Как Пашинян «доделил» постсоветское пространство на демократии и диктатуры

Как Пашинян «доделил» постсоветское пространство на демократии и диктатуры

Аналитика
801
Ukrinform
«Зеленый свет» досрочным выборам в Армении – это не только победа главы правительства, это еще и начало окончательного превращения страны в парламентскую республику

Армянский эксперимент, кажется, подводит черту под политическим развитием всего постсоветского пространства по критерию "где демократия и парламентаризм прижились, а где – не вышло ничего другого чем диктатура".

Умение вовремя сменить партнеров

Начало октября имело все шансы стать или продолжением революционных преобразований в Ереване, или началом реванша старых политических сил. Конфликт между парламентом и главой правительства был сугубо политическим: первый небезосновательно указывал на невозможность вмешательства исполнительной ветви власти в работу законодательной, а премьер Пашинян требовал скорейшего разблокирования возможности провести выборы. Ради уверенности в собственных силах бывший фронтмен апрельских протестов снова позвал под здание парламента сторонников и не просчитался – десятки тысяч жителей Еревана откликнулись. А дальше началось перетягивание каната – кто сильнее: все-таки Пашинян или ситуативное парламентское большинство, объединившее в своих рядах и прежнюю власть (Республиканская партия), и колеблющихся сторонников самого богатого человека Армении Гагика Царукяна из блока его имени, и старейшей партии страны «Дашнакцютун». Впрочем, пока универсальное политическое оружие Пашиняна работает – готовность жителей столицы выходить за своим лидером сделала свое дело: «республиканцы» и «дашнаки» заявили, что они не против выборов, но предостерегли от того, что в стране может образоваться политическая монополия на власть, и поэтому их надо проводить не в декабре, а в новом году – не раньше весны.

Но самой интересной была реакция господина Царукяна. Сначала он... просто молчал, не делая никаких заявлений и как бы находясь за границей. Соратники на этом фоне делали все более решительные заявления и складывалось впечатление, что политическая сила готова предъявить всем свою воистину «золотую акцию» в парламентских раскладах. Более того – если Пашинян так хочет в отставку – пусть идет, а мы выдвинем новую кандидатуру в премьеры и пусть кто-то попробует обвинить нас в том, что мы нарушаем конституцию или законы. И действительно – по букве закона парламент был бы прав.

Нікол Пашинян і Гагік Царукян підписали меморандум про проведення позачергових парламентських виборів у Вірменії в грудні поточного року (8 жовтня 2018 року)
Никол Пашинян и Гагик Царукян подписали меморандум о проведении внеочередных парламентских выборов в Армении в декабре текущего года (8 октября 2018 года)

Интрига и напряжение продолжалась до 8 октября, когда Царукян вернулся в Ереван и... объявил о поддержке идеи досрочных выборов в середине декабря и отказался выдвигать кандидата на главу правительства после отставки Пашиняна, сохраняя этим для последнего право быть до выборов «и.о.». Потом состоялась встреча Пашиняна и Царукяна, после которой они подписали соответствующее соглашение о проведении выборов, ознаменовав завершение политического кризиса.

16 октября Пашинян подал в отставку, а 18-го сделал заявление, что в стране «больше нет олигархов». А когда журналисты удивленно спросили его о Царукяне (а на самом деле есть и другие кандидаты на эту роль – например, бизнесмен и депутат Самвел Алексанян, частную охрану которого Пашинян недавно приказал разоружить и задержать), то глава правительства пояснил, что Царукян теперь – «владелец крупного бизнеса», мол, возможности влиять на политику напрямую у него больше нет. Как говорится – все сделали вид, что поверили...

У кого выдержки больше?

Очевидно, о чем-то Пашинян и Царукян все же договорились. И тут приходится переходить к предположениям и версиям. Первая из них – банальная: они просто договорились о разделе сфер влияния в стране, а после выборов – образуют или официальную, или «теневую» коалицию, а блок Царукяна получит министерские портфели открыто или просто будет иметь приоритетное влияние на определенные сферы. Вторая – каждый ведет свою хитрую игру, Пашинян надеется на однопартийное большинство, когда никто ему больше не будет нужен вообще, а Царукян вполне может выдвигать аргументы чисто экономического содержания – влиять на экономику небольшой и бедной страны богатейшему человеку очень просто, а выводить активы никто владельцу запретить не может. Есть и третий вариант: за рубежом Царукян якобы мог побывать в очень разных кабинетах – от экс-президента изгнанника Сержа Саргсяна, с которым мог согласовать хитрый план возвращения страны к режиму власти «на двоих», или – в кулуарах МИД или администрации президента Франции, где убедил главного финансового донора Армении с Запада, что Пашинян – далеко не лучший гарант евроинтеграции страны.

Как бы там ни было, но досрочные выборы в декабре и победа Никола Пашиняна на них кажутся достаточно реальными. Но с каким результатом? В воскресенье, 21 октября состоялись досрочные выборы глав в четырех крупных городах Армении, где бывшие мэры-«республиканцы» были вынуждены пойти под давлением Пашиняна и улицы.

Главной сенсацией стало то, что была зафиксирована рекордно низкая явка: в Армавире, Раздане и Эчмиадзине на участки пришло всего от 34 до 37% избирателей, в первых двух городах выдвиженцы, поддержанные Пашиняном, выиграли - по 68% каждый. Причем в Раздане мэром стал сын депутата парламента от партии Пашиняна (ну, это об искоренении семейственности во власти). А вот в отдаленном от столицы городе Капан, несмотря на личную агитацию главы правительства, на участки пришли сразу 55% избирателей, а кандидат от новой власти проиграл своем беспартийном оппоненту со счетом 44 на 54%.

О чем говорит, прежде всего, такая явка? Люди устали от революции и громких акций? Или может те же «республиканцы» смогли демобилизовать своего избирателя и, не выдвинув своих кандидатов, дали понять собственному электорату – на выборы ходить не надо. Пока что. А когда будет надо – дадим сигнал. Как не крути, но снижение активности народа, которая является главным двигателем политики Пашиняна – тревожный звоночек.

Перепутье: или – парламентаризм, или – диктатура

А вообще, события последних полгода в Армении – это такой политический сериал, актуальный для всего постсоветского пространства. Потому что в Ереване происходит очень любопытная политическая коллизия: страна, для которой прежняя власть разработала один сценарий, не меняя формально его сущности, пошла качественно другим путем. А именно: парламентскую республику с соответствующими изменениями в конституции создавали на самом деле для Сержа Саргсяна, который должен был пересесть из одного кресла в другое и продолжить управлять страной в полуавторитарном стиле с соблюдением внешних признаков демократии при наличии непубличных договоренностей с теми же олигархами. Не получилось. И вот идею парламентской республики воплощает в жизнь совсем другая команда, а насколько успешно у нее это получается – сказать пока сложно.

Но важно другое. Именно с победой «гранатовой революции», кажется, завершилось разделение постсоветского пространства на демократические и авторитарные страны. Первые – ушли к западным стандартам, как Эстония, Латвия, Литва, через большие испытания – Украина, неожиданно Кыргызстан, Армения приближается. Другие – погрязли в диктатуре навсегда: Россия, Беларусь, страны Центральной Азии, Азербайджан. Признаком отличия стали именно эти различные формы правления – где европейский выбор – там парламентская модель, где диктатура – президентская, а по сути монархическая. Вот через неделю и Грузия в последний раз будет выбирать своего президента всеобщим голосованием, потом – будет уже коллегия выборщиков и полный переход к парламентской республике. И эта модель развитого парламентаризма и ответственности представительной власти перед избирателями работает куда лучше, чем единоличная фигура вождя, да еще и бессменного.

Осознание именно этой истины важно сейчас для Украины, также стоящей на распутье: «крепкая рука», особенно в дни войны, важна как никогда. И то, что эта рука должна быть наделена властью и доверием непосредственно от народа – неоспоримо. Как и то, что с волей народа спорить бессмысленно. Иначе найдется и у нас со временем свой Пашинян. Нашим кормчим в условиях парламентско-президентской республики после 2014 года (Порошенко, Яценюк, Гройсман, Парубий) все же хватило ответственности сразу не пускаться в дрязги вокруг полномочий и не повторить судьбу «оранжевой команды-2005». Поэтому есть надежда, что демократические преобразования в Украине уже стали необратимы, как и в Армении, Грузии и тех странах, граждане которых помнят, что остановить стремление людей к счастью и справедливости невозможно. Важно, чтобы сами украинцы наконец оценили и эту – скорее мировоззренческую, чем материальную победу. Потому что без нее – других тем более не будет.

Виктор Чопа. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-