукты, или – повышение экспортной наценки на газ.

От сговорчивости Минска в нефтегазовых вопросах зависит и дальнейшее получения Беларусью российских кредитов: только в случае согласия на условия Москвы, Беларусь получит 1 млрд долларов от правительства РФ и еще два транша по 200 млн долларов от структур Евразийского экономического союза (по сути – от той же РФ). Итак, как видим, стабильность белорусской экономики теперь поставлена в прямую зависимость от выполнения условий Москвы. И более того – не только экономических.

Лояльность или... пустота

Понятно, что одной экономики Путину мало. Раздражение от демонстративной самостоятельности Лукашенко и его веры в свою незаменимость, как «союзника» для Москвы, кажется дошло своей «точки кипения». И было озвучено: экономическая помощь только в обмен на политическую лояльность. А они должны быть следующими: снижение уровня отношений с Украиной и прекращение любых дипломатических акций, которые могут трактоваться как поддержка Киева; в ответ на возможное размещение военной базы США в Польше (идею о «Форте Трамп» и готовности потратить на это 2 млрд долларов выразил президент Польши Анджей Дуда во время недавнего визита в США) то же самое Россия хочет сделать и в Беларуси, а также сохранить и другие собственные военные объекты, срок пребывания которых истекает в 2020 году. Ну, и несколько неожиданно – развитие того самого Союзного государства и обретения его органами реальных властных и распорядительных полномочий. Начать предложено с Союзного парламента.

Итак, что в сухом остатке? Перед Александром Лукашенко поставлен «гамлетовский выбор: либо согласиться на требования Путина и потерять статус реального политика, либо – решиться на противостояние. Но состояние белорусской экономики и усталость населения от несменяемости политического режима могут стать главными проблемами в реализации политического сопротивления Москве. И, кто знает, к какому варианту «братского нашествия» могут прибегнуть в Кремле в этом случае.

«Украинский вопрос» плюс «здравствуй, Путин, навсегда»

Для Украины итоги переговоров Лукашенко и Путина могут стать определяющими: Беларусь уже не первый год испытывает давление России в отношении Украины и реагирует на него соответственно – аннексии не признает, но когда дело доходит до голосований в ООН по «украинским» вопросам – голосует в унисон с РФ – то есть «против». Поэтому идея постпреда Украины в ООН Владимира Ельченко и первого вице-спикера Верховной Рады Ирины Геращенко о смене Минска как площадки для переговоров по Донбассу, весьма актуальна. Пусть и вынужденно, но Беларусь сейчас не может быть нейтральной в разрешении «украинского кризиса». Перспектива же появления военной базы РФ рядом с украинскими границами откровенно будет угрожать безопасности нашего государства с севера. И это – суровая и вполне реальная перспектива, о которой надо думать уже сейчас.

Есть в этой истории и важный политический вывод: похоже, Путин решил не идти на покой после 2024 года. Развитие Союзного государства – это и есть тот формат, который в Кремле могли придумать ради сохранения ВВП при власти пожизненно. Потому что в самой России переизбираться уже будет реально смешно – а тут новое государство, никаких ограничений нет. Можно даже сейчас сделать сперва Лукашенко первым президентом Союзного государства на пять лет – а там и самому пойти «на вечную вахту», как раз с 2024-го.

Обратим внимание, что когда уже меняли Конституцию РФ под возвращение Путина, то сделали это сразу после избрания Медведева – еще в 2008 году, то есть чтобы не было никаких сомнений. Вот и сейчас: идет только первый год якобы последнего срока Путина на посту президента РФ. Однако, надо не забывать, что когда-то такую эквилибристику с должностями любил Слободан Милошевич, который был то президентом СФРЮ, то президентом Сербии, то уже СРЮ. Но кончил он в итоге не очень хорошо – в тюрьме Международного трибунала в Гааге.

Виктор Чопа, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-