Любовь в двух шагах от войны и печаль далекого тыла

Любовь в двух шагах от войны и печаль далекого тыла

425
Ukrinform
Украинские акценты закончившегося в Риге фестиваля документального кино

В столице Латвии перевалил за середину Рижский международный кинофестиваль (Riga International Film Festival). А вот проходивший в его рамках Артдокфест, под руководством известного документалиста Виталия Манского, во вторник закончился. В конкурсной программе Фестиваля было сразу три украинских ленты: «Дельта», «Домашние игры», «Папа – мамин брат». Заметными оказались еще несколько фильмов об Украине – иностранного производства. Ну и очень впечатляющими, вскрывающими истоки разных процессов, была пара-тройка лент о России, стране-агрессоре.

НЕТ ЧУЖИХ ДЕТЕЙ

Итак, об украинских фильмах. Первым показали «Дельту» Александра Течинского. Это о будничной жизни в дельте Дуная (Вилково и Вилковский район Одесской области). Неторопливый фильм талантливого молодого режиссера без прикрас показал провинциальность и, увы, убогий быт тех мест. Жизнь идет, течет вместе с Дунаем и его рукавами по природному календарю, начиная от Святого Миколая, транзитом через Новый год, Рождество, Крещение – и к весне. Но до Пасхи, праздника возрождения жизни, не доходит. Религиозная обрядовость – вроде бы и истовая, и правильная (в кадре много староверов, вернее того, что осталось в здешних местах от староверчества).

Течинский на представлении фильма
Александр Течинский на представлении фильма «Дельта»

Но это все в стадии затухания – словно свечка перед иконой святого. Кажется, что фильм – вообще об умирании, отмирании старого образа жизни. Но прихода нового – на смену – пока что не очень заметно. И это очень обидно – ведь живут эти люди на границе с Румынией, ЕС. А такая граница не только разделяет, но и объединяет. У этого региона, по определению, в принципе, – огромный потенциал для развития, вопрос только в том – как его реализовать...

При всем сказанном – от фильма не остается ощущения мрачности, беспросветности. Видимо, потому что сделан он в традициях великого украинского поэтического кино. Видеоряд картины безупречно эстетски выверен. Эта красота, разлитая во всем, не только прекрасном, но и безобразном, ржавом, сломанном, – оставляет надежду на что-то светлое.

Коваленко (
Алиса Коваленко ("Домашние игры") со своим мужем и продюсером Стефаном Сиоханом

Еще два украинских фильма «Домашние игры» (режиссер – Алиса Коваленко) и «Папа – мамин брат» (Вадим Ильков) оказались удивительно созвучными. В одном старшая сестра, сама лишь 20-летняя, занимается своими маленькими братом и сестрой, готовит их к поступлению в школу. А все потому, что их отец ведет асоциальный образ жизни, бессовестно прожигая пособие на детей. В другом – дядя вынужден воспитывать племянницу, поскольку ее мама (мать-одиночка) имеет проблемы со здоровьем (видимо, психологического плана). Героиня первой картины – игрок украинской женской футбольной премьер-лиги, мечтающая о национальной сборной. Герой второй – андеграундный певец и художник. Самовыражение в этой жизни для них чрезвычайно важно, но... Забота о детях, не своих, но и не чужих (чужих вообще не бывает), становится для них наиважнейшим в жизни.

Показательно, что в украинских фильмах на этот раз не было стрельбы, взрывов, огня. А ведь у того же Течинского – прошлый фильм был о Евромайдане, у Коваленко – о войне. Но теперь украинские кинохудожники задумались, пожелали запечатлеть и мирную жизнь. И это тоже не случайно: уж в таких обстоятельствах находится наша страна. Нужно как-то обустраивать ее, развивать, несмотря на идущую на востоке войну.

ВОЙНА БЛИЗКАЯ И... ОЧЕНЬ БЛИЗКАЯ

Но война была в иностранных фильмах об Украине, показанных на фестивале. Например, в немецкой ленте «Аня и Сережа» известного режиссера Иветты Лёкер рассказывается о молодой паре из Мариуполя. Аня и Сережа на прямой вопрос автора картины, какие у них отношения, смущаются, начинают отшучиваться. А в конце фильма говорят, что будущее их – непонятно, поскольку оно для них не менее туманно и страшно, чем смерть...

Во многом это из-за войны. Она тут в предваряющих титрах и фоном – несколько разрушенных домов крупного промышленного города, ставшего вдруг прифронтовым. Но встык этому – новенькие троллейбусы и патриотические граффити в окне проезжающего транспорта. Подобные противоречия, контрапункты – во всем. С одной стороны – трудности в поиске работы в городе, завязанном лишь на несколько крупных производств. С другой – Аня и Сережа отплясывает не на какой-то убогой дискотеке, а на классном концерте группы Dakh Daughters, выступающей в Мариуполе на Гогольfest'е.

Пара и сама старается проводить какие-то перформансы. Может, не совсем удачно. Но они чего-то хотят, к чему-то стремятся. Аня вообще думает уехать в другой город покрупнее (и видимо, подальше от войны) – в Харьков или, скорее, во Львов. Однако Сережа пока не решается поддержать ее выбор. Вот эта их нерешительность персональная, как и нерешенность многих проблем на государственном уровне, и застает нас в конце фильма. Показательно, что у самой Лёкер впечатления от Мариуполя остались все же позитивные. Значит, все зависит от наших героев. Нужно решаться, действовать, работать.

Кадр из фильма «Далекий лай собак»
Кадр из фильма «Далекий лай собак»

А в датской картине Симона Леренга Вилмота «Далекий лай собак» рассказано о жизни в прифронтовой зоне на Донбассе, в районе Гнутово. Главные герои – бабушка и внук. А мама погибла от снаряда. Жизнь здесь также идет по природным, естественным циклам. Вид, открывающийся с пригорка на Кальмиус, прекрасен в любое время года. Но неизменно и другое – взрывы, то дальние то совсем близкие. И сполохи от перестрелки «градами» тоже частенько вторгаются в пейзаж. Бабушка, внук, приезжающий в гости второй внук, кот, собака и... изо дня в день война. Война, ставшая частью быта. Это противоестественно, несовместимо. Но тут оно совмещается. Что страшно. И больно.

УРОКИ МУЖЕСТВА И ПРОПАГАНДЫ

Также на Артдокфесте-2018 показали несколько остро-политических фильмов о современной России. Впечатлила короткая, 29-минутная лента Александра Зубовленко (Белоруссия) «Уроки мужества».

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Уроки мужества"

В ней показана милитаристская накачка российской молодежи в «военно-патриотических клубах» на примере одного из них – в ближнем Подмосковье, точнее, городе Пушкино. То, что дети ходят в дальние походы, проходят военную подготовку, само по себе, может, и не так страшно (подобное есть в разных странах). Ужасно то, что вкладывается им при этом в голову. А это ложь, переворачивающая ситуацию с ног на голову. Детям страны, ведущей сразу несколько агрессивных войн, говорят, будто на их страну нападают, а она лишь вынуждена обороняться.

Поздоровкин (
Максим Поздоровкин ("Наш новый президент") на круглом столе

Своеобразным продолжением «Уроков мужества» стала американо-российская лента Максима Поздоровкина «Наш новый президент». Сам Поздоровкин живет в США. Видимо, именно поэтому ему со свежим, несколько отстраненным взглядом удалось так остро, ярко и остроумно рассказать о российской пропаганде. На примере того, «как россияне выбирали Трампа», а потом радовались его победе. Сам режиссер на обсуждении фильма согласился с мыслью, что главные герои его фильма – это, по сути, три злых гения российской пропаганды: телеканал Россия-1 и Дмитрий Киселев, Russia Today и Маргарита Симоньян, НТВ и Ирада Зейналова. Сейчас режиссер уже думает о сюжете продолжения «Наш новый президент-2».

Пожалуй, наибольшие споры на Артдкофесте разгорелись в связи с фильмом, с показа которого начинался фестиваль. Это «Сын» Александра Абатурова о подготовке российского спецназа. Предыстория его такова. В 2013 году в Дагестане погиб российский спецназовец, двоюродный брат режиссера. Родители парня, дядя и тетя документалиста попросили Абатурова сделать фильм о его брате. Получившаяся картина – «Сын» – в итоге такова, что одни воспринимают ее, как антимилитаристскую, а другие – милитаристскую, которую можно показывать на телеканале «Звезда» для пропаганды российской армии.

ОСТРОТА КРУГЛЫХ СТОЛОВ

Почему так получилось? В фильме есть две части, два потока – подготовка безликого спецназа и конкретная семья, горе родителей, потерявших сына. Горе мы увидели, иначе просто быть не могло. Но... родители, скорбя, явно гордились погибшим сыном. Погибшим еще в 2013 году (что для Украины особенно важно), но не на срочной, а на сверхсрочной, контрактной службе. При этом у автора нет уточняющих вопросов – к армии, к правительству, к себе... Например, с кем воюет российская армия в Дагестане? С террористами? А с кем в других местах?.. Ни вопроса, ни упрека – ничего.

 «Сын» Александра Абатурова
Кадр из фильма «Сын» Александра Абатурова

Поэтому от фильма остается довольно тяжелое, двойственное ощущение. Последний кадр – солдат загружают в военный самолет через грузовой отсек: впихивают, втискивают – двери-лопасти закрываются. Кто-то растерянно оглядывается – это очень похоже на мясорубку с загруженным материалом. Образ впечатляющий. Но одним этим образом недоумений не снять. Тем более, что кадром раньше юный солдат вопит, дурашливо кривляясь: «На войну едем! Убивать едем!». Куда же полетели живые (пока еще) однополчане погибшего брата и сына? В Украину, в Сирию?.. Видимо, да. Поэтому нам невозможно сочувствовать и желать здоровья нашему прямому военному противнику. Это неминуемо.

Именно об этом много говорилось на одном из круглых столов Артдокфеста. А на другом – обсуждался вопрос, почему российские режиссеры-документалисты перестают снимать фильмы на острые политические, общественно-значимые темы. И что ж тут только не прозвучало: «усталость от политики», «усталость от тщетных попыток повлиять на политику», «чисто творческие другие интересы», «поэтические образы, которые воздействуют на людей исподволь, но все же воздействуют, что проверено еще с советских времен»...

Признаться, слышать это было несколько странно. Тем более, что в тот же день вышло расследование «Новой газеты» о грязных делах «повара Путина» Евгения Пригожина (в том числе, запугиваниях и даже убийствах российских активистов, журналистов).

Но, к счастью, нашелся человек, который просто и понятно сказал: российские документалисты перестают снимать фильмы на острые, политические темы, которых в России пруд пруди, просто потому что хотят жить. Это же ситуация не новая – сначала палки в колесах, как минимум, трудно будет работать. Потом подойдут в темном закоулке – и изобьют, как Шлосберга или Кашина. Потом пришьют статью, что в России делается очень быстро... И все. И ты уже никогда ничего «такого» делать вопреки не захочешь.

Показательно то, что эти слова на том круглом столе развития не получили. Больше никто не стал об этом говорить. Промолчали. Видимо – так, на всякий случай. Лишь какая-то дама из Германии сказала, что не верит, будто это так. И это тоже не менее показательно. Судя по немецкой прессе, там не вполне понимают всю угрозу, исходящую от нынешнего кремлевского режима...

Итак, Артдкофест закончился. Но три традиционных приза основного конкурса: Гран-при, приз за лучший полнометражный документальный фильм и специальный приз жюри будут вручены не сейчас, а лишь в начале декабря. И, возможно, в Москве. Но это – по состоянию на данный момент, а за полтора месяца еще многое может измениться.

Кадр из фильма Сергея Лозницы
Кадр из фильма Сергея Лозницы "Процесс"

Да, Артдкофест закончился, но большой Рижский международный кинофестиваль, в рамках которого он проходил, продолжается – до 31 октября. По его завершении вы узнаете о самых ярких событиях Riga IFF-2018, в том числе – о двух выдающихся документальных фильмах от маститых режиссеров – «Процесс» Сергея Лозницы и «Свидетели Путина» Виталия Манского. И о том, как их тут приняли.

Олег Кудрин. Рига

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-