Импичмент по-молдавски

Импичмент по-молдавски

496
Ukrinform
Как Додон породил в Молдове сомнения в необходимости института президентства

Президента Молдовы Игоря Додона в четвертый раз после вступления в должность главы государства в 2016 году временно лишили президентских полномочий. Три раза – за его отказ подписать указы о кадровых перестановках в правительстве, и один раз – за неподписание принятого парламентом закона о противодействии российской пропаганде на территории страны. В Молдове, которая, согласно Конституции, является парламентской республикой, такая процедура возможна. 

Правом временного отстранения президента от должности обладает исключительно Конституционный суд, который и выносит соответствующий вердикт о такой же временной передаче президентских полномочий спикеру парламента или премьер-министру, получающих право подписывать соответствующие указы и законы. Молдавские журналисты «окрестили» описанную процедуру «импичмент по-молдавски».

СЕНСАЦИИ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ...

Однако, если при первом отстранении Игоря Додона от должности реакция общественности, СМИ и экспертов была весьма эмоциональной и неоднозначной, то последнее решение Конституционного суда, принятое в двадцатых числах сентября этого года, прошло практически незаметно, и было воспринято обществом как рядовое перемещение «фигур» в политической «игре» страны.

Правда, в последнем отстранении президента все же присутствовала небольшая интрига. В СМИ Молдовы на минувшей неделе появились броские заголовки о якобы предстоящем импичменте президенту. Будто бы премьер-министр Молдовы Павел Филипп выступил с инициативой об объявлении президенту Игорю Додону вотума недоверия. Нельзя сказать, что это вызвало бурную реакцию общества, но народ как-то «взбодрился». Хотя, как говорится, гражданам Молдовы в самый разгар осеннего сбора урожая винограда и фруктов – только референдума об импичменте и не хватало.

Павел Филип
Павел Филипп / www.moldova.md

Но, спустя некоторое время после публикации, заголовки видоизменились, а «сенсация», дойдя до премьер-министра страны Павла Филиппа, «лопнула» как мыльный пузырь и получила соответствующую оценку. Речь шла, как оказалось, об «образности» изложения, то есть – о намерении правительства обратиться в Конституционный суд в связи с отказом президента в очередной раз подписать указы о назначении двух новых министров в правительстве – министра сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды Николае Чубука и главы Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты Сильвии Раду.

НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОСТОЯННОГО, ЧЕМ ВРЕМЕННОЕ?

Нельзя не заметить, что в Молдове обращение правительства в Конституционный суд по кадровым перестановкам в Кабинете министров – мера не совсем обычная, но при этом – вполне законная. И применяется когда отсутствует компромисс между правительством и президентом. Сама процедура урегулирования конфликта между двумя ветвями власти, как уже отмечалось, проста. Суд временно отстраняет главу государства от должности, а его полномочия (также временно) передаются спикеру или премьеру. После подписания указов и принятия присяги у новых министров полномочия главы государства вновь возвращаются к их законному владельцу, то есть, к президенту.

К таким временным отстранениям президента от должности граждане успели попривыкнуть, так как нет ничего более постоянного... 

При этом почему-то умалчивается, что в случае с законами, которые президент отказывается подписывать, ситуация не такая уж безобидная.

В Конституции страны черным по белому написано, что «если парламент повторно голосует за принятие отвергнутого президентом закона, то глава государства обязан его подписывать». Эксперты задают вопрос: а кто, кроме Конституции, может обязать? И логично себе же отвечают, что «своим отказом президент нарушает Конституцию страны». А закон о противодействии российской пропаганде, как известно, Игорь Додон так и не подписал.

НУЖЕН ЛИ МОЛДОВЕ ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА?

Кстати, новые министры (здравоохранения и сельского хозяйства) уже назначены, указ об этом подписан временно исполняющим обязанности президента, спикером парламента Андрианом Канду. Но не это самое главное. После подписания указа и принятия присяги у новых министров председатель парламента впервые, пожалуй, со времен провозглашения независимости Молдовы усомнился в необходимости существования в стране института президентства.

Игорь Додон
Андриан Канду

«В ситуации, когда президент не соблюдает закон и данные ему Конституцией полномочия, а парламент и правительство работают, выполняя свои обязательства перед гражданами, не могу не задаться вопросом: а есть ли вообще смысл в дальнейшем существовании в стране института президентства? Есть ли необходимость в расходовании финансовых средств на содержание президентуры?», – с сожалением отметил Канду.

Президент, по его мнению, должен быть гарантом политической стабильности, балансом между ветвями власти, а не политическим игроком.

Сам президент Додон такой трактовкой очень искренне возмутился, как, собственно, и решением Конституционного суда, назвав его «опасным прецедентом нарушения юридических и демократических норм не только для Молдовы, но и для всего региона». Глава Молдовы также обещал «отстранить от должностей спикера и премьера», причем «отстранить надолго», намекая на победу пропрезидентской Партии социалистов на предстоящих парламентских выборах.

Игорь Додон не просто «пригрозил» победой на выборах, он согласился возглавить на них список Партии социалистов, что, по мнению многих политиков и экспертов, среди которых и экс-глава Конституционного суда Александру Тэнасе, является также нарушением Конституции, согласно которой глава государства – личность внепартийная. 

Президент объяснил свое решение не подписывать назначения в связи с тем, что новый министр здравоохранения, труда и социальной защиты Сильвия Раду, как и руководитель министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды Николае Чубук, якобы не имеют ни политической, ни моральной, ни профессиональной легитимности.

Пропрезидентская Партия социалистов выступила в поддержку Додона. В этой связи, в обнародованном социалистами заявлении отмечается, что временным отстранением Игоря Додона от должности правящая коалиция во главе с Демократической партией преследует цель исключить из предстоящей предвыборной гонки Партию социалистов.

Весьма странное заявление, особенно если учесть, что до парламентских выборов времени еще есть и есть, как говорится. Они запланированы на февраль 2019 года. Да и сами представители коалиции в своих заявлениях о предстоящих парламентских выборах и словом не обмолвились.

НЕУБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТОВ ДОДОНА И УДАР ПО ИМИДЖУ МОЛДОВЫ

В свете происходящих событий, резонно несколько детальнее остановиться на самих претендентах на должности. А сегодня это уже принявшие присягу министры.

Возможно, есть необходимость несколько отойти от старых стереотипов: министр обороны – обязательно кадровый военный, министр образования – обязательно педагог, соответственно, министр здравоохранения – с медицинским образованием и опытом работы в этой области.

Фото: https://gov.md
Фото: https://gov.md

Сильвия Раду (по образованию юрист), до назначения на должность министра здравоохранения на протяжении нескольких месяцев исполняла обязанности мэра молдавской столицы, после отстранения от должности Дорина Киртоакэ. За это время ей удалось очень много сделать для Кишинева и завоевать симпатии многих жителей молдавской столицы. На прошедших в начале лета нынешнего года внеочередных выборах мэра она хоть и проиграла, но сумела занять третье место (это около 20% голосов избирателей), уступив лидерство лишь представителям Платформы «Достоинство и правда» и Партии Социалистов – соответственно, Андрею Нэстасе и Иону Чебану. Весьма солидный для пребывающей всего несколько месяцев в этой должности Сильвии Раду рейтинг доверия среди жителей молдавской столицы. В особенности, если учесть, что в выборах такого уровня она вообще участвовала впервые, в то время как за плечами Нэстасе и Чобану был солидный политический стаж, в том числе и избирательный. А быть хорошим менеджером – это тоже талант и очень для руководителя значимый.

Второй же новый назначенец в правительстве Павла Филиппа – Николае Чубук также пришел не «с улицы», постоянно работал в различных структурах министерства сельского хозяйства. Сложно, в этой связи, не согласиться с мнением молдавского политолога Романа Михэеша, заявившего, что «аргументы президента о том, что предложенные на должности министров здравоохранения и сельского хозяйства кандидатуры профессионально не компетентны, а значит, не соответствуют должностям, – выглядят весьма неубедительными».

Безусловно, процедура временного отстранения президента от должности не является, по мнению эксперта, приятной процедурой, потому как она дает основания усомниться в способностях главы государства быть в гармонии со всеми государственными институтами. Но, по мнению другого известного в Молдове политолога, руководителя Центра политического анализа и консалтинга «Политикон» Анатолия Цэрану, отстранение президента от должности не только создает плохой имидж для Республики Молдова перед зарубежными партнерами, но и свидетельствует о несовершенстве законодательства страны, в том числе и конституционного.

Но это уже, как говорится, совсем другая история. И Молдове есть очень большой повод для размышления в этом направлении.

Зинаида Гурская, Кишинев

Фото на первой странице: presedinte.md

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>