Меркель предлагает Европе Совет Безопасности без России

Меркель предлагает Европе Совет Безопасности без России

Аналитика
6348
Ukrinform
Право вето будет. Поэтому Совет Безопасности Евросоюза имеет все шансы повторить судьбу Совета Безопасности ООН, хотя и не обречен на это

В мире все чаще звучат призывы как-то реформировать ООН, потому что ее главный орган — Совет Безопасности — не способен принимать нужные для безопасности мира решения из-за права вето одного из его постоянных членов. Тем временем канцлер Германии Ангела Меркель 30 сентября высказалась за создание аналога этого органа на европейском уровне — Совета Безопасности Европейского Союза. Зачем это?

Впервые идея такого нового органа управления Евросоюзом была официально озвучена в июне этого года в рамках германо-французских межправительственных консультаций. Разумеется, чтобы воплотить такую идею в жизнь нужна общее согласие ведущих стран Евросоюза, а Германия и Франция — первые из них.

Но главное: какой смысл в появлении Совета Безопасности ЕС?

Надо признать, что есть очевидные объективные причины. Нынешний консенсусный принцип принятия решений в ЕС очень демократичный, но очень проблемный (в смысле — малоэффективный). Во-первых, слишком много времени тратится на согласование интересов всех 28 (уже можно говорить о 27 — Великобритания покидает ЕС) членов союза. А любое решение должно быть не только правильным, но и своевременным, иначе кому оно иначе нужно, как говорится, в “свинячий голос”? Во-вторых, оттого, что согласования (компромисса) нередко достичь не удается, решения не принимаются вообще. Тогда Евросоюз просто остается в стороне от мировых событий, не влияет на них, а значит не имеет возможности отстоять свои интересы. К примеру, сегодня многим европейским лидерам очевидна необходимость усилить санкции против России, поскольку уже действующие не дают нужного эффекта. Но многим — не значит всем. В итоге ни новых санкций нет, ни старые не отменяются, как того хочет другая часть европейских политиков. То есть, Европа “зависла” между двумя принципиальными решениями – “воевать” с Россией или “мириться”, и инициатива политики Запада в отношении России полностью сейчас принадлежит США. Так статичность и неопределенность в сверхважном вопросе объективно отодвигает Европу на вторые роли в большой политике.

“Российская” политика — это лишь один пример, а в целом Европа, Евросоюз стремятся играть в мире такую же роль одного из центров, как США, Россия или Китай. А для этого нужно принимать быстрые решения, для чего и нужен такой мобильный орган как Совет Безопасности с числом членов, существенно меньше, чем 27. Не случайно Ангела Меркель называет целью создания СБ ЕС укрепление дееспособности и формирования нового порядка в вопросах именно внешней политики.

И проблема не только в скорости или невозможности (из-за отсутствия консенсуса) принятия решений. Настоящий компромисс, то есть ситуация, когда все довольны, практически недостижим, поэтому на практике части членов ЕС приходится соглашаться с мнением другой части вынужденно, под давлением. Это давление происходит, конечно, непублично, но ни для кого оно и не тайна. Поэтому создание Совета Безопасности ЕС, что, по сути, будет означать сужение круга стран, принимающих решение, узаконит (благоустроит) механизм, который и так уже существует де-факто.

Есть и субъективная, чисто “немецкая” причина появления идеи Совета Безопасности ЕС. ООН создана победителями во Второй мировой войне. Именно основные из них: США, Великобритания, СССР (ныне Россия), Франция и Китай, — и стали постоянными членами Совета Безопасности с правом вето. Германии (как и Японии) там, разумеется, быть не могло. Но с окончания мировой войны прошло уже больше 70 лет, и многое в мире изменилось. В частности, Германия стала мощнейшей экономикой Европы. Соответственно выросло и ее влияние на мировую политику. И Германия требует официального закрепления этого влияния, другими словами — официального признания, что она уже не побежденная в войне страна, а равноправный участник группы сильнейших этого мира. В рамках ООН такого официального признания она не получит, по крайней мере, несмотря на давние разговоры на эту тему, никаких сдвигов нет. Другое дело - в рамках ЕС. Здесь Германия де-факто уже давно лидер, который оказывает определяющее влияние на внешнюю политику союза, и, кстати, не только на внешнюю. Да, власть немцев в ЕС не абсолютная и такой никогда не будет, но и большей, чем у них, нет ни у кого, и вряд ли когда будет.

О более конкретных вещах: количестве членов СБ ЕС, правилах ротации, всем механизме функционирования, – будет смысл подробнее говорить, когда в ЕС придут к принципиальному согласию, что Совет Безопасности нужен. Пока есть только первые заявления политиков. Сейчас очевидно, что Совет Безопасности создавать (если до этого дойдет дело) на ротационной основе, как, собственно, формируется и Совет Безопасности ООН. Здесь с точки зрения демократии все в порядке. Вот только кто будет постоянным членом? Кто будет иметь право вето? Или его вообще не предполагается? Ничего определенного на эту тему пока нет. Однако вряд ли Германия и Франция пойдут на создание механизма, который при определенных обстоятельствах может сыграть против них. Крупные игроки всегда позаботятся, чтобы создать себе гарантию от заговора многих маленьких игроков. Так что вето будет. Поэтому Совет Безопасности Евросоюза имеет все шансы со временем повторить судьбу Совета Безопасности ООН, хотя и не обречен на это. Остается утешаться тем, что право вето в этом случае уже точно не будет иметь Россия.

Юрий Сандул. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>