США–РФ: разрыв Договора 1987 года – проблема Украины, прежде всего

США–РФ: разрыв Договора 1987 года – проблема Украины, прежде всего

Аналитика
2084
Ukrinform
Что означает для безопасности разрыв Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности между США и РФ?

Соединенные Штаты сообщили, что намерены в ближайшее время в одностороннем порядке прекратить действие Договора 1987 года о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Официальная причина – систематическое нарушение Россией своих обязательств в рамках соглашения и развитие Москвой новых видов ракет, которые должны быть ликвидированы в соответствии с договором. Сегодня в Россию прибывает советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон. От того, как пройдут его переговоры с россиянами, зависит, действительно ли Штаты выйдут из Договора или пока отложат это решение.

Заявление Соединенных Штатов стало неожиданностью для многих, особенно для европейских государств. То, что президент Дональд Трамп давно выступает за наращивание, а не ограничение, оружия, известно всем. Но мало кто верил, что он решится развалить этот Договор, ставший результатом многолетних напряженных и сложных переговоров между США и тогда еще СССР. С другой стороны, в Соединенных Штатах эта дискуссия продолжалась давно. Соглашение последовательно критиковали сторонники правого республиканского крыла американской политики, «ястребы», которые считают, что только новый договор или гонка вооружений США защитят от врагов. Соответственно, более умеренные политики, преимущественно из лагеря Демократической партии, считали, что этот Договор является важным элементом архитектуры, которая поддерживает баланс сил в мире и сохраняет какой ни какой, но мир, удерживая Россию и США в определенных рамках по производству ракет.

В самой России тоже велись дискуссии о дальнейшей целесообразности соглашения. Еще в 2007 году российские военные прямо говорили о намерении пересмотреть договорную базу системы ядерного сдерживания, особенно после того, как США анонсировали развертывание системы ПРО в Восточной Европе. Близкий соратник Владимира Путина Сергей Иванов, еще будучи министром обороны, называл договор о ликвидации РСМД «реликтом холодной войны». Но тогда дальше угроз ситуация не пошла.

Когда Дональд Трамп пришел к власти и начал разрушать основы старого мирового порядка, который он презирает, вопрос опять возник в публичной плоскости. Его сторонники, особенно те из них, кто оказался на высшей ступени политической власти, осторожно продвигали идею расторжения соглашения или его обновления на условиях Вашингтона. Собственно, они своего добились, а Дональд Трамп пытается реализовать эту идею.

Стоит отметить, что этот Договор действительно в какой-то момент перестал быть актуальным. Давно известно о том, что и Соединенные Штаты, и Россия его систематически нарушали, играя мышцами в различных регионах мира. Еще во времена администрации Барака Обамы поднимался вопрос нарушения положений Договора, но все обошлось словесными перепалками.

Кроме того, появление новых глобальных и региональных игроков, способных бросать вызов американской гегемонии, заставляет США пересматривать договор и распространять его на третьи стороны. Конечно, прежде всего речь идет о Китае, который не является стороной сделки, и активно развивает ракетные тактические комплексы и новые виды крылатых ракет наземного базирования. Это беспокоит США, которые планируют загнать Пекин в те же рамки, куда в свое время загнали Михаила Горбачева и поздний Советский Союз. Соответственно, решение США о выходе из Договора о ликвидации РСМД следует рассматривать не как исключительно антироссийскую акцию, а как элемент глобальной политики, попытки заключить новое, на этот раз трехстороннее, соглашение между Вашингтоном, Москвой и Пекином. Кроме того, ракеты среднего и малого действия уже есть на вооружении у Израиля, Индии, Пакистана, КНДР, Ирана.

Однако на этом пути у администрации Трампа могут возникнуть определенные проблемы. Понятно, что нарушение Договора происходили очень часто обеими сторонами, а его положения уже устарели для нынешнего мирового порядка. Тем не менее, существует вариант, при котором Россия и Китай могут просто отказаться подписывать новый договор. Скорее всего, так сперва и будет. В конце концов, в США рассчитывают на 1-2 года конфронтации и гонки вооружений перед тем, как снова сесть за стол переговоров. Впрочем, если Китай и РФ решат пойти на стратегическую конфронтацию и откажутся подписывать новый договор на условиях США, встает вопрос: а что дальше?

Гонка вооружений, которая однозначно разразится после выхода США из договора, не особенно пугает россиян и китайцев. Она приведет к росту общемирового напряжения, расширению военной инфраструктуры глобальных игроков и увеличению риска войны. Например, если американские ракеты будут развернуты в Чехии, Польше и Румынии, Россия может сделать то же самое, и мир откатится назад во времена «холодной войны», когда ракеты двух глобальных противников были нацелены на европейские столицы и друг на друга. Но разница в том, что в нынешние времена игроков, способных развернуть ракеты, гораздо больше. Непонятно, как поведет себя Китай, который находится на финальных этапах становления себя как глобальной державы, равной Соединенным Штатам. Так же неясно, будет ли ответ со стороны Ирана, Турции, Саудовской Аравии, и как на это будут реагировать сами американцы.

Другая большая проблема, которая уже сейчас прослеживается – сопротивление со стороны Европы. В отличие от «холодной войны», когда европейцам было выгодно держать американский зонтик безопасности в виде ракет, нацеленных на СССР, из-за страха «красной угрозы», теперь эта угроза для них неочевидна. Часть европейских элит завязана на российские и китайские деньги. Угроза вторжения РФ и захвата русскими Европы давно считается абсурдом. Глобализированная Европа, которой важнее торговля и энергетика, не видит для себя необходимости участвовать в глобальной гонке вооружений. А значит, Европа не поддержит решение США и может даже сопротивляться вероятному развертыванию американцами ракет на своей территории. Другими словами, решение США может толкнуть Европу еще больше к России и Китаю, так же как это сделали решение администрации Трампа по поводу Ирана и импортных пошлин на сталь и алюминий.

Часть европейских и азиатских государств вообще обеспокоена тем, что общее снижение стабильности в мире не просто еще больше ухудшит стабильность рынков и международных коммуникаций, но и сделает из этих государств арену возможной войны. Особенно это касается тех государств, которые расположены между главными противниками: США и РФ, Китаем и США. Среди них и Украина, которая вполне может стать полем для нового конфликта в результате новой раскрутки гонки вооружений и роста напряженности в регионе. Это же касается и Прибалтики, и Кавказа, и Вьетнама и Мьянмы. Никто из них не хочет быть полем боя или буфером. Даже если на их территории никакого конфликта не будет, сам факт роста напряжения и вероятности войны сделает эти государства непривлекательными для инвесторов.

Несмотря на эти проблемы, США не остановятся и, скорее всего, выйдут из Договора. Согласно его положениям, сторона может расторгнуть договор спустя шесть месяцев после того, как известит о таком решении другую договаривающуюся сторону. Соответственно, если это произойдет сегодня, уже за полгода Россия и США не будут больше связаны обязательствами по ликвидации своих ракет. А это означает, что гонка вооружений может начаться уже в следующем году. А через 1-2 года стороны смогут предметно говорить о подписании нового соглашения, в зависимости от того, на каких исходных позициях окажутся глобальные игроки в результате гонки вооружений. А от того, согласится ли Китай принимать участие в этих «гонках», будет зависеть, попадет ли он в клуб мировых лидеров, ведь Дональд Трамп, вовлекая Китай в эту сделку, автоматически вовлекает его в состав глобальных государств, уравнивая Пекин с Вашингтоном.

Самый большой вызов таким маневрам США может заключаться в сопротивлении стран, которым гонка вооружений не выгодна (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия, Вьетнам, Филиппины, Индонезия и др). А также - реальное желание/нежелание КНР втягиваться в эти процессы, ответ России, а также внутренние политические процессы в США, где часть общественности так же не настроена поддерживать новый виток глобального перевооружения.

Илия Куса, эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего для Укринформа

Первое фото - коллаж с американского новостного сайта Sky News

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-